Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:42, курс лекций
Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии как науки.
Вопросы: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет, задачи и методология социальной психологии.
Тема 2. История формирования и современное состояние социаль¬ной психологии.
Вопросы: 1. История становления и развития социально-психологических идей. 2. Экспериментально-теоретическое развитие социальной психологии ( с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).
Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в отечественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью.
Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали.
Основные категории: психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.
Контрольные вопросы:
Литература:
Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах
1.Понятие малой группы в
3.Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания.
4.Межгрупповые отношения и
Темы докладов:
«Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений».
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект - Пресс, 1998. -Главы 11, 12, 13, 14.
2. Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. //Межличностное восприятие в группе. - М., 1981.
3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.
4. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1968.
5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.
7. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999.
8. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.
9. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.
10. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1987.
11. Тихомиров О.К. Психологические механизмы целеобразования. - М.,1977.
Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности.
Вопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп.
2.Большие социальные
группы и особенности их
Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т.д.); структура группы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система «групповых ожиданий» - ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований.
Проблема больших групп в
социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные
слои и классы, профессионально-
Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп (посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально – значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах – нравы, обычаи, традиции, образ жизни – особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т.е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности).
Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования «социальных представлений» С.Московичи.
Особенности социально – психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях.
Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.
Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.
Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели – изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации – сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов – потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально –психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно – комфортных; коньюнктурно – приспособительных; «новых русских»; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм «эскалации ситуации» (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм «групп – мышления» - групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение. Значение социально – психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников.
Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально – психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы:
1.Основные параметры группы?
2.Значение параметров группы
для социально –
3.Виды больших социальных
4.Социально – психологические проблемы больших социальных групп?
5.Специфические регуляторы
Литература:
- Обязательная:
Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
по социальной психологии (для ФСР).
1.Место и роль социальной психологии в системе научного знания.
2.Предмет и задачи социальной психологии.
3.Особенности и тенденции
4.Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну).