Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:55, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Критичность это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо»

Благодаря критичности у человека формируются  идеалы и создается представление  о морально-нравственных ценностях

Труд проявление способности к сознательной деятельности на основе реализации механизма формирования и оперирования психическими образами

Уровни развития психики живых  организмов

  • раздражимость,
  • чувствительность (ощущения),
  • поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),
  • сознание человека (самодетерминированное поведение)

Адаптация

Внутренняя благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма

Внешняя обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов

Инстинктивное поведение

это видовое  поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных

определяется  биологической целесообразностью  и заключается в обеспечении  возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом

Стадии развития психики животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри

Особенности поведения на различных  стадиях развития психики 
по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу

Человека отличает не наличие процесса формирования психических образов  на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические  механизмы его протекания

Психика — это субъективное отражение  объективной реальности

  • не существует «правильного» восприятия реальности;
  • наше восприятие реальности и реальность сама по себе — это не одно и то же;
  • человек не может объективно оценивать реальность, так как он по своей природе субъективен;
  • любое описание реальности, пусть даже самое фантастическое, соответствует какой-то ее части;
  • взятые все вместе различные описания реальности не могут ее исчерпать;
  • полное взаимопонимание невозможно, а одиночество всегда неизбежно;
  • какой человек, такие ситуации на него и идут;
  • ссылки на внешние обстоятельства являются отрицанием психики;
  • то, каким человек видит мир, говорит не о мире, а о нем самом.

Автор гипотезы о происхождении  сознания Леонтьев

Отличия человека от животных

  • человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда
  • уровень развития коммуникации между членами сообщества
  • для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны

Закономерности  определившие возможность появления  сознания

Анатомические:

  • Прямохождение – передние конечности специализируются на хватании – возможность трудится
  • Зрение – доминирующий источник получения информации

Нервная система:

  • Объем мозга (1400 куб см у чел и 600 куб см у обезьяны)
  • Структурные и функциональные перестройки мозга

Вывод Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические.

В качестве таких орудий выступают  знаки, или знаковые средства. Они  имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь

Развитие  психики человека

  • Процесс развития психики ребенка носит этапный характер.
  • Каждый из этапов развития психики ребенка характеризуется как самостоятельная стадия развития.
  • Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам

Выводы

  • возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность.
  • возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Специфика нейронов

  • Нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, называются «сенсорными нейронами»
  • Нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются «двигательными нейронами»
  • Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются «нейронами локальной сети»

Физиологической основой является деятельность анализаторов

а)рецепторов, воспринимающих раздражение нервных  аппаратов и находящихся на периферии  центральной нервной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека;

в) центральных корковых отделов анализаторов, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов

Вывод

  • мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов.
  • психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"