Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:42, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
Тема 2. История формирования и современное состояние социаль¬ной психологии.
Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).
Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа – личность; личность в группе.
Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль.
Зависимость роли личности в группе
от социально-психологических
Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные.
Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект «ожиданий», феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально – психологические проблемы личности.
Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.
Контрольные вопросы:
Литература:
Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности
Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т.т. 7-9.
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологическая структура личности.
2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности.
3. Регуляция социального поведения личности.
4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.
Темы докладов:
«Основные зарубежные социально-психологические теории личности».
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18.
2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988.
3. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. - Л.,1983.
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
7. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологических теорий. - М., 1971.
8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
9. Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М., 1979.
10. Психология развивающейся личности. - М., 1987.
11. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
12. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 1994.
Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии.
Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.
Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований.
Понятие «малой группы» в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный.
Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж.Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция). Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т.д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.
Основные теоретические
Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности.
Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов).
Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности (А.В.Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.
Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).
Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: «теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.
Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен «группового давления», руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.
Контрольные вопросы:
1.Сущность основных
Литература:
- Обязательная:
Тема 11. Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения
Вопросы: 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности. 2. Психология межгрупповых отношений.
Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р.Морленда и Дж,Ливайна о «социализации группы», стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития группы и роли членов группы. «Системно-процессуальная модель» развития группы М.Чемерса (стадии развития группы – смена состава группы, смена ролей; социализация группы через привнесение индивидом общественных ценнностей; соотнесение фазы развития группы с изменениями в обществе). Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности, зависимость развития группы от типа общества. Двух факторная модель развития группы Б.Такмена: в межличностной сфере (стадия поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия взаимодействия, в том числе конфликта; стадия групповой сплоченности; стадия образования ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск оптимального решения задач, личные намерения и групповые предписания, понимание намерений друг друга, принятие решений.
Социально – психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития группы; социально-психологические черты коллектива; социально-психологическая концепция коллектива А.С.Макаренко. Основные признаки коллектива: наличие социально значимой цели, добровольный характер объединения, целостность коллектива, обеспечение условий для развития личности. Модель развития группы А.В.Петровского: реализация непосредственных контактов Межличностные отношения); межличностные отношения опосредованные совместной деятельностью; ценностно-ориентационное единство. Совместная социально-позитивная деятельность как критерий уровня развития группы.
Типология групп А.В.Петровского: максимальная социальная значимость деятельности и высокий уровень межличностных отношений; высокий уровень значимости социальной деятельности и невысокий уровень развития межличностных отношений; антиобщественная направленность деятельности и высокий уровень межличностных отношений; антиобщественная деятельность и низкий уровень межличностных отношений; слабая выраженность социально-значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений.
Основные направления исследований межгрупповых отношений. М.Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А.Тэджфел о взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе.