Культ и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие термина «культ» 4
1.1 Культ природы 5
1.2 Культ общества 6
1.3 Культ личности 7
1.4 Культ в человеке 7
2. Понятие термина «культура» 9
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок 10
2.1.1 Философско-антропологический подход 10
2.1.2 Философско-исторический подход 10
2.1.3 Философско-социологический подход 10
2.1.4 Аксиологический подход 11
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры» 11
2.2.1 Гуманистическое понятие 11
2.2.2 Романтическое понятие 12
2.2.3 Психоаналитическое понятие 12
3. Связь культа с культурой 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

культ и культура.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное  образовательное учреждения среднего профессионального образования  «Ейский педагогический колледж»

Краснодарского края

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

на тему КУЛЬТ И КУЛЬТУРА

 

 

 

 

 

Студентка учебной группы

Козак И.Ю.

Проверила преподаватель 

к.ф.н. Тарасова О.В.

Оценка ___________

Подпись___________

 

 

 

 

Ейск,2013г. 
Содержание

 

Введение            3

1. Понятие термина «культ»         4

1.1 Культ природы          5

1.2 Культ общества          6

1.3 Культ личности          7

1.4 Культ в человеке          7

2. Понятие термина «культура»        9

2.1 Понятие культуры, зависящее от  исследовательских установок  10

2.1.1 Философско-антропологический подход      10

2.1.2 Философско-исторический подход       10

2.1.3 Философско-социологический подход      10

2.1.4 Аксиологический подход        11

2.2 Классическое и неклассическое  понимание «культуры»   11

2.2.1 Гуманистическое понятие        11

2.2.2 Романтическое понятие        12

2.2.3 Психоаналитическое понятие        12

3. Связь культа с культурой         13

Заключение           15

Список  использованных источников       16

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать  почву. В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых, таким  образом возник термин agriculture  или  искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали  “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного”  простого народа. Немецкое слово Kultur также  означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни  слово “культура” все еще ассоциируется  с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное  научное определение культуры отбросило  аристократические оттенки этого  понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения  членов этой группы. Однако слово «культ» нередко заменяет культуру.

Понятия «культ» и «культура» глубинно связаны между собой. В  религиозных концепциях прослеживается не только генезис культуры, но и  ее зависимость от культа как специфического феномена. Само строение культуры, ее предназначение не могут быть осмыслены без учета  иерархической природы культа. Как  бы ни толковалась связь культуры и цивилизации, религиозные мыслители  убеждены, что именно в религии  коренятся глубинные сокровенные  основы культуры [3].

Исходя из актуальности темы целью работы является - изучение и  осознание понятий «культ» и  «культура» и их взаимосвязь.

При написании представленной контрольной работы задачами выступают:

1) анализ учебной и  периодической литературы;

2) трактовка двух понятий  «культ» и «культура» через  призму гуманитарных наук;

3) определение связи между  понятиями «культ» и «культура».

 

1. Понятие термина «культ»

 

 

С понятием «культ» в американском обществе связаны такие же эмоциональные  проблемы, какие окружают понятие  «секты» в Европе. Однако первоначальный смысл слова «культ» гораздо  более нейтрален и никак не ассоциируется с еретическими учениями:

Наше понятие «культ»  происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»). <…> …слово «культ» естественным образом обозначает некую религиозную группу людей, но это общее значение слишком широко для стоящей перед нами практической задачи.

Благодаря этой особенности, термин «культ» имеет особенно много  толкований. Практически каждый исследователь  изобретает свой собственный вариант  определения. К настоящему моменту  это слово стало настолько  многозначным, что известные американские апологеты были вынуждены сделать  такое признание:

Учитывая тот факт, что  в настоящее время не существует общепринятого определения культа, наилучшим решением будет всякий раз, когда кто-то говорит о культах, задавать один простой вопрос: «А что  именно вы имеете в виду под „культом“?»  Возможно, вы не согласитесь с тем  смыслом, который ваш собеседник вкладывает в этот термин, но, по крайней  мере, вы будете знать, какова его отправная  точка.

Кроме того, вам стоит  задавать этот вопрос себе, прежде чем  назвать какую-либо группу культом. Возможно, не такая уж плохая идея —  всякий раз начинать с объяснения того, что именно вы имеете в виду под «культом», чтобы избежать любого возможного непонимания. Лучше подстраховаться. Иначе вы будете рассуждать о культах, а ваши слушатели будут понимать вам совершенно неверным образом.

Каким образом появился этот термин? Считается, что его ввел в  употребление в 1912 году немецкий богослов, историк и социолог Эрнст Трёльч — более подробно о созданной  им классификации мы поговорим ниже, в § 2.3. Позже, в 1932 году, понятие «культ»  приобрело тот смысл, в котором  оно наиболее часто используется сегодня, когда американский социолог Говард Бекер…

…приклеил ярлык «культов»… к… мелким и недолговечным группам  — он подчеркивал частный, личностный характер убеждений членов этих групп  и аморфность их организационной  структуры. Толкование Бекера было принято  с энтузиамом, в результате чего социологи начали употреблять этот термин вне всякой связи с оригинальной трехчастной типологией религиозных  откликов, разработанной Трёльчем; скорее, под «культом» стали понимать группу, убеждения и обычаи которой  расходятся с позицией религиозной  или светской ортодоксии, и которая  отличается очень неопределенной организационной  структурой.

В 1938 году американский христианин Ян Карел Ван-Баален впервые использовал  слово культ в конкретном значении «псевдохристианское движение».

Несмотря на трудности  с поиском точного определения  «культа», этот термин все же остается наиболее предпочтительным для описания псевдохристианских групп. В отличие  от термина «секта», практически  все определения культа учитывают  не только социологический, но и богословский аспект проблемы (убеждения людей). В отличие от термина «ересь», понятие «культ» достаточно широко, чтобы включать в себя и лжеучения, возникшие за пределами исторического  христианского сообщества.

Слово «культ» имеет четкую историю, которая началась задолго  до того, как им воспользовались  светские СМИ и общественные науки. Заметьте, что исторически слово  «культ» было религиозным, а не социологическим  и не психологическим понятием. Этот термин дает абсолютный критерий оценки, который социология — в силу самой  своей природы — предложить не в состоянии. Таким образом, это  понятие отлично подходит для  описания богословской гетеродоксии, которая определяется согласно абсолютному, объективному и неизменному критерию.

Культ постигается не рассудочным  разумением, а жизненным с ним  соприкосновением. Русский философ  П.А. Флоренский указывал на центральную  роль культа во всей культуре, связывая его с особой человеческой деятельностью - литургической [1; с. 401]. Эта деятельность производит характерные реалии - святыни, являющиеся продуктом изначального творчества человека, так что все  культурные ценности во многом производны от культа. Культ приобщает человека к священной, мистической реальности, тем самым преобразуя его, осуществляя  цели, в чем-то близкие целям греческой  пайдейи [4; с. 448].

 

1.1 Культ природы

 

Благодаря культу человек  старался удержать жизнь. Это отражалось в обряде захоронения предков, сородичей. С этого обряда начиналась религия, которая являлась не просто частью культуры, а основной частью, пронизывающей  все виды культурной деятельности. Культ жизни превратился в  культ предков. Иным способом сохранения живого являлось жертвоприношение. Люди возвращали природе лучшее из того, чем пользовались, что брали у  нее взамен. Жертвоприношения - это  почитание к природе, но вместе с  тем и самооправдание человека за приносимый им урон.

Культ природы выразился  в мифопоэтическом понимании, в  изображении живого посредством  линии, цвета, звука. Искреннее желание  сохранить живое оборачивалось  созданием его дубликатов. Свет в  природе, природные ритмы, меры, гармония, которые человек ощущал в окружающем мире, становились средствами его понимания, но вместе с тем и фундаментальными основаниями культуры [8; с. 422].

Началом культуры был культ  природы. Почитая и принося жертвы, человек возвышался и ожидал жертв  себе самому. Когда человек перестал боготворить природу и посмотрел  на нее как на средство своего благополучия, ее культ был преодолен. Культ  природы - это варварское начало культуры, и все более поздние культы являлись возрождением варварства. Ниспровержением  культа природы стало началом  цивилизации, что было связано с  появлением нового культа [8; с. 425].

 

1.2 Культ общества

 

С возникновением цивилизации  предметом почитания стало общество. Цивилизация возникла там, где была необходимость в изменении природной  среды, но также и возможность  этого изменения.

Культ общества более близок человеку, чем культ природы, если исходить из убеждения, что вершиной прогресса должно быть обожествление  человека.

Смена культов в истории  культуры является последовательным приближением человека к самообожествлению, что  было уже присуще варварству, самообежествление  неразрывно связано с варварством, и чем больше самообожествление, тем больше в человеке варварства. Цивилизацию с ее культом общественных сил можно рассматривать как возросшую степень варварства, как способность человека видеть в природе лишь средство своего существования [8; с. 425].

Цивилизационное общество представляет собой воссоздание людьми нарушенной целостности природы посредством связи их друг с другом. общественные связи и целостность общества становятся важнее, весомее отдельных индивидов. Существование отдельного индивида вне общества так же невозможно, как существование отдельного организма вне биосферы. Хотя общество и состоит из индивидов, почитаются не они сами, а то, что из них создано. Индивиды являются связующим звеном общественных организаций, им свойственно отождествлять себя с функцией, которую каждый из них исполняет [8; с. 426].

Культ общества означает, что  именно в нем люди видят порождающую  силу, которой отдельный человек  обязан своим существованием. Полагается, что государство, производит человека на свет. Причем не имеет особого  значения, в какое историческое время  существует цивилизация, везде можно  наблюдать одинаковое отношение  к обществу, на которое люди переносят  природные свойства созидания [6; с. 426].

 

 

 

 

1.3 Культ личности

 

Культ общества в конечном итоге ниспровергается властью  отдельной личности, т.е. сменяется  культом личности. Это значит, что  общество становится средством достижения целей, которые навязываются ему  властью. Таким же средством, каким  для общества стала природа.

Культ личности проявляется  не только в форме поклонения личности, стоящей на вершине власти. Во времена  культа личности в обществе создаются  герои в сфере труда, в науке, в искусстве, в спорте. Везде жадно  ищут кумиров, и они возникают  так же быстро, как и исчезают. Культ личности ниспровергается  по той же причине, что и культ  природы и общества. Обожествляемая личность постепенно превращается в  средство существования общества. Рядовой  человек начинает ощущать личностью  самого себя. Происходит как бы обратный процесс смены культов: культ  личности - культ общества - культ  природы.

Культ личности является логическим завершением цивилизации, которую  лишь в техническом отношении  можно считать более зрелым этапом развития культуры. Культ общества, который в целом характерен для  цивилизации, разлагается на ряд  культов отдельных человеческих способностей: эмоциональных, рациональных, технических, волевых [8; с. 430-431].

 

1.4 Культ в человеке

 

Развитие культуры представляет собой смену культов, которые  рождаются человеком, чтобы позже  быть ниспровергнутыми. Культ личности является логическим завершением цивилизации, после чего движение как бы обращается вспять. Это означает, что человек  становится для себя и личностью, и обществом, и природой. Ведь вся  культура, последовательно развиваясь от культа природы к культу общества, а затем и к культу личности, есть способ удовлетворения его потребности  быть человеком, соответствовать понятию  «человек».

Все культы есть лишь частные  проявления этой глубинной потребности, которая представляет собой высшее призвание и долг человека. Этот долг завещан чем-то высшим по отношению  к каждому отдельному человеку, но, в то же время, существующим в каждом человеке. Долг быть человеком есть единственный нравственный долг человека. Его можно назвать долгом перед  Богом, либо долгом перед человеческим родом, либо долгом перед самим собой. Как бы он ни был назван, он останется  единственным и последним культом, достойным поклонения человека. Но если человек осознает такое поклонение в качестве высшей и, в то же время, естественной и внутренней своей  потребности, то он как бы выходит  за пределы культуры. В данном случае можно говорить о рождении идеала в человеке.

Информация о работе Культ и культура