Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:45, курс лекций
Предмет психологии. Возникновение структура и развитие психики, сознание человека.
Структура психики.
Первая и вторая сигнальная системы.
Строение и основные функции нервной системы.
Развитие психики и сознания человека.
Психические познавательные процессы. Их сущность и характеристики.
Предмет психологии. Возникновение структура и развитие психики, сознание человека.
Психология как наука
Аристотель писал: «если бы глаз был живым существом, то его душой было бы зрение»
особенности психологии как науки:
Психология — это наука о психике и ее проявлении в деятельности человека и социальных групп.
Основные этапы развития психологии:
Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психики человека, психологии групп и ее проявления в поведении и деятельности людей.
Объектом психологии является поведение и деятельность человека или групп людей при их взаимодействии с окружающей реальностью.
Предметом психологии является законы и закономерности развития и проявления психики человека и психологии групп как специфической формы отражения природной и социальной действительности.
Принципы психологии - основные руководящие положения, выражающие требования к содержанию организации и особенностям построения процесса исследования.
Психология как наука имеет базовые направления:
Специальные отрасли психологической науки:
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, функция мозга заключающая в активном отражении субъектом объективного мира в постоении им адекватной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Атрибуты (неотъемлемые свойства) психики:
Психические процессы |
Психические свойства |
Психические состоятия |
Психические образования |
Это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание челвеком воздействий окружающей действительности |
Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно — количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека |
Временные психические явления, отражающие уровень работоспособности и качество функционирования психики, характерные для человека в каждый данный момент времени. |
Психические явления, формирующиеся у человека в процессе приобретения им жизненного и профессионального опыта в ходе обучения, воспитания, развития, социализации личности |
Познавательные: ощущения, восприятие, представление, воображение, внимание, мышление, память, речь |
Основными психическим свойствами являются: направленность, способности, темперамент, характер |
Интеллектуальные: любопытсво, задумчивость |
Знания, умения, навыки, убеждения, стереотипы поведения |
Эмоциональные: эмоции, чувства |
Эмоциональные: радость, печаль, активность, подавленность |
||
Волевые: воля — механизм волевых действий |
Волевые: собранность, настойчивость и тд |
Знание о психике базируется на естественно-научной основе, базу которой составляет учение о вышей нервной деятельности (ВНД), учение об условных и безусловных рефлексах, о первой и второй сигнальной системах.
Разрабатывали эту базу в основном наши ученые. Павлов, Сеченов, Бехтерев ?
Рефлекс — это ответная реакция организма или органа на воздействие раздражитей внешней среды или внутренней среды при участии нервной системы.
Безусловный рефлекс — это врожденная форма целесообразной активности организма, являющаяся автоматическим ответом на биологически значимое изменение внешней или внутренней среды.
Условный рефлекс — прижизненно приобретенная реакция автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, которы превратился в сигнал, предпреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.
В развитии психики
есть определенные элементы: уровень
раздражимости и уровень
Пример:звук для животного предшествует биологически значимому воздействию.
Первая сигнальная система - это система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители окружающейц среды.
Вторая сигнальная система — это реакция на понятия и слова, заменяющие раздражители первой сигнальной системы. (только для человека)
Нервная система — это одна из систем человеческого организма, обеспечивающаяинтеграцию (объединение) всех психических и физических функций, управления всеми процессами в организме и установление связи орагнизма со средой.
Структурная и функциональная единица — нейрон. Основная задача — передача импульсов.
Существует центральная и периферическая нервная система.
ЦНС состоит из головного и спинного мозга. В ее состав входят ассоциативные нейроны , которые обеспечивают целесообразное переключение для адекватного реакция нервной системы на раздражитель.
Аффирентные — воспринимающие нейроны.
Эффирентные — проводят отработанные импульсы обратно.
Центральная нервная система:
головной мозг, спинной мозг.
Периферическая нервная система:аффирентная
и эфферентная.
Периферическая нервная система: соматический и вегетативный отделы.
Соматический
предоплагает, что мы усилием воли можем
управлять своими действиями.
Вегетативный
предпологает самостоятельные внутренние
реакции, которыми мы не управляем.
Вегетавная система делится на симпатический и парасимпатический отделы.
Симпатический подготоваливает
организм к действиям: активизирует работу
, осущесвтвляет выброс гормонов.
Парасимпатический обеспечивает работу
импульса торможения.
Во время сна восстаналиввается гомеостаз.
ЦНС
у человека 14 -18 млрд. нейронов, из них активно 8-10%. каждый нейрон с соедними может установить до 10 тыс синаптическиз соединений.
Чем меньше мы напрягаем головной мозг - тем быстрее клетки-нейроны отмирают. Интеллектуальная деятельность — основа сохранения потенциала существующих нервных клеток.
100гр водки убивает
20-30 тыс нейронов.
Вес 1,5 кг - 2% от веса тела. Потребляет
более 20 % кислорода.
Цитоархитектоника мозга — соотвествтие частей и мозга и функий.
Закономерности работы мозга.
Развитие психики сопровождает развитие живого, сначала появляются простые живые организмы, а потом уже наделенные психикой. Появляется сознание человека.
Психика — это способность отражения явлений окружающей действительности. Развитие психики напрямую связано с теорией отражения.
Отражение — это процесс изменения внутренного состояния отражающего объекта в ходе внещнего взаимодействия, которое в некоторой степени вопросизводит особенности отражаемого объекта.
Виды отражения: физическое отражение, физеологическое отражение, психическое отражение, сознательное отражение.
Физическое отражение — отражение в неживой природе. (механические, тепловые и тд). На высшем уровне физического отражения появляется раздражимость, т.е. Физиологически значимые воздейтсвия начинают ожидаться.
Физеологическое отражение — разжражимость. Самый высокий уровень физеологческого - чувствительность.
Психическое отражение — реакция на биологически нейтральный раздражитель.
Сознательное отражение — предполагает абстрактное мышление, оречеые компонены, наличие самосознания. Животный мир самосознанием не обладает.
Развитие психики — это закономерное изменение составляющи психики во времени, выраженное в их количественных, качественых и структурных преобразованиях.
Развитие может быть осуществлено в 2х формах: филогенеза и онтогенеза.
Филогенез — это становление
структур психики в ходе биологической
эволюции вида или социокультурной
истории человечества.
Онтогенез — формирование психических
структур в течение жизни отдельного организма
— человека или животного.
Панпсихизм — теория, что психикой обладает все.
Биопсихизм — психика присуща всем живым организмам.
Антропопсихизм — психикой обладает только человек.
Наиболее принятая и подтвержденная теория зоо- и нейтропсихизма. Психикой обладают только животные и человек.
Этапы развития психики: