Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:45, курс лекций

Описание работы

Предмет психологии. Возникновение структура и развитие психики, сознание человека.
Структура психики.
Первая и вторая сигнальная системы.
Строение и основные функции нервной системы.
Развитие психики и сознания человека.
Психические познавательные процессы. Их сущность и характеристики.

Файлы: 1 файл

Психология и пеагогика лекции.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Структура сознания

  1. совокупность знаний об окружающем природном и социальном мире и о себе.
  2. Познавательные процессы
  3. Отношение к окружающим явлениям и самомознание.

Бессознательное — это  такая форма отражения действиттельности при котрой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Глубинное ислледование психики.

Удовлетворение инстинктов бессознательного — принцип удовольствия 
суперЭго — реализует принцип долженствования.

Эго — принцип реальности

наши инстинкты эгоистичны и ассоциальны.

Психические  познавательные процессы. Их сущность и характеристики.

Все эти процессы развиваются  у человека при должны усилием.

Внимание — это  преимущсевтенная устремленность сознания человека на определеный объект или являение в результате чего они отражаются, воспринимаются, запоминаются, полнее, отчетливее, глубже.

Все сопроваждаемое вниманием — усиливает запоминае Внимание и память два сходным процессов.

В коре головного мозга  внимание сопровождает процессы торможения и возбуждение.возбудимость должгна быть оптимальной.

Виды внимания:

  • непроизвольное — возникает при реакции внешних раздражителей без волевых усилий
  • произвольное — возникает в помощью усилий
  • послепроизвольное — начавшись как произвольное, переходит в непроизвольную память.

Свойства внимания:

  • концентрация  -  умение состредоточится на главном, отвлекаясь от всего остального
  • устойчивость внимания — способность задержтиваться некоторое время на восприятии одного объекта или предмета. (средняя устойчивость внимания 10-15минут)
  • объем внимания — это способность человека отчетливо воспринимать определенное количество объектов. Человек воспринимает 7 +/- 2 объекта. Зависит от особенностей психики и тренировки
  • переключаемость внимания — преднамеренный и сознательный переход от одного вида деятельности к другому, отодного предмета к другому. За счет переключаемости внимания человек и может удерживать 7 +/- 2 объекта. Быстро переключается 3-4 переключения в секунду.

Ощущения — это  процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Анализаторы — органы чувсвтв, рецпеторы — аффирентрные нервы — кора головного мозга — эфферентные нервы.

Виды ощущений:

  1. ощущуение внешней среды: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, осязательные, обонятельные и тд
  2. ощущение внутренней среды:
    1. кинетические: вопроинимаемые клетками мышц и сухожилий;
    2. статические ощущения: равновесия, положение тела;
    3. вегетативные ощещения (о работе внутренних органов, например голод жажда)

Свойства ощущений:

  1. свойство адаптации — изменене чувствительности орагнов чувств под влиянием раздражителя
  2. сенсибилизации — это изменение чувсвтительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой.
  3. Свойство последовательных образов — при длительном воздействиии тех или иных образов они не прекращаются с прекращением этого воздействия, а некоторое время созраняются в наших ощущенияхпро
  4. свойство контраста — это предшествующие слабые раздражители увеличивают чувствительность к более сильным раздражителям и наоборот предшествующие сильные раздражители ослабляют чувствительность к слабым.

Восприятие — это  процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих  на органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении.

Физиологичкой основной является деятельность множества анализаторов.

Виды восприятия:

  1. непреднамеренное — когда нет волевого усилия и нет специально поставленной задачи
  2. преднамеренное — когда вы усилием воли заставляете себя воспринимать.

Восприятие: простое и  сложное.

Свойства восприятия:

  1. Аперцепция — зависимость восприятия от общего содержания психической жизни и опыта человека
  2. константность восприятия — постоянство восприятия, обусловленное знанием физических свойств предметов и явлений, а так же тем, что предмет воспринимается в окружении других предметов.
  3. Иллюзия восприятия — неправильные, поверхностные, искаженные восприятия предметов и явлений действительности

Особенности восприятия:

  1. предметность — воспринимается не механическая сумма качеств и свойств, а предмет в целом, имеющий содержание, название, предназначения.
  2. Целотность восприятия — воспринимаем целотный образ явления, даже если отдельные части в данный момент не представлены.  
    Особенности 1 и 2 — основа гештальт психологии
  3. избирательность всприятия — выделение одних объектов или свойств по сравнению с другими.

Память — это процесс  усвоения, сохранения, последущего воспроизведения того, что человек воспринимал,делал или переживал.

Виды памяти:

  1. кратковременная память
  2. оперативная память — эта кратковремееная память, которая обеспечивает деятельсть человека в данный момент.
  3. Долговременная память — характеризуется относительно длительной и прочной запоминаемостью и удержанием информации.

Частота актуализации -  влияет пряммы образом на прочность удержания. Повторение без опоры на источник.!!!!

по особенностям запоминания  память бывает:

  1. наглядно-образная
  2. двигательная
  3. эмоциональная
  4. словесно — логичская (память на информацию в речевой форме)

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"