Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 10:08, реферат
Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X-первая половина XIII в. (домонгольский период).
1. Крещение Древней Руси.
2. Влияние Византии на древнерусскую культуру.
3. Древнерусская архитектура и живопись.
4. Древнерусская литература.
Тема № 13. Культура Киевской Руси X- XIII вв.
План.
1. Крещение Древней Руси.
2. Влияние Византии на
3. Древнерусская архитектура и живопись.
4. Древнерусская литература.
ВВЕДЕНИЕ
Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X-первая половина XIII в. (домонгольский период).
Русский народ внес ценный вклад
в мировую культуру, создав уже
сотни лет назад немеркнущие
в веках произведения литературы,
живописи и зодчества. Знакомство с
культурой Киевской Руси и русских
княжеств эпохи феодальной раздробленности
убеждает нас в ошибочности
Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.
1. Крещение Древней Руси.
Крещение
Руси – одно из важнейших культурных
событий в истории Древней
Руси. Оно положило конец языческой
и начало христианской истории России.
Крещение Руси произошло в конце
IX века, усилиями, которые предпринял
Князь Владимир в ходе утверждения
христианства как государственной
религии. Крещение Руси не проходило
безболезненно для русского народа
и было сопряжено со значительным
сопротивлением новой православной культуре.
Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное
Крещение Руси началось лишь в IX веке,
предпосылки для этого события, появились
уже давно. Земли и народы, объединённые
именем Древняя Русь, узнали христианство
задолго до 988 г., когда его официально
принял Князь Владимир. Существует предположение,
согласно которому русов, находившихся
под властью хазар, впервые крестили просветители
славян Кирилл и Мефодий во время своего
путешествия в Хазарский каганат в 858 г.Изначально,
дорогу христианству к самому сердцу киевского
княжения Руси проложила княгиня Ольга,
вдова убитого древлянами князя Игоря.
Около 955 г. она проникнулась христианством
и приняла крещение в Константинополе.
Оттуда она и привезла греческих священников
на Русь. Однако христианство тогда не
получило широкого распространения. Сын
княгини Ольги Святослав не видел нужды
в христианстве и продолжал чтить старых
богов. Заслуга утверждения православия
на Руси принадлежит одному из его сыновей,
Князю Владимиру.
Принятие христианства князем Владимиром
не было свободно от политических расчётов.
Византийский император Василий II (976—1025
гг.), искавший союзника против претендента
на престол военачальника Варды Фоки,
обратился за помощью к Владимиру Киевскому,
соглашаясь выдать за него сестру Анну.
Не приняв крещения, Владимир не мог жениться
на принцессе, а такой союз высоко поднимал
политический статус киевских князей.
Союз с Византией был необходим для укрепления
растущего авторитета древнерусского
государства. Для славян Византия была
таким же символом мощи, богатства и державного
блеска, как и для других сопредельных
государств, только начинавших строить
и укреплять свою государственность. Союз
с Византией открывал необходимые перспективы
как для дальнейшего военного, так и экономического
роста.
Наиболее
распространённая версия обстоятельств
Крещения Руси такова. Владимир отправил
в помощь Василию II дружину, численностью
около 6 тыс. человек, но греки не спешили
выполнять обещания. Князь «поторопил»
их, взяв город Корсунь (Херсонес), который
не без некоторой иронии был предложен
им как вено — выкуп за невесту.
Империи оставалось тешить самолюбие
лишь тем, что формально она приобретала
нового подданного. Киевский князь
получал третьестепенный
Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.
Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.
Русская Православная Церковь
В X—XI вв. первые
епископии-епархии которые
Православная культура
Византийская
православная культура быстро привилась
на Руси и дала мощные побеги. Этому
немало способствовало существование
уже развитого славянского
2. Влияние Византии на древнерусскую культуру.
Византия была не только наследницей античной культуры и римской государственности. Сама обогатившись православной верой, Византия обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием Древней Руси.
Самым главным влиянием Византии на Русь – принятие христианства. Благодаря этому на Руси произошли большие во всех сферах развития Руси, но больше всего изменилась культура Древней Руси. Она стала очень походить на Византийскую и была уже направлена не на язычество, а на православие.
Во второй половине IХ в. создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.
Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся деятели византийской православной культуры — святые братья Кирилл и Мефодий. Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по византийским образцам. Заимствовалась не только греческая церковная терминология, но и церковные имена из православных святцев. Даже в наше время большая часть широко распространенных в России имен (Андрей, Петр, Александр, Галина, Ирина и др.) имеют греческое происхождение.
В первой половине Х1 веке в среде господствующего класса родилась русская литература. Русская культура Средневековья была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской широкое развитие получила литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины ХУШ века. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. В ХУ – ХУ1 веках появляется бумага и она окончательно вытесняет пергамент. Уже писали чернилами и киноварью и вплоть до Х1Х века использовали гусиные перья. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В Х1 веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы книги Остромирово Евангелие ( Х1 век) и Мстиславово Евангелие ( ХП век ).
Византийская эстетика оказала
огромное влияние на
С приходом на Русь
Благодаря Византийским
Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери — в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.
3. Древнерусская архитектура и живопись.
Древнерусская архитектура
Основные принципы храмовой архитектуры
на Руси пришли из Византии, но с течением
времени создалось
В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
Древнейшие сохранившиеся до наших дней каменные постройки - это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина - 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).