Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:18, контрольная работа
Культурно-историческая концепция разрабатывалась Выготским в 20-30 гг. XX в. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.
Введение…………………………………………………………….. 3
1. Биография Л.С. Выготского…………………………………. 4
2. Высшие психические функции……………………………… 7
3. Культурно – исторический подход…………………………. 10
4. Орудие и знак в развитии ребенка………………………….. 13
Заключение………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………. 19
По словам Выготского - «роль речи, выделенная нами как особый момент в организации практического поведения ребенка, является решающей для того, чтобы понять не только структуру поведения, но и его генезис: речь стоит в самом начале развития и становится его наиболее важным, решающим фактором.» Л.С Выготский Орудие и речь в развитии ребенка С. 20Ребенок, который говорит по мере решения практической задачи, связанной с употреблением орудия, и объединяет речь и действие в одну структуру, привносит, таким образом, социальный элемент в свое действие и определяет судьбу этого действия и будущий путь развития своего поведения. Этим поведение ребенка впервые переносится в совершенно новый план, оно начинает направляться новыми факторами и приводит к появлению социальных структур в его психической жизни, т.е. социализируется. С первых дней ребенка его приспособление к среде достигается социальными средствами через окружающих его людей. Путь от вещи к ребенку и от ребенка к вещи лежит через другого человека. Переход от биологического пути развития к социальному - кардинальный поворотный пункт истории поведения ребенка, который является главным детерминирующий фактором дальнейшего развития интеллекта.
Заключение.
Громадный, неоспоримый
вклад в развитие современной психологии
внес отечественный психолог Л. С. Выготский,
описав принцип культурно-исторического
развития ребенка. Культурно–историческая
концепция Л. С. Выготского, согласно которой
интерпсихическое становится интрапсихическим.
Генезис высших психических функций связан
с употреблением знака двумя людьми в
процессе их общения, без выполнения этой
роли знак не может стать средством индивидуальной
психической деятельности.
Исторической
концепция называлась потому, что
не возможно понять «ставшие»,
имеющиеся сейчас в наличии
психические процессы и
Культурной
данная концепция называется
потому, что Выготский считал, что
сознание ребенка,
По Выготскому, основным
источником развития психики является
среда, в которой психика формируется,
тогда как в предыдущих концепциях среда
рассматривалась всего лишь как условие,
один из факторов развития. Л. С. Выготский
сумел перейти от чисто описательного
изучения явлений к раскрытию их сущности,
это его колоссальная заслуга перед наукой.
Культурно-историческая
концепция замечательна еще тем, что она
преодолевает биологизм, царивший в психологии
развития, в основных теориях и концепциях,
таких как теория рекапитуляции, теория
конвергенции двух факторов, психодинамическая
теория развития личности З. Фрейда, концепция
интеллектуального развития Ж. Пиаже и
др.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Собрание сочинений, том 3-М., Педагогика, 1985 г. – 368 с.
2. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6-М., Педагогика, 1984 г.- 306 с.
3. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО - Пресс 2000. – 1008 с.
4. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М- издательский центр Академия 2001- 544 с.
5.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
Информация о работе Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского