Культура Киевской Руси X- XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 10:08, реферат

Описание работы

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Содержание работы

1. Крещение Древней Руси.
2. Влияние Византии на древнерусскую культуру.
3. Древнерусская архитектура и живопись.
4. Древнерусская литература.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема № 13. Культура Киевской Руси  X- XIII вв.

План.

1. Крещение Древней Руси.

2. Влияние Византии на древнерусскую  культуру.

3. Древнерусская архитектура и  живопись.

4. Древнерусская литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура Древней Руси - явление  уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который  на краю европейского мира отстаивал  свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и  синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской  культуры. Взаимодействие наследия восточных  славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад  в мировую культуру, создав уже  сотни лет назад немеркнущие  в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с  культурой Киевской Руси и русских  княжеств эпохи феодальной раздробленности  убеждает нас в ошибочности существовавшего  некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как  современников, так и потомков. Восточные  географы указывали пути к русским  городам, восхищались искусством русских  оружейников, готовивших особенную  сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в  своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских  златокузнецов - тончайшими эмалями  на золоте и чернью на серебре. В  списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом  искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес  был настолько очарован русской  резьбой по кости, что воспел в  стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера  с легендарным Дедалом.

 

 

 

1. Крещение Древней Руси.

 

Крещение  Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней  Руси. Оно положило конец языческой  и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения  христианства как государственной  религии. Крещение Руси не проходило  безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре. 
Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру.  
Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Наиболее  распространённая версия обстоятельств  Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили  выполнять обещания. Князь «поторопил»  их, взяв город Корсунь (Херсонес), который  не без некоторой иронии был предложен  им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие  лишь тем, что формально она приобретала  нового подданного. Киевский князь  получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем  не менее его в иерархическую  систему империи. «Дипломатический»  брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго  обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих  священнослужителей на Руси предоставляло  Царьграду (Константинополю) возможность  воздействия на непредсказуемых  русов авторитетом Православной Церкви. В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева. Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию. После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

Правление Владимира  отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку  получили строительство и украшение  храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних  языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и  жречества. Однако, в силу того, что  первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции  языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И  в результате, христианство содействовало  общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

Русская Православная Церковь

В X—XI вв. первые епископии-епархии которые образовала Русская Православная Церковь, помимо Киева были размещены в Новгороде, Ростове Великом, Белгороде (ныне село Белгородка неподалёку от Киева), Юрьеве (ныне город Белая Церковь), Чернигове, Владимире-Волынском. Изначально, Русская  Православная Церковь подчинялись  Киевской митрополии. Митрополит сам  назначал епископов, мог созывать поместные  соборы. Церковный устав князя Владимира предоставил Киевской митрополии большие права. Так, сфера церковного суда была значительно шире, чем в Византии: ему подлежали, в частности, многие дела, связанные с семейными отношениями. Это должно было способствовать преобразованию моральных устоев общества на христианских началах. Авторитет Церкви в среде, где были сильны дохристианские верования и традиции, изначально подкреплялся обширными земельными владениями. Это уравнивало Церковь в правах с представителями высших социальных слоёв. Тем самым принимались меры и к тому, чтобы церковные иерархи не попадали в зависимость от произвола местных князей и бояр.

Православная  культура

Византийская  православная культура быстро привилась  на Руси и дала мощные побеги. Этому  немало способствовало существование  уже развитого славянского византинизма — «ославяненной» византийской православной культуры. Центром славянской культуры в то время была Болгария, с которой  Киевская Русь имела устойчивые связи. Быстро развилась самобытная русская  письменная традиция. Уже через полстолетия после крещения Руси первый митрополит Киевский Иларион создаёт произведение выдающихся литературных достоинств. В его «Слове о Законе и Благодати» выражено осознание того, что единство Руси неотрывно от «благодати и истины», полученных во Христе. «Слово» святителя Илариона выражает горячую «похвалу кагану [князю] нашему Владимиру», через которого призван Богом «язык русский» — народ Руси. Подлинным литературным изяществом не менее, чем духовной силой, отличаются проповеди Кирилла, епископа Туровского — талантливого церковного писателя XII в. При Ярославе Мудром (1019—1054 гг.), сыне Владимира, Киев стал одним из европейских центров культуры. Устроение школ и переводческое дело приобрели значительный размах. Дети и внуки самого Ярослава хорошо знали византийскую литературу; об этом свидетельствуют, в частности, сочинения Владимира Мономаха, внука Ярослава Мудрого. Однако, не смотря та то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Не смотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние Византии на  древнерусскую культуру.

Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием Древней Руси.

         Самым главным влиянием Византии на Русь – принятие христианства. Благодаря этому на Руси произошли большие во всех сферах развития Руси, но больше всего изменилась культура Древней Руси. Она стала очень походить на Византийскую и была уже направлена не на язычество, а на православие.

         Во второй половине IХ в. создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют греческое происхождение.  

      В первой половине Х1 веке в среде господствующего класса родилась русская литература. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины ХУШ века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. В ХУ – ХУ1 веках появляется бумага и она окончательно вытесняет пергамент. Уже писали чернилами и киноварью и вплоть до Х1Х века использовали гусиные перья. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В Х1 веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие ( Х1 век) и Мстиславово Евангелие ( ХП век ).

       Византийская эстетика оказала  огромное влияние на музыкальную  культуру Киевской Руси, надолго  определив путь развития русской  музыки.  Церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу, она призывала забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах.

       С приходом на Русь христианства  широко начинается строительство  культовых зданий, церквей и монастырей. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками. В 989 году в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя Владимира. В ХI веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях.

       Благодаря Византийским мастерам, которые учили русских мастеров  писать иконы, в XI - XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи. От этого периода сохранялось несколько прекрасных образцов византийских икон, преимущественно столичной школы живописи.

Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Древнерусская архитектура  и живопись.

 

Древнерусская архитектура 

Основные принципы храмовой архитектуры  на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры - архитектура Древней Руси. Русская  культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской  архитектуры участвовали, кроме  греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии  и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура  Древней Руси - уникальное, яркое  выражение национального духа.

В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах  строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри  и соборы.

Древнейшие сохранившиеся до наших  дней каменные постройки - это храмы  середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства  был Киев. В этом городе, на месте  победоносной битвы киевлян с  печенегами, Ярослав Мудрый велел  заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в  византийской традиции, равнялась 55 м, а длина - 37 м. Рядом с главным  куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Информация о работе Культура Киевской Руси X- XIII вв