Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:45, курс лекций

Описание работы

Предмет психологии. Возникновение структура и развитие психики, сознание человека.
Структура психики.
Первая и вторая сигнальная системы.
Строение и основные функции нервной системы.
Развитие психики и сознания человека.
Психические познавательные процессы. Их сущность и характеристики.

Файлы: 1 файл

Психология и пеагогика лекции.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Психология

Предмет психологии. Возникновение структура и развитие психики, сознание человека.

  1. Психология как наука. Ее объект и предмет.
  2. Психика человека ее сущность и структура
  3. Строение и основные функции нервной системы. Возникновение и развитие психики, появление сознания.

Психология как наука

Аристотель писал: «если  бы глаз был живым существом, то его  душой было бы зрение»

особенности психологии как науки:

  • это наука о самом сложном, что известно человеку
  • в психологии сливаются объект и субъект познания
  • уникальность практических следствий из психологического знания
  • психология одновременно и древняя и молодая наука (1 парадокс)  
    Знания по психологии накапливались в древних времен, однако: 
    Психология как наука возникла в 1879г., когда в лейпциге немецкий ученый Вильгельм Вундт открыл психофизиологическую лабораторию и начал исследовать психику человека, используя математический аппарат.
  • Каждый человек имеет свою систему наблюдений (2й парадокс) Психология научная берет проблемы из психологии житейской

Психология — это наука  о психике и ее проявлении в  деятельности человека и социальных групп.

Основные этапы развития психологии:

  1. Психология как философское учение о душе. (Аристотель «О душе»)
  2. Психология как учение о сознании и его познавательных возможностях. 17в-1 ½ 19 вв.
  3. Психология как наука о поведении. 2 ½ 19в — 1 ½ 20в. [на этом этапе идет превращение в самостоятельную науку]
    • экспериментальные исследования психики, ее проявления в поведении. В.Вундт
    • основной метод: интроспекция — самонаблюдение
    • исследование условно — рефлекторной деятельности в физиологии. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Бехтерев
    • изчались бесслознательные процессы в психике и их влияние на поведение и дефтельность людей Фрейд, Юнг, Аднер (неофрейдизм)
    • появление бихевиоризма — как собственно науки о поведении Джон Уотсон (формула бихвеоризма !)
  4. психология рассматривается как наука о разнообразных факторах, закономерностях и механизмах психики. - современный этап

Психология — это наука о фактах, закономерностях и механизмах формирования и развития психики человека, психологии групп и ее проявления в поведении и деятельности людей.

Объектом психологии является поведение и деятельность человека или групп людей при их взаимодействии с окружающей реальностью.

Предметом психологии является законы и закономерности развития и проявления психики человека и психологии групп как специфической формы отражения природной и социальной действительности.

Принципы психологии - основные руководящие положения, выражающие требования к содержанию организации и особенностям построения процесса исследования.

  • Принцип детерминизма предполагает обусловленность сознания и психики человека объективной реальностью общественным бытием.  Психика определяется образом жизни и изменяется вместе с изменением образа жизни.
  • Принцип единства психики, сознания и деятельности гласит, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание создает внутренний план деятельности, а деятельность реализует эту программу.
  • Принцип развития и проявления психики и сознания в деятельности. Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Теория деятельностного подхода. Леонов.

Психология как наука  имеет базовые направления:

  • общая психология
  • психология личности
  • социальная психология
  • возрастная психология
  • психология познавательных процессов
  • психология индивидуальных различий
  • психофизиология
  • этнопсихология и др.

Специальные отрасли психологической  науки:

  • педагогическая психология
  • юридическая психология
  • медицинская психология
  • инженерная психология
  • космическая психология
  • психология управления
  • военная психология

Психика

Психика  - это системное  свойство высокоорганизованной материи, функция мозга заключающая в активном отражении субъектом объективного мира в постоении им адекватной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Атрибуты (неотъемлемые свойства) психики:

  • отражение (сиюметное, следовое — память, опережающее — воображение, интуиция )
  • субъективность (каждый имеет свою психику)
  • активность (активное отражения, воспринимая определенную информацию, человек оценивает, реагирует и тд)
  • адаптивность (приспособление поведения под окружающее, подстройка или проявление воли как воздейстиве на других)

 

Структура психики

Психические процессы

Психические свойства

Психические состоятия

Психические образования

Это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание челвеком воздействий окружающей действительности

Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно — количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека

Временные психические явления, отражающие уровень работоспособности и качество функционирования психики, характерные для человека в каждый данный момент времени.

Психические явления, формирующиеся у человека в процессе приобретения им жизненного и профессионального опыта в ходе обучения, воспитания, развития, социализации личности

Познавательные: ощущения, восприятие, представление, воображение, внимание, мышление,  память, речь

Основными психическим свойствами являются: направленность, способности, темперамент, характер

Интеллектуальные: любопытсво, задумчивость

Знания, умения, навыки, убеждения, стереотипы поведения

Эмоциональные: эмоции, чувства

 

Эмоциональные: радость, печаль, активность, подавленность

 

Волевые: воля — механизм волевых действий

 

Волевые: собранность, настойчивость и тд

 

Знание о психике базируется на естественно-научной основе, базу которой составляет учение о вышей нервной деятельности (ВНД), учение об условных и безусловных рефлексах, о первой и второй сигнальной системах.

Разрабатывали эту базу в основном наши ученые. Павлов, Сеченов, Бехтерев ?

Рефлекс — это ответная реакция организма или органа на воздействие раздражитей внешней среды или внутренней среды при участии нервной системы.

Безусловный рефлекс — это врожденная форма целесообразной активности организма, являющаяся автоматическим ответом на биологически значимое изменение внешней или внутренней среды.

Условный рефлекс — прижизненно приобретенная реакция автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, которы превратился в сигнал, предпреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

В развитии психики  есть определенные элементы: уровень  раздражимости и уровень чувствительности. На биологически важное воздействие природа откликается. Это характеристика всего живого. Когда речь идет о психике — появляется чувствительность. Если есть чувствительность, можно говорить о наличии психики у живого существа.

Пример:звук для животного предшествует биологически значимому воздействию.

Первая и вторая сигнальная системы.

Первая сигнальная система  - это система условных рефлексов, которая обеспечивает правильное реагирование на непосредственные раздражители окружающейц среды.

Вторая сигнальная система — это реакция на понятия и слова, заменяющие раздражители первой сигнальной системы. (только для человека)

Строение и основные функции нервной системы.

Нервная система — это одна из систем человеческого организма, обеспечивающаяинтеграцию (объединение) всех психических и физических функций, управления всеми процессами в организме и установление связи орагнизма со средой.

Структурная и функциональная единица — нейрон. Основная задача — передача импульсов.

Существует центральная  и периферическая нервная система.

ЦНС состоит из головного  и спинного мозга. В ее состав входят ассоциативные нейроны , которые обеспечивают целесообразное переключение для адекватного реакция нервной системы на раздражитель.

Аффирентные — воспринимающие нейроны.

Эффирентные — проводят отработанные импульсы обратно.

Центральная нервная система: головной мозг, спинной мозг. 
Периферическая нервная система:аффирентная и эфферентная.

Периферическая нервная  система: соматический и вегетативный отделы.

Соматический предоплагает, что мы усилием воли можем управлять своими действиями. 
Вегетативный предпологает самостоятельные внутренние реакции, которыми мы не управляем.

Вегетавная система делится на симпатический и парасимпатический отделы.

Симпатический подготоваливает организм к действиям: активизирует работу , осущесвтвляет выброс гормонов. 
Парасимпатический обеспечивает работу импульса торможения.

Во время сна восстаналиввается гомеостаз.

ЦНС

у человека 14 -18 млрд. нейронов, из них активно 8-10%. каждый нейрон с  соедними может установить до 10 тыс синаптическиз соединений.

Чем меньше мы напрягаем головной мозг  - тем быстрее клетки-нейроны отмирают. Интеллектуальная деятельность — основа сохранения потенциала существующих нервных клеток.

100гр водки убивает  20-30 тыс нейронов. 
Вес 1,5 кг  - 2% от веса тела. Потребляет более 20 % кислорода.

Цитоархитектоника мозга — соотвествтие частей и мозга и функий.

Закономерности работы мозга.

  1. Локализация функций в коре головного мозга носит не статический, а динамический характер.
  2. Ни одно из структурных образований мозга не обеспечивает целиком какую-либо сложную форму человеческой деятельности, а лишь вносит свой вклад в организацию поведения человека в целом.
  3. Чем важнее орган для животного или человека, тем большее место в коре головного мозга занимает его представительство.
  4. Мозг в функциональном отношении ассимметричен.т.е. Правое и левое полушарие неодинаковы по стоению и функциям. Левое полушарие — речевое, логическое, абстрактно-мыслительное, доминирующее. Правое полушарие немое, нагляднообразное, эмоциональное. У женщин больше развиты правое, а у мужчин левое, но это усредненный показатель.
Развитие психики  и сознания человека

Развитие психики сопровождает развитие живого, сначала появляются простые живые организмы, а потом  уже наделенные психикой. Появляется сознание человека.

Психика — это способность отражения явлений окружающей действительности. Развитие психики напрямую связано с теорией отражения.

Отражение — это процесс  изменения внутренного состояния отражающего объекта в ходе внещнего взаимодействия, которое в некоторой степени вопросизводит особенности отражаемого объекта.

Виды отражения: физическое отражение, физеологическое отражение, психическое отражение, сознательное отражение.

Физическое отражение  — отражение в неживой природе. (механические, тепловые и тд). На высшем уровне физического отражения появляется раздражимость, т.е. Физиологически значимые воздейтсвия начинают ожидаться.

Физеологическое отражение — разжражимость. Самый высокий уровень физеологческого  -  чувствительность.

Психическое отражение  — реакция на биологически нейтральный раздражитель.

Сознательное отражение  — предполагает абстрактное мышление, оречеые компонены, наличие самосознания. Животный мир самосознанием не обладает.

Развитие психики —  это закономерное изменение составляющи психики во  времени, выраженное в их количественных, качественых и структурных преобразованиях.

Развитие может быть осуществлено в 2х формах: филогенеза и онтогенеза.

Филогенез — это становление  структур психики в ходе биологической  эволюции вида или социокультурной  истории человечества. 
Онтогенез — формирование психических структур в течение жизни отдельного организма — человека или животного.

Панпсихизм — теория, что психикой обладает все.

Биопсихизм — психика присуща всем живым организмам.

Антропопсихизм — психикой обладает только человек.

Наиболее принятая и  подтвержденная теория зоо- и нейтропсихизма. Психикой обладают только животные и человек.

Этапы развития психики:

  1. элементарнрая (сенсорная) психика — это когда живой организм реагирует на определенные свойства и качества. Не видит целостных образов.
  2. Перцептивная психика — позволяет животному отражать целостный образ предметов и объектов внешнего мира и соотвественно реагировать на них.
  3. Стадия интеллекта — (многие обезъяны, могут делать трехзвенное действие, более развитые формы общения, исследовательские действия). Все действия организованы исходя из биологнических потребностей. Причинно-следственных связей в рамках данного уровня развития не обеспечивается.
  4. Сознание — высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно — творческом преобразовании окружающей действительности. Сознание формируется под влиянием социума.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"