Культура Киевской Руси X- XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 10:08, реферат

Описание работы

Культура Древней Руси - явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство - это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» - сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета - X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Содержание работы

1. Крещение Древней Руси.
2. Влияние Византии на древнерусскую культуру.
3. Древнерусская архитектура и живопись.
4. Древнерусская литература.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

Внутри собор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству  летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с  киевской Софией.

На протяжении нескольких столетий «второй столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, был возведен один из самых известных  соборов Древней

Руси - София Новгородская, ставшая  символом города. Она в меньшей  степени связана с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.

К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское  княжество. Владимирские зодчие создавали  храмы удивительной красоты. Особо  выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.

Москва первоначально была пограничной  крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XIV вв., оказавшись на пересечении  оживленных торговых путей, она быстро развивалась, а с образованием Московского  княжества стала его столицей. Расцвет московского зодчества  начинается в конце XV в., когда завершилось  объединение русских княжеств в  единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка  Кремля - центра Москвы со времен ее основания.

Особое место в истории русской  архитектуры занимает деревянное зодчество. Русские мастера умели строить  простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а «рубить», потому что  работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под  Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек - Преображенская церковь  на острове Кижи (Онежское озеро), восьмигранная  башня с целой гроздью декоративных главок.

 

 

 

 

 

 

4. Древнерусская литература.

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность  донести до читателей свои взгляды  на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Нам неведомы имена авторов сказаний о походах  Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором  литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х гг. XI в. он создал свое знаменитое «Слово о законе и  благодати», в котором в яркой  публицистической форме изложил  свое понимание места Руси в мировой  истории. Это «Слово» посвящено  обоснованию государственно-идеологической концепции Руси, полноправному месту  Руси среди других народов и государств, роли великокняжеской власти, ее значении для русских земель. «Слово» объясняло  смысл крещения Руси, выявляло роль русской церкви в истории страны. Уже одно это перечисление указывает  на масштабность сочинения Илариона.

Существенным  отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и  Запада является применение родного  языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для  ряда стран Западной Европы были чуждыми  языками, монополия которых привела  к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической  переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного  и государственного языка было большим  культурным преимуществом Руси перед  славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский  государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских  людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое  применение на Руси письменности на бересте  и на «досках» (очевидно, навощенных).

Русская литература XI-XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и  сочинения, упоминавшие языческих  богов, вероятно, приложила руку к  уничтожению рукописей, подобных «Слову о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма  полна русскими языческими божествами. Недаром до XVIII в. дошел только один-единственный список «Слова», хотя мы знаем, что «Слово»  читали в разных русских городах. Отдельные цитаты в сохранившихся  рукописях, намеки на обилие книг и  отдельных произведений - все это  убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, половецких и татарских  набегов могло погибнуть много  сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть настолько  ценна и интересна, что позволяет  с большим уважением говорить о русских людях Х - XIII вв., творцах  этой литературы.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в  этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много  столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила  Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых  видное место занимает «Повесть временных  лет» Нестора (начало XII в.).

Для большинства  из них характерен широкий, общерусский  взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости  постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны  русских князей между собой.

В эпоху сложения и первоначального развития феодальной формации прогрессивным было то, что  очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская  литература успешно содействовала  новому феодальному государству, направляя  его преимущественно на решение  задач общенародного значения. Русские  писатели XI-XIII вв. заставляли своих  читателей и слушателей (многое было рассчитано на чтение вслух) думать о  судьбах русской земли, знать  положительных и отрицательных  героев родной истории, чувствовать  и укреплять единство всей древней  русской народности. Почетное место  в этой литературе занимают исторические труды.

Географический  кругозор летописца очень широк - он знает и Британию на западе Старого  Света, отмечая некоторые этнографические  пережитки у англичан, и Китай  на востоке Старого Света, где  люди живут «на краю земли». Используя  русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы  создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.

Помимо общих  исторических трудов, охватывающих несколько  столетий, и погодных хроник, существовали произведения, посвященные одному историческому  событию. Так, например, поход Владимира Мономаха в 1111 г. на половецкие становища был воспет в специальном сказании, автор которого правильно оценил значение этого первого серьезного разгрома половцев не только для Руси, но и для Западной Европы, заявив, что слава о победе князя Владимира дойдет до Рима.

Эпоха феодальной раздробленности сказалась в  том, что появились областные  литературные силы, в каждом новом  княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным  событиям, но не перестававшие интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгород-северском, Пскове, Переславле и других городах.

Русские историки XI-XIII вв. знакомили читателей с  мировой историей как путем перевода новейших византийских трудов (Хроники  Иоанна Мулалы и Георгия Аматола), так и путем создания творчески  обработанной хрестоматии из произведений древних авторов (Эллинско-римский  летописец). В русских летописях  сообщаются новости о событиях за пределами Руси (восстание в Польше, крестовые походы, взятие Константинополя  крестоносцами и др.). Русские  летописи являются большим вкладом  в мировую науку, так как подробно раскрывают историю половины Европы на протяжении пяти столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Начиная с древнейших времён славянские народы, искали пути к

объединению. Несколько раз их культурный уровень  поднимался до создания

единого государства, и каждый раз  нашествие кочевых племён отбрасывали  их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в

единое Русское государство. Уже  тогда Россия была достаточно развитой

страной, уже были города, ремесло  активно развивалась, купцы с  русским

товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами, находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран.

Происходит рассвет культуры и  искусства. Заставив считаться с  собой даже

могущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих  стран тогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы между русскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующему татаро-монгольскому игу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алпатов М.В. Древнерусская  иконопись. М., 1978.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 1992.


Информация о работе Культура Киевской Руси X- XIII вв