Культ и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие термина «культ» 4
1.1 Культ природы 5
1.2 Культ общества 6
1.3 Культ личности 7
1.4 Культ в человеке 7
2. Понятие термина «культура» 9
2.1 Понятие культуры, зависящее от исследовательских установок 10
2.1.1 Философско-антропологический подход 10
2.1.2 Философско-исторический подход 10
2.1.3 Философско-социологический подход 10
2.1.4 Аксиологический подход 11
2.2 Классическое и неклассическое понимание «культуры» 11
2.2.1 Гуманистическое понятие 11
2.2.2 Романтическое понятие 12
2.2.3 Психоаналитическое понятие 12
3. Связь культа с культурой 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

культ и культура.docx

— 34.39 Кб (Скачать файл)

Во все времена находились люди, которые служили своему внутреннему  идеалу, не ожидая, пока это станут делать другие. Иными словами, исполнить  свое высшее призвание человек должен только сам, лично, не надеясь, что придут лучшие времена, когда это у него получится «само». Такие времена  никогда не наступят. Но всегда будут  люди, служащие своему идеалу, а другие будут либо следовать этому идеалу, либо искать свой собственный.

 

2. Понятие термина «культура»

 

 

    Культура —  это неотъемлемая часть человеческой  жизни. Культура организует человеческую  жизнь. В жизни людей культура  в значительной мере осуществляет  ту же функцию, которую в  жизни животных выполняет генетически  запрограммированное поведение.

Понятие «культура» относится  к числу фундаментальных понятий  в современном обществознании. Культура - относительно целостная система  социальных ценностей, социальных норм, продуктов материального и духовного  производства, которые социально  усвоены и разделяемы членами  общества и могут передаваться другим людям и последующим поколениям.

В современной культурологии, культура предстает как нечто  отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого  подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория «культура» обозначает содержание общественной жизни и  деятельности людей, представляющие собой  биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся  в обществе [3].

Философский словарь дает следующее определение понятию  «культура» - система исторически  развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения  и общения, выступающих условиям воспроизводства и изменения  социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющих корпус культуры, представлены многообразием  различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и  поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. [7; с. 527].

Существует множество  трактовок в понимании культуры. Некоторые из них представлены ниже.

 

2.1 Понятие культуры, зависящее  от исследовательских установок

 

2.1.1 Философско-антропологический  подход

 

Культура понимается как  выражение человеческой природы. Природа  понимается в качестве некой умозрительной  конструкции и порождает черты  культурного процесса.

Впервые данная трактовка  была дана Эдуардом Тайлором в 1871 г., где  пытался хронологически упорядочить  этнографический материал и определял  культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и  других особенностей, которые присущи  человеку как члену общества [6; с. 7].

 

2.1.2 Философско-исторический  подход

 

Распространенным является представление о культуре как  результате человеческой деятельности. Иногда культуру расшифровывают не только как результат, но и как саму деятельность. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы утверждают - виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого).

Деятельность человека только тогда становится источником культуры, когда результат этой деятельности общезначим, т.е. ценность его очевидна не только для того, кто его создал, но и для других [5; с. 8].

 

2.1.3 Философско-социологический  подход

 

Культура является фактором организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они  в дальнейшем определяют развитие этого  общества: это язык верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

Термин «культура» относится  к жизни любого общества в целом. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культуре, так  как живет в том, или ином обществе. При таком взгляде на культуру фактически ставится знак равенства  межу понятием «культура» и «общество» [5; с. 8].

 

2.1.4 Аксиологический подход

 

Культура определяется как  комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Культура создается  непосредственно и сознательно. Человек действует определенным образом в соответствии с оцененным  им целями. Роль ценностей в структуре  и функционировании культуры упорядочивают  действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. признанная ценность всегда присутствует в явлениях культуры, даже если ее индивидуальное значение признано хотя бы одним человеком.

При аксиологическом подходе  под культурой понимается совокупность созданных человеком ценностей, которую он целенаправленно, руководствуясь своими потребностями, создает, сохраняет  и развивает [5; с.8].

 

2.2 Классическое и неклассическое  понимание «культуры»

 

2.2.1 Гуманистическое понятие

 

Для Марка Туллия Цицерона синонимом культуры была гуманность - нормативное состояние морали, интеллекта и поведения человека. Он использовал обыденное понятие  культуры как возделывание почвы  в переносном смысле - как «возделывание» человеческого ума в процессе обучения и воспитания [4; с. 486].

Культурный человек включает следующие качества: самостоятельность  личности и ее свободу отстаивать свои интересы в рамках закона; уважение к законам как совокупности правовых установлений, ограждающих достоинство  человека в соответствии с его  общественным положением; верность долгу  как моральную гарантию исполнения законов; благоговейную почтительность перед богами, родиной и согражданами [4; с. 487].

Первоначально культура и  гуманность были специфически римским  явление, порожденным встречей римских  ценностей и греческой образованностью [4; с. 488].

 

2.2.2 Романтическое понятие

 

Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер рассматривал культуру как нечто экспрессивное, выразительное, связанное не только с идеями воспитания, науки и образования, но и с  идеей творчества в широком смысле.

Под культурой Гердер понимал  все созданное человеком в  противовес природе. Кант культурой  называл только то, что служит благу  человека, стремясь, таким образом, синтезировать романтическое и  гуманистическое понятие культуры [4; с. 489].

Культура для В. Гумбольдта - это одновременно результат и  процесс. Культура, с одной стороны, есть объективная совокупность всех человеческих творений, с другой стороны, - сам процесс созидания этих творений как реализации смысла человеческой жизни. Культура - это процесс гуманизации  человеческого, процесс создания пропорционального  единства человеческих сил в противоположность  фрагментарному характеру естественного  бытия [4; с. 491].

Культура - это стремление к тому, чтобы избежать потери себя в богатстве миром, однако чтобы  бежать из мира. Культурный человек - это  человек, способный без утраты себя экстериоризоваться, реализовать свои силы, переводить свою энергию в мир. Когда происходит экстериоризация без потери себя в богатстве мира, тогда имеет место культура [4; с. 492].

 

2.2.3 Психоаналитическое понятие

 

Психоаналитическое понятие  культуры является неклассическим трактованием культуры.

Зигмунд Фрейд утверждал, что понимание культуры зависит  от системы запретов. Он характеризует  культуру как сдерживающая инстинкты  сила запрета и этим связана с  важнейшими судьбами человечества в  целом [4; с. 493].

Культура требует от человека больше, чем он может и это вызывает у индивида бунд или невроз либо делает его несчастным, недовольным  собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит  ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью [4; с. 494].

 

3. Связь культа с культурой

 

 

О природе культа, его  связи с феноменом культуры говорили многие философы.

По мнению П.А. Флоренского  древние культы потрясали и тем  самым открывали возможность  постижения тайн. У каждого есть собственный опыт постижения культа, следовательно, в понимании проблемы каждый идет от некоего, уже приобретенного опыта. Подойти же к культу сверху вниз означает осмыслить, углубить и  расчленить свои, уже имеющиеся впечатления  от культа [1; с. 530].

В случае рассмотрения культа снизу вверх мы и подходим к  проблеме происхождения культуры. Точнее же эта проблема может звучать  иначе: какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен.

Культ Флоренский рассматривает  как бутон культуры. Он трактует предметы культа как осуществленное соединение временного и вечного, ценности и данности, нетленности и гибели.

Флоренский, осмысливая огромный эмпирический материал, связанный с  пониманием культа, указывает на средоточие места культа во всей культуре. Святыни - это первичное творчество человека. Что касается культурных ценностей, то они производны от культа [1; с. 531].

Анализируя природу культа, Флоренский возводит случайное в  должное. Субъективное просветляется  в объективном. Культ претворяет естественную данность в идеальное. Он утверждает всю человеческую природу, со всеми ее аффектами.

Касаясь феномена культуры, философ проводит различие между  деятельностью осуществления и  деятельностью осмысления. Машина и  смысл, по его мнению, противостояли  друг другу, объединяясь в культ. При этом важно подчеркнуть, что  существование культа есть трансцендентное  условие единства самосознания [1; с. 534].

По мнению Н.А. Бердяева, культура в ее органический период была связана  с жизнью религиозной. Так было в  великих древних культурах, в  греческой, средневековой культурах, в культуре раннего Возрождения.

Происхождение культуры связано  с иерархическим характером культа. Культура имеет религиозные основы. Духовное содержание культуры выражено не реалистически, а символически. Фактически все достижения культуры по природе  своей символичны. В ней даны не последние достижения бытия, а лишь его символические знаки. Такова же и природа культа, которая есть прообраз осуществленных божественных тайн.

Бердяев считал цивилизацию  не благородного происхождения. В ней  он не видел связи с символикой культа. Культура родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура - явление глубоко  индивидуальное и неповторимое.

Культура - это культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. Чем  древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура, как подчеркивает Бердяев, всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Подобно Церкви, культура более всего дорожит  своей преемственностью. Слишком  новая, недавняя культура, не имеющая  преданий, стесняется такого своего положения.

Связь культуры с культом  философ усматривал, в самой ее судьбе, в исторической эволюции культуры [2].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Культ - это диалог с Божеством, а Божество это идеал для человека. Служение идеалу как бы возвышает  человека над всей культурой. Это  является итогом для всех культуры. Если человек находит идеал в  культуре, то он в своей деятельности лишь продолжает ее. Если человек находит  идеал в себе самом, то он своей  деятельностью порождает новую  культуру.

Идеал играет определяющую роль в развитии культуры. Такая  роль обеспечивается тем, что идеал, являясь образом, вместе с тем  служит ориентиром в той или иной культуре и моделью человеческой деятельности. Культура произошла в  связи с возникновением собственной  основы жизнедеятельности общества.

В начале культ и культура сосуществуют друг с другом, затем  культура начинает преобладать над  культом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Антропологические матрицы  ХХ века. Л.С. Выготский - П.А.  Флоренский. Несостоявшийся диалог. - Приглашение к диалогу/ Сост. А.А. Андрюшкова, О.И. Глазуновой, Ю.В. Громыко, А.И. Олексенко. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 664 с.

2. Дмитрий Розет http://apologetika.ru/win/index.php3?razd=1&id1=41#1

3  Гуревич П.С. культура//http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture

4. Золкин А.Л. Философия:  Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 590 с.

5. Культурология: Учебник. - М.: МГОУ, 2001. - 107 с.

6. Культурология: Учебник/  Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005. - 566 с.

7. Новейший философский  словарь: 2-е изд., переработ. и  дополн. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный  Дом, 2001. - 1280 с.

8. Полищук В.И. Культурология:  Учебное пособие, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004 - 446 с.

Информация о работе Культ и культура