Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 11:35, курс лекций
Юридическая психология — отрасль и раздел психологии, которая изучает психологические особенности деятельности всех сторон юридических взаимоотношений. Юридическая психология отвечает на вопросы, связанные с тем, чем обусловлено то или иное поведение участников судебного процесса, формированием преступных наклонностей и преступного поведения, а также рассматривает психологические аспекты деятельности работников правоохранительных органов и других юридических подразделений.
ВВЕДЕНИЕ
Юридическая психология в системе научного знания
История развития юридической психологии
Предмет, задачи и система юридической психологии
Принципы юридической психологии
Методологические основы юридической психологии
Классификация методов познания в юридической психологии
Развитие психики
Психика и мозг
Рефлекторная теория психики
Понятие о сознании и личности
Роль труда и общения в развитии сознания и личности
О структуре сознания
Формы сознания
Состояние сознания
Система психических процессов
Память человека
Мышление, интуиция, воображение в решении задач
Следует отметить, что в допроцессуальной стадии формирования показаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обуславливается не только наличными периферическими раздражениями органов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего. Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты «накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым. Мы считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единством ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.
В заключении этого параграфа следует отметить, что психика человека развивается как результат его практического взаимодействия с внешним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной психологии теории деятельности, высшие психические процессы -ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции - рассматриваются как особые формы действий.
Память человека.
В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.
Память представляет
собой сложный психический
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память - это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.
В психологии различают четыре типа памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса общения и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учебной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается
в запоминании и
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Например, следователь может очень четко представить свои действия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершенные им движения.
Эмоциональная память - это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особенностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие - слуховыми, третьи - двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды,
Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.
Различают также долговременную и кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долговременная память служит для запоминания информации надолго, нередко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.
Протекание процессов
Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание - явление физиологически вполне нормальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то практически было бы невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли, - пишет А.Н. Лук, - та нить, которая переводит необходимую информацию длительной памяти в оперативную»*. Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.
______________________________
* Лук А.Н. Память и кибернетика.
Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вывод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности,
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринимаемую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запоминаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) причины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и судьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать*. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть малозаметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
______________________________
* Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М., 1965.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.
Следователю и судье необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запоминанию приятного, другие - неприятного, в зависимости от жизнерадостного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада личности. На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично.
Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процессами, изолированными друг от друга. Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой - оно оказывается его результатом*. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.
______________________________
* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2 , с. 326.
Известно, что люди легко и быстро забывают сведения, которыми они в повседневной жизни редко пользуются, не освежают в памяти, не воспроизводят часто. В практике наблюдаются случаи, когда и многократно воспроизводившиеся материалы вдруг забываются и, несмотря на усилия человека, не припоминаются сразу. Подобные «осечки» памяти не являются отклонением от нормы, ибо они довольно часто, а иногда и быстро проходят. Здесь в необходимых случаях следователь может попросить допрошенного свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого сообщить дополнительно то, что он вспомнит после допроса, или провести через определенное время повторный допрос. Безусловно, следователь не должен терять надежду и в том случае, если даже какое-то обстоятельство допрашиваемому покажется безвозвратно забытым, ибо это психологически демобилизующе действует на последнего. Побуждая его к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, можно добиться припоминания забытого.
При воспроизведении какого-либо события всегда имеют место узнавания. Здесь мы имеем в виду не узнавание человека или предмета при повторном восприятии во время следствия, а узнавание допрашиваемым воспроизводимого им материала на допросе. Воспроизведение явления, факта, которые не сопровождается чувством узнавания, не будет осознаваться как воспоминание. От того, какова степень узнавания сообщаемых сведений, будет зависеть и точность, правильность показаний*. Как правило, узнавание бывает различной степени - от слабого чувства знакомства с воспроизводимым материалом до полной уверенности в его точности. Следует поэтому помнить, что самооценка свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым показаний не всегда может соответствовать действительности. В юридической практике известны случаи, когда показания, точность которых казалась несомненной, впоследствии оказывались ошибочными. Необходимо учитывать, что узнавание иногда создает иллюзию достоверного знания, вызывает ложную уверенность в прочном запоминании материала, внешности человека, приводя к добросовестному заблуждению.
______________________________
* Корнеева Л.М., Ордынский
С.С., Розенблит С.Я. Тактика
При проведении допроса следователю
и судье нужно уметь
В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если это необходимо, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего. Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, запоминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.