Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:29, реферат
Я выбрала эту тему потому, что я будущая мама. Сейчас мне немного рано говорить о детях, но стоит заранее ознакомиться с теми трудностями, с которыми предстоит столкнуться в роли родителей. Зачастую, взрослые неправильно реагирую на непослушание детей, плаксивость, непослушание. Многие не осознают, что дети переходят на новый этап развития и стоит не ругать их, а наоборот – помочь им адаптироваться и справиться со сложностями. В данной работе я попытаюсь раскрыть основные периоды кризисов детского возраста, конфликты, которые могут возникать в детском возрасте и способы их разрешения.
Выделим общие черты кризиса:
1) кризис предшествует переходу на новую
ступень развития;
2) он является необходимым условием развития;
3) содержание составляет "накопление
противоречий в уже сложившейся актуальной
социальной ситуации развития" (Соколова,
Николаева, 1995);
4) "общим итогом является возникновение
ряда психологических новообразований,
не свойственных предшествующим этапам
развития"
Кризисы – нелёгкие периоды для всей семьи, но больше они значимы для самого ребёнка, для его эффективного развития. Именно в это время особо важно проявить своё адекватное и достойное родительство.
Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить хотя бы в виде гипотезы наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве (Штерн).
Конфликты детского возраста.
С детскими конфликтами
взрослые сталкиваются довольно рано.
Их появление ученые относят к возрасту
от одного года. У младших детей конфликты
чаще всего возникают из-за игрушек, у
детей среднего возраста – из-за ролей,
а в более старшем возрасте – из-за правил
игры. Детские конфликты могут возникать
по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей
в общении, ценностей и потребностей.
Детские конфликты могут
быть внутриличностными, межличностными
и групповыми.
Причины возникновения конфликтов:
В общении детей друг с
другом возникают ситуации, требующие
согласованности действий и проявления
доброжелательного отношения к сверстникам,
умения отказаться от личных желаний ради
достижения общих целей. Дошкольник еще
не осознает свой внутренний мир, свои
переживания, намерения, интересы, поэтому
ему трудно представить, что чувствует
другой. Он видит только внешнее поведение
другого: толкает, кричит, мешает, отбирает
игрушки и т.д., но он не понимает, что каждый
сверстник – личность, со своим внутренним
миром, интересами и желаниями. Важно помочь
ребенку посмотреть на себя и сверстника
со стороны.
В группе ярко выделяются
дети популярные и непопулярные. Популярные
дети – это ловкие , умелые, смышленые,
опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных,
тихих, плаксивых, вредных, агрессивных,
слабых и плохо владеющих игровыми действиями
и речью ( в число таких детей попадают
дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной
эмоциональной атмосферой, дети из семей
с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными
типами воспитания, это агрессивные, плохо
контролирующие свое поведение дети, тревожные
дети). У сверстников вызывают раздражение
те дети, с которыми трудно договориться,
кто нарушает правила, не умеет играть,
медлительные, несообразительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют
конфликтные ситуации трудные или конфликтные
дети:
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов.
Главное – знание возрастных
особенностей ребенка.
Непослушание, упрямство, неорганизованность
поведения, медлительность, робость, неусидчивость,
леность, беззастенчивость, лживость,
слабоволие – часто служат причиной недовольства
взрослых, вызывая эмоциональную напряженность
отношений и взаимное раздражение.
Особенности общения со сверстниками:
Эмоциональное неблагополучие,
связанное с затруднениями в общении,
может привести к психическому заболеванию
( от агрессии до страха)
В дошкольном возрасте у
ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со
стороны взрослого ( воспитателя и родителя)
ему очень необходима.
Нужно научить ребенка социально приемлемым
нормам поведения и общения.
Основные подходы в разрешении конфликтов
в детском коллективе.
Разрешение конфликта – это:
В детском возрасте
конфликтных ситуаций великое множество
и во многих из них порой бывает трудно
разобраться. Все детские ссоры обычно
разрешаются сами собой, и поэтому к ним
надо относиться как к естественным явлениям
жизни. Небольшие стычки и ссоры можно
расценить как первые жизненные уроки
взаимодействия с людьми одного круга
(равными), с окружающим миром, этап обучения
методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым
без особой необходимости не стоит вступать
в ссоры детей. Надо, чтобы они научились
самостоятельно выходить из спорных ситуаций
и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит
в том, чтобы научить детей некоторым правилам
жизни среди других людей( каждый – человек,
со своими желаниями, переживаниями), в
которые входит умение выразить свое желание,
выслушать желание другого, договориться.
При этом ребенок должен быть равноправным
участником этого процесса, а не просто
слепо подчиняться требованиям взрослого
или более сильного партнера(находить
выход из сложившейся ситуации, варианты
решения конфликта)
Взрослый должен высказать
детям свое отношение к конфликтной ситуации.
Нужно учить детей объяснять друг другу,
что они хотят, а затем предлагать им обдумать
выход из положения ( не нужно преуменьшать
способности детей в этом отношении, уже
в раннем возрасте возможно совместное
принятие решения).
Два способа разрешения конфликта:
Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним
играть»
«Сам буду играть»
«Позову воспитателя и она заставит всех
играть»
«Всех побью и заставлю играть»
Конструктивный: «Предложу другую
игру»
«Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
Методы профилактики конфликтов.
Конфликты в детском
коллективе легче предупредить, чем разрешать.
Наиболее перспективно предупреждение
конфликтов на ранних стадиях, на стадии
их зарождения. Признаками зарождения
конфликтов могут быть : стычки между детьми,
нарушение дисциплины, обзывание, приставание,
нарушение правил в играх, отчуждение
ребенка от группы, затянувшееся выяснение
отношений. Воспитатель обязан обратить
внимание на каждый такой штрих и принять
меры по предупреждению назревающего
конфликта.
Группу детей в определенное
время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать
в группе здоровый нравственно-психологический
климат, уважительное отношение к личности,
ее достоинствам и индивидуальным особенностям,
самокритичность, доброжелательность,
организацию продуктивной деятельности,
высокий авторитет воспитателя. Воспитатель
должен заметить нежелательные поведенческие
тенденции и перестроить их не приказным
порядком, а психологическим путем, используя
совместные игры и занятия. Очень важен
личный пример воспитателя, который избегает
суждений и оценок, ущемляющих достоинство
ребенка ( оценки должны касаться только
поступков детей)
Очень важным аспектом воспитания
является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное
поведение соответствует определенным
стандартам, правилам, регуляторам, которые
установились в данном обществе.
Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Одним из направлений
педагогической деятельности воспитателя
должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками,
для этого используются:
- сюжетно-ролевые игры ( в том числе и с
наличием проблемной ситуации)
- имитационные игры ( имитирующие в чистом
виде какой-либо человеческий
процесс)
- интерактивные игры ( игры на взаимодействие)
- социально-поведенческие тренинги ( направленные
на обучение модели
конструктивного поведения в разрешении
конфликтной ситуации)
- обыгрывание конфликтных ситуаций и
моделирование выхода из них
- психогимнастика
- чтение и обсуждение художественных
произведений
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных
фильмов с
последующим моделированием новых версий
- дискуссии
Заключение.
В заключение я могу сказать, что я узнала много полезного и поучительного. Например то, что затруднение детей в общении со сверстниками может привести к психическому заболеванию, поэтому нужно помогать ребёнку всеми силами преодолеть эту трудность. Полезным оказался совет на счёт того, что взрослым без необходимости не стоит вступать в конфликты детей, нужно, чтобы они сами учились разрешать конфликтные ситуации.
Ещё я узнала о том, что малыши в возрасте 2,5 – 3 лет начинают имитировать поведение взрослых, поэтому нужно контролировать себя и направлять ребёнка в нужную сторону.
Я не жалею, что выбрала именно эту тему. Она оказалась очень познавательной, и то, что я узнала в ходе этой работы пригодится мне в будущем.
Список литературы: