Кризисы семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 22:13, лекция

Описание работы

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

Файлы: 1 файл

Кризисы семейных отношений.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

 

 Идентифицированный пациент,  или носитель симптома, может  появиться в семье как при  попытке сохранения гомеостаза  во время прохождения какой-либо  стадии жизненного цикла семьи,  так и при переходе с одной  стадии на другую. Обращаясь за  психологической помощью, семья,  как правило, желает избавиться  от симптома, но при этом не  хочет что-либо существенно менять. В этом случае на месте одного  симптома впоследствии может  появиться другой, не менее серьезный.  Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает  ребенок.

 

 Для определения особенностей  прохождения семьей кризисных  периодов необходимы анализ и  учет семейных «нормативных фильтров».  Под «нормативными фильтрами»  мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций,  представлений, характерных для  данной семьи. Их искажающее  влияние может быть различным.  Идеальными представлениями могут  быть частично объяснены такие  факты, при которых даже незначительные  проблемы в семейной жизни  субъективно переживаются семьей  очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличии серьезных  кризисов в развитии их члены  могут не рассматривать ситуацию  как катастрофическую, оставаться  сплоченными, адекватно реагирующими  на все происходящее и оказывающими  поддержку друг другу. Обычно  члены семьи представляют консультанту  «откорректированную» картину семейной  жизни, отражающую их идеальные  представления. В соответствии  с этим важным является умение  семейного психолога рассмотреть  эту картину, проанализировать  и выявить зоны риска для  данной семьи.

 

 Особенностью данной  работы является использование  многоуровневой модели психологического  функционирования семьи в анализе  семейных кризисов с фокусировкой  на микросистемном уровне. Это  значит, что в центре анализа  находятся не индивидуальные  биопсиходинамики членов семьи,  а реакции семьи как целостного  организма. Данная задача является  непростой в силу сложности  и подчас невозможности учета  взаимодействия всех составляющих  семейной системы. Однако наш  опыт работы с семьями показывает  целесообразность использования  данного подхода при анализе  столь уникальной социальной  микрогруппы, как семья, позволяющий  понять ее неповторимый и загадочный  мир и законы существования.

 

 Кризис 1: принятие на  себя супружеских обязательств

 

 С момента заключения  брака начинается этап, в течение  которого перед молодыми супругами  встает ряд задач, связанных  с адаптацией к семейной жизни  и принятием новых ролей. Функционирование  семьи в этот период определяется  рядом факторов, среди которых  можно выделить следующие:

 

 личностные особенности  супругов (индивидуально-типологические  свойства нервной системы, когнитивные  и характерологические особенности,  система установок на брак, мотивы  выбора супруга, ценностные ориентации  и т.д.);

 

 микросистемные факторы  (особенности внутрисемейных процессов  в нуклеарной семье);

 

 макросистемные факторы  (семейная история, специфика  взаимоотношений в расширенной  семье);

 

 внешнее социальное  окружение (особенности государственного  строя, семейной политики и  функционирования социальных институтов, национальные и религиозные особенности,  регулирующие семейное функционирование  в данной среде и т.д.);

 

 экономические факторы  (уровень материального благосостояния, наличие отдельного жилья и  т.д.).

 

 Первые годы супружеской  жизни – важный и во многом  определяющий период существования  семьи. По ним можно судить  о потенциальном качестве брака  и строить прогнозы относительно  стабильности данной семьи. Несмотря  на яркую эмоциональную окрашенность  и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

 

 Прохождение первого  нормативного кризиса семьи могут  осложнить следующие факторы:

 

1. Неадекватная мотивация  создания брака:

 

 Брак как возможность  восполнить дефицит.

 

 Брак как способ  отделиться от родительской семьи.

 

 Брак как способ  преодолеть какой-либо кризис.

 

 Заключение брака с  целью соответствовать нормам  социального окружения, касающимся  возраста вступления в брак  и других аспектов брачного  поведения.

 

 Брак как достижение.

 

 Вынужденный брак.

 

 При неадекватной мотивации  вступления в брак личность  партнера не представляет собой  ценности, важно только его наличие  либо его функциональные характеристики, имеющие значение для удовлетворения  потребностей.

 

 Неадекватная мотивация  вступления в брак может быть  осознаваемой и неосознаваемой. В последнем случае практически  неизбежно усугубление рано или  поздно наступающего в любых  отношениях разочарования в партнере  и браке.

 

 Помимо решения эмоциональных  проблем, связанных с установлением  оптимальной психологической дистанции,  молодым супругам также необходимо  распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу. Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Каковы приемлемые пути разрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?», «Кто за что несет ответственность и при каких условиях?». Таким образом, в течение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищут такой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих. Умение супругов разрешать проблемы, возникающие на начальном этапе семейной жизни, способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие нормативные и ненормативные семейные кризисы.

 

 Кризис 2: освоение супругами  родительских ролей и принятие  факта появления нового члена  семьи

 

 Второй нормативный  кризис традиционно рассматривается  как переходный этап жизненного  цикла семьи, обусловленный фактом  рождения ребенка. При этом  психологи, анализируя особенности  протекания данного кризиса, часто  игнорируют период зачатия ребенка  и беременности матери. Тем не  менее многие проблемы, по поводу  которых обращается молодая семья,  зачастую связаны с особенностями  развития супружеских отношений  во время ожидания рождения  ребенка.

 

 Успешное прохождение  данного кризиса предполагает, что  супруги справились с задачами  предыдущей, диадической стадии. Здесь  наиболее актуальным становится  план ролевых отношений в семье.  Пары, которым удалось достичь  близости без существенного ущерба  для автономии и успешно разрешить  конфликты предыдущего этапа,  с большей вероятностью безболезненно  примут роли отца и матери.

 

 Факторами, позволяющими  быстрее и легче освоить родительские  роли, являются:

 

 продолжительность периода  ухаживания – не менее года  и не более трех лет;

 

 наличие диадического  периода в развитии супружеских  отношений, в течение которого  партнеры могут подготовиться  к рождению ребенка и принятию  новых социальных ролей. Рождение  ребенка сразу после свадьбы  либо в первый год супружества  затрудняет процесс принятия  факта материнства и отцовства.

 

 Если первый ребенок,  вопреки семейным сценариям супругов, не рождается в первые 3–5 лет  семейной жизни, это может указывать  на наличие проблем в супружеской  паре.

 

 Переход к родительской  роли обычно начинается с желания  иметь детей. Как правило, решение  зачать ребенка определяется  совокупностью мотивов, часть  из которых может не осознаваться  супружеской парой. Эти мотивы  взаимодополняют друг друга на  фоне доминирования одного из  них. Часто мотивы женщины и  мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом  узнают лишь на приеме у  психолога. При этом необходимо  различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи,  личностному росту супругов, благополучному  рождению и развитию ребенка,  и деструктивные, приводящие к  обратным результатам (Эйдемиллер  Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

 

 Некоторые мотивы, описываемые  рядом авторов как конструктивные  представляют собой примеры мотивов  нарциссического характера, где  ребенок рассматривается в качестве  нарциссического расширения: «стремление  к бессмертию в виде повторения  себя в ребенке», «рождение и  воспитание такого человека, которого  еще не было» и др.

 

 Семья, ожидающая ребенка,  стоит на пороге серьезных  изменений и, по мнению многих  специалистов, становится уязвимой  и нестабильно функционирующей.  Изменения, происходящие с женщиной  в связи с фактом беременности, влияют на психологическую обстановку  и характер взаимоотношений в  супружеской паре. В свою очередь,  семейная ситуация обусловливает  психоэмоциональное состояние будущей  матери и, соответственно, оказывает  влияние на развитие плода.

 

 С целью прогнозирования  отклонения от адекватного материнского  поведения и планирования психологической  помощи семье, ожидающей ребенка,  разрабатываются типологии и  способы выявления отношения  женщины к беременности. Разные  авторы предлагают схожие классификации  типов (стилей) переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный (Добряков И.В., 2003, в кн.: Эйдемиллер, Добряков, Никольская); адекватный, тревожный,  эйфорический, игнорирующий, амбивалентный,  отвергающий (Филиппова Г.Г., 2002). В данном учебном пособии более  подробно представлена типология  переживания беременности и методика  для ее диагностики, разработанные  И.В. Добряковым. Все типы отношений  к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической  коррекции.

 

 Ожидание ребенка переживается  многими женщинами как эмоциональный  кризис, стресс, поворотный пункт  или болезнь. Беременность, особенно  первая, – это кризисный момент, связанный с формированием женской  идентичности и подтверждением  половой принадлежности будущей  матери.

 

 Биологические и нейроэндокринные  изменения, происходящие в организме  беременной женщины, приводят  к особому типу психологического  стресса, характеризующегося рядом  переживаний, сопровождающих беременность. Решение о необходимости оказания будущей матери психологической помощи принимается в зависимости от их характера и степени выраженности. Нормативные переживания, сопровождающие беременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Их можно объединить в три группы:

 

1. Отношение женщины к  себе беременной и эмоциональные  переживания, сопровождающие период  беременности.

 

2. Отношение к ребенку  внутри себя.

 

3. Отношение к окружающему  миру.

 

 Одним из обстоятельств,  которое осложняет протекание  данного нормативного кризиса,  является послеродовая депрессия  у матери. Причинами ее возникновения  могут служить:

 

 особенности протекания  беременности и родов;

 

 наличие эндокринных  нарушений; П токсикоз беременности;

 

 физическая незрелость  и неготовность к беременности  и родам, в том числе и  психологическая неготовность к  материнству;

 

 нежелательная беременность;

 

 нарушение полоролевой  идентичности женщины;

 

 недифференцированность  от матери;

 

 нарушение взаимоотношений  с мужем;

 

 профессиональные и  материальные проблемы, связанные  с рождением ребенка.

 

 А. Кемпински (2002) выделяет  следующие формы послеродовой  депрессии:

 

 – неврастеническая, проявляющаяся  в замученности, раздражительности,  ухудшении умственных и физических  способностей, потере либо увеличении  веса женщины;

 

 – форма безразличия  и апатии, где на первый план  выступают ощущение потери энергии,  неспособность матери принять  решение, трудности в выполнении  привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие  в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;

 

 – форма тревоги  и страха, связанная со страхом  женщины не справиться с функциями  матери, с навязчивыми мыслями,  что с ребенком может что-то  случиться или она может причинить  ему зло.

 

 Достаточно острой  в этот период является проблема  дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена  лишь заботой о ребенке и  семье. У женщин, ранее занятых  собственной карьерой, могут возникнуть  чувства неудовлетворенности и  зависти по отношению к активной  социальной жизни супруга. Иногда  возникает сверхвовлеченность матери  в уход за ребенком как способ  компенсации недостаточно насыщенной  жизни. Личностный кризис супруги  может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему  в этот период.

 

 Кризис 3: включение детей  во внешние социальные структуры

 

 На данном этапе  семья может переживать два  кризиса, связанных с включением  ребенка во внешние социальные  структуры (детское дошкольное  учреждение и школа). Родители  впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не  только им, но и более широкой  социальной системе, которая также  может оказывать на него влияние.

 

 Иногда ребенок не  посещает детский сад. В этом  случае кто-то из членов семьи  либо няня берет на себя  заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее, большинство  семей в нашей стране предпочитают  отдавать своих детей в детские  дошкольные учреждения. К моменту  достижения ребенком возраста  трех лет у него возникает  потребность в расширении сферы  его социальных контактов. К  этому возрасту, после периода  почти полного сосредоточения  на самом себе и на матери, у ребенка возникает желание  вступать во взаимоотношения  с более широким социальным  окружением, что сопровождается  возрастанием самоконтроля и  способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследованию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность взаимодействия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также заняться собственной профессиональной карьерой.

Информация о работе Кризисы семейных отношений