Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

 

Ананьев Борис  Герасимович (1907-1972)

  • Основатель ленинградской психологической школы
  • Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.
  • Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

  • Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens
  • Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
  • Личность – системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении
  • Личность характеризует человека как социальное существо

  • Субъект деятельности – занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность».
  • Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека

Сознание – высшая форма психического развития, присущая только человеку.

Оно определяет возможность познания объективной  реальности, формирования целенаправленного  поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

Индивидуальность - совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости

 

Взаимосвязь методологии, методов и методик  исследования в психологии

Принцип - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действию

Классификация методов по  Б.Г. Ананьеву

Наблюдение целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение

Наблюдение

 

 

Эксперимент Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений

  • создание некоторой искусственной ситуации, стимулирующей проявление исследуемого качества у испытуемого,
  • а также стандартную методику фиксирования и оценки степени развитости данного качества

Опрос Метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно; или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя

Беседа метод психологических исследований, когда необходимая информация собирается в процессе разговора между психологом и испытуемым

Тестирование Метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Тест  — это стандартизированное краткое  психологическое испытание, предназначенное для определения психологических качеств человека

Требования  к тестам

  • социокультурная адаптированность
  • простота формулировок и однозначность тестовых заданий
  • ограниченное время выполнения тестовых заданий
  • наличие тестовых норм

Метод анализа  результатов деятельности метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются и обобщаются

Метод экспертных оценок метод заключается в субъективной оценке тех или иных качеств испытуемого авторитетными людьми (экспертами). Бывает индивидуальная психологическая экспертиза и групповая (метод независимых характеристик)

Валидность «полноценный», «пригодный», «соответствующий»

  • свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначается
  • включает в себя не только сведения о том, что данная методика на самом деле измеряет, но также информацию об условиях, о сфере ее применения

Надежность методики возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора или изменяемого психологического свойства).

Тема 2

Интроспекция

  • процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения
  • процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту

существует  два источника всех знаний: объекты  внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия (Локк Джон (1632-1704))

  • теория элементов сознания, основоположниками которой являлись В. Вундт и Э. Титченер;
  • психология актов сознания, развитие которой связано с именем Ф. Брентано;
  • теория потока сознания, созданная У. Джемсом;
  • теория феноменальных полей;
  • описательная психология В. Дильтея.

Основатель  экспериментальной психологии, руководитель первой в мире психологической лаборатории (1879 г.) Вундт Вильгельм (1832-1920)

«Бихевиорист ...ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь  убедительно описанного Джемсом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения» «Мир, как его видит бихевиорист» Уотсон Джон Бродус

Бихевиоризм (behavior — поведение) под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой.

Источник  поведения ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. (этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме). работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.).

Бихевиоризм

Отрасли современной психологии

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются.

Фундаментальные знания — это тот  базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином «общая психология».

Прикладные Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.

Общая психология — отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида — конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Педагогическая  психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Возрастная  психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости

  • В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.
  • Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Дифференциальная  психология — отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий.

  • Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Социальная  психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

— это наука, которая изучает, что  люди думают друг о друге, как они  влияют друг на друга и как они  относятся друг к другу. (Определение  Д. Майерса)

Инженерная  психология — отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов.

  • спортивная психология,
  • юридическая психология,
  • авиационная и космическая психология,
  • военная психология,
  • психология компьютеризации,
  • экспериментальная психология.

Все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной  науки — психологии — и используют единые подходы к решению своих  специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3

Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

Суждения о природе и механизмах проявления психики

  1. Психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи.
  2. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.
  3. Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды

Раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания

Чувствительность 

  • характеризует общую способность к ощущениям
  • живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды

Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу

Сознание  выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность

человека  отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание

«Я-концепция» заключается в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе

  • Сознание дает человеку возможность действовать самостоятельно (без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение)
  • «Я-конценция» - ядро системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"