Лев Семёнович Выготский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

К сожалению, судьбой Выготскому было отведено всего 38 лет, тяжелая болезнь оборвала его жизнь в период наивысшего расцвета. Но даже те 10 с "хвостиком" лет, посвященные науке, оставили огромный клад - научное наследие в области психологии и педагогики, и сегодня является источником вдохновения для молодых психологов и педагогов в России, Украине и во многих других странах мира. Такая короткая жизнь ученого не было безоблачным, признание пришло не сразу, но он находил в себе силы жить и работать, потому что был настоящим художником, гением, как его часто называли и называть последователи.

Файлы: 1 файл

выготский.docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики, теории и методики образования

 

 

 

 

 

Реферат по психологии

Тема: «Лев Семёнович Выготский»

 

 

                                           Выполнила: Полушкина Т.В.,

                                                                      Студентка группы з/о.

                                      Проверила: канд.пед.наук,

                                                                            Доцент кафедры ПТиМО                    

                                                               Светоносова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

Шадринск,2015

Биография Выготского Л.С.

К сожалению, судьбой Выготскому было отведено всего 38 лет, тяжелая болезнь оборвала его жизнь в период наивысшего расцвета. Но даже те 10 с "хвостиком" лет, посвященные науке, оставили огромный клад - научное наследие в области психологии и педагогики, и сегодня является источником вдохновения для молодых психологов и педагогов в России, Украине и во многих других странах мира. Такая короткая жизнь ученого не было безоблачным, признание пришло не сразу, но он находил в себе силы жить и работать, потому что был настоящим художником, гением, как его часто называли и называть последователи.

Родился Лев Семенович 5 (17) ноября 1896 года в Орше (близ Минска), был вторым из восьми детей малоимущей семье банковского служащего. Несмотря на отсутствие материальных благ, родители были богаты духовно, имели хорошее образование, владели несколькими языками. Этому стремились и для своих детей.

Детские годы Выготского прошли в г.Гомеле, куда семья переехала в 1897 г., где в 1913 г. Лев Семенович с отличием окончил гимназию. Поступив в Московский университет на медицинский факультет, уже через месяц понял, что медицина - не его призвание. Поэтому перевелся на юридический факультет. Параллельно посещал занятия на историко-филологическом факультете в учебном заведении личного типа Университете им.Шанявського. Особенность этого научного учреждения была в том, что это был народный университет, созданный на средства либерального деятеля народного образования Шанявского, в котором не было обязательных курсов, зачетов, экзаменов, где мог учиться каждый желающий, диплом этого вуза официально не признавался, но уровень преподавания был достаточно высоким. Именно учась здесь, Выготский открыл в себе талант литературного критика (опубликовал несколько рецензий на книги писателей-символистов), имел возможность общаться с либерально настроенной молодежью, разделяя их прогрессивные взгляды. В это же время он написал свою первую литературную работу - трактат "Трагедия о Гамлете, принца Датского У.Шекспира", где уже проявил свой талант не только как литератор, но и как тонкий психолог. Вообще, Выготский за неполных 10 лет, болея туберкулезом, написал около 15 томов работ.

В 1917 г., окончив университет, Выготский возвращается в Гомель, где активно вливается в просветительскую деятельность, культурная жизнь города. Уже тогда формируются его основные принципы и взгляды, закладывается фундамент мировоззрения ученого и педагога. В гомельский период он написал "Педагогическую психологию", которая основана на опыте преподавательской работы, (была опубликована в 1926 г.) и "Психологию искусства", которую защищал как диссертацию (опубликована через много лет после его смерти). В то время "ранний" Выготский проявил себя как эрудированный мыслитель, ищет пути развития психологии и педагогики в идеологизированных России.

В 1924 Выготский впервые обращает на себя внимание научного мира на съезде исследователей поведения в Петрограде, где он выступил с своим докладом об объединении знаний о поведении как систему рефлексов с зависимостью этого поведения человека от осознания речевых реакций. Четкость основных положений доклада доказала участникам съезда, что докладчик хорошо подготовлен и успешно преподает написанный текст. Каково же было удивление, когда один из делегатов увидел чистый лист перед Выготским. Это был известный психолог Лурия, который в дальнейшем стал единомышленником Выготского и совместно с ним развивал новые идеи. Именно при содействии Лурия Выготский принимает предложение директора Московского университета психологии Корнилова по работе в его заведении и переезжает в Москву. Не имея жилья, Лев Семенович поселяется в подвале этого институт и полностью отдается науке. В этот период, заинтересовавшись особой сферой практики - обучение и воспитание детей с умственными и физическими недостатками, он закладывает основы нового направления в науке - дефектологии, которую считал ключом ко всем психологических проблем. Выготский все глубже и глубже погружается в особенности детской психологии. Одной из самых ярких работ была "История развития высших психических функций" (1928-1931 гг.) Практический опыт, накопленный за время работы в психиатрических и неврологических клиниках, был жизненной основой этих работ.

Начало 30-х годов ознаменовался репрессивным наступлением сталинизма и на психологию, идеи Выготского подвергались сомнениям, но он и его соратники твердо стояли на своих позициях. Выготский параллельно с психологией занимается распространенным в то время направлением - педологией. Публикуются его работы "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Эти работы оказались под запретом после того, как Сталин объявил педологию вредной для практики, такой, что не соответствует марксистским теориям.

1931-1934 гг - третий и последний период деятельности Л.С.Выготского. В эти годы он активно занимается разработкой новой программы, основные теории которой были изложены в монографии "Мышление и речь", которая вышла уже через несколько месяцев после его смерти. . Главным открытием этого периода было исследование развития значений в онтогенезе, их стадиальное преобразования. Он рассматривал значение под углом видения "истории системы". Выготский и его школа, исследовав значение слова, его содержание, и проследив стадии его изменений в истории народа (анализ работ лингвистов, изучение мотивов, которые побуждают и управляют мыслью), пришли к выводу, что эти изменения являются следствием процесса развития индивидуального сознания.

При всей своей гениальности, как часто случается, Выготскому постоянно приходилось преодолевать множество трудностей. Они были вызваны не только ухудшением состояния здоровья, но и ежедневной заботой о материальном положении, поскольку, читая лекции в других городах, едва мог прокормить небольшую семью (имел жену и двух детей), отсутствием возможностей заниматься научной работой. А тяжелая болезнь брала свое, 11 июня 1934 Льва Семеновича не стало, последними его словами было: "Я готовый! ".

Педагогические идеи Выготского Л.С.

Рассматривая более подробно суть педагогических идей Выготского, очевидно, что все они имеют глубокую психологическую основу, поскольку их автор считал, что педагогика и психология существуют в тесной связи, дополняя друг друга. Педагогика не может существовать без психологической почвы, которое "красной нитью" проходит в педагогической деятельности Льва Семеновича. По выражению Леонтьева, тоже выдающегося психолога, Выготский обладал даром "Анализируя явление, выделять в нем две полярные, борющиеся между собой стороны, и в этой борьбе видеть движущую силу развития" Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии /Под ред. А.Р.Лурии, М.Г.Ярошевский. - М., 1982. - С.23.

Он разработал теорию о возрасте как единицу анализа развития ребенка, предложил новое понимание условий, источников, формы, специфики и стимулов психического развития ребенка; описал стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в процессе онтогенеза, он обнаружил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.

Наиболее выдающимся и распространенной концепцией в педагогике стало определение Выготским "зоны ближайшего развития". Опираясь на изучение развития ребенка, он пришел к анализу того, как это развитие соотносится с обучением, что и было толчком к выработке собственного видения, то есть концепции о "зоне ближайшего развития". Выготский был убежден, что обучение является двигателем психического развития. Эти два понятия (развитие и обучение) за Выготским имеют разный смысл - "единство, ки не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития" Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С.389. Так развитие есть не что иное, как процесс формирования личности с обязательным постепенным накоплением новых качеств, характерных для человека. Обучение же - внутренняя необходимость в процессе развития ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, пробуждает в ребенке внутренние процессы развития, которые сначала проявляются во время взаимоотношений с окружающими, сотрудничества с товарищами, а позже становятся достижением самого ребенка. По словам самого Выготского: "... Обучение и развитие (...) связаны друг с другом с первого дня жизни ребенка" Там же - с.383. Выготский утверждал, что обучение в сочетании с развитием должно все время находиться на уровень выше, а ребенок во время этого процесса требует постоянной поддержки взрослого, так осмысленно копируя действия взрослого ребенок развивается. "Зоной ближайшего развития" является расстояние между актуальным уровнем развития (имеющимися возможностями ребенка) и потенциальным, когда ребенок справляется с поставленными задачами под руководством взрослых. Своевременное выявление этой "зоны" позволяет определить насколько ребенок готов перейти к следующему уровню обучения, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности относительно этого. Продуктивность обучения школьника гарантируется только тесным сотрудничеством с учителем, кроме того, в этом сотрудничестве как учитель, так и ученик должны проявлять одинаковую активность, что позволит активизировать творческие силы ребенка в полном объеме. Выготский утверждал, что обучение должно больше ориентироваться на функции ребенка, которые еще полностью не сформированы, то есть "зону ближайшего развития", чем на уже пройденные этапы развития, поскольку они ниже уровнем обучения. Только ориентируясь на зону ближайшего развития, которая является критерием умственного развития ребенка, показателем индивидуальных различий детей, обучение ведет развитие вперед, ибо то, что находится в этой "зоне" совершенствуется и переходит на уровень актуального развития в следующей возрастной фазе. "... Обучение должно ориентироваться на уже пройденный циклы развития, на свой низший порог; однако опирается НЕ столько на созревшие, сколько на созревающие функции" Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под. ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С.250. Бесспорным выводом является то, что ребенка нужно учить не потому, что она способна освоить сама, а потому, чего пока еще не умеет, но в состоянии освоить с помощью учителя.

Исследования Выготского, который, кроме всего прочего, был членом Государственного ученого совета, в этой области носили актуальный характер, поскольку в то время система советского образования и воспитания находилась в состоянии перестройки. Планировалось перейти от комплексной к предметной системе обучения в школе с целью изучения как дети усваивают научные понятия, предметные знания.

Еще одной заслугой Выготского в педагогике была предложена им возрастная периодизация в обучении - спонтанный период (раннее детство), спонтанно-реактивный (дошкольное) и реактивный (школьный) - "... ребенок дошкольного возраста (...) сам строит теории (...), пытается объяснить целый ряд зависимостей и отношений (...) Эта тенденция в развитии ребенка должна быть использована в процессе обучения

"Выготский Л.С. Избранные  психологические исследования. - М., 1956. - С.435. Выготский в некоторой  степени сравнивает труд педагога  с трудом садовника, так как  учитель так же вовремя должна  отреагировать на процессы созревания  стадий развития ребенка, как  садовник - плодов. Свои исследования  в этом направлении он систематизировал  в "динамике умственного развития  школьника в связи с обучением".

Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка является гипотеза Л.С.Выготского о системной и содержательной строения сознания и его развития в онтогенезе. В его работах принцип развития сочетался с принципом системности. Ученый был уверен, что сознание человека представляет собой систему отдельных процессов, и ни одна функция человеческого сознания не может развиваться изолированно, а ее развитие зависит от места в этой структуре. Отсюда следует, что центром сознания в раннем возрасте восприятие, в дошкольные годы - память, в школьные - мышление. Развитие же других психических процессов в каждом возрасте находится в зависимости от доминирования в сознании той или иной функции. Исходя из того, что вход в сознание и переход от одной структуры к другой осуществляется через развитие значения слова, то есть - обобщение, Выготский пришел к выводу, что в случае, когда системное развитие сознания не подпадает под прямое влияние обучения, то появятся возможность управлять развитием обобщения и изменением структуры сознания вообще. Из этого следует, что обучение, формируя обобщения, перестраивает всю систему сознания. Эта гипотеза долгое время не имела экспериментального подтверждения и в ней виделся определенный идеализм, поскольку она фактически сводила развитие к взаимодействию сознаний, а формирование обобщения через общение ребенка со взрослым - "... Речевые структуры, усваиваемые ребенком, становятся Основными структурами его мышления "Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под. ред. В.В.Давыдова. - М., 1982. - С.117.

Через преждевременной смерти Выготский не смог разработать это направление до конца. Но представители его школы, его последователи такие, как Леонтьев, Запорожец, Зинченко, Гальперин, Божович и др.., На базе экспериментальных исследований пришли к выводу, что в основе развития обобщений все-таки лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъект объекта.

Как уже отмечалось, вклад Выготского в развитие советской детской психологии и педагогики имеет чрезвычайно большое значение. Некоторые его гипотезы были разработаны им в начальной стадии, потребовалось проведение дополнительных исследований, обоснований, поскольку они содержали в себе переворот тогдашних теорий, внесли новое направление в развитие научных представлений о психологии и педагогике. К сожалению, Выготскому, который так рано ушел из жизни, не удалось сделать это самому, но тот фундамент, что он заложил был прочной основой дальнейшей работы в прогрессивном развитии этих наук. Поэтому его имя навсегда золотыми буквами вошло в историю развития науки.

3. Педагогическая деятельность  Выготского Л.С.

Вся деятельность Выготского как научная, так и преподавательская была пронизана преданностью делу, готовностью на все во имя науки.

Выготский работал на пределе человеческих возможностей, возлагая титанические усилия как физические, так и моральные. С молодых лет его будни были заполнены лекциями в разных городах СССР, кроме того, он работал в клиниках, лабораториях, обогащая свой научный и практический опыт. Несмотря на слабое здоровье он выступал с докладами на различных совещаниях, конференциях, писал статьи, вступления к материалам его сотрудников, проводил собственные исследования. Он будто знал, что времени слишком мало, пытался сделать как можно больше.

Сразу после окончания университета и возвращение в родной Гомель в 1917 г., Выготский активно включается в преподавательский процесс - занимается преподаванием в школах русского языка и литературы, в практикует в педагогическом техникуме и на курсах подготовки школьных работников, излагая логику и психологию , в консерватории читает лекции по эстетике и истории искусства, работает консультантом-психологом в одной из школ, организовал работу психологического кабинета, читал лекции по психологии, педагогике и методике преподавания литературы, в это же время заведовал театральным отделом, писал рецензии о спектаклях, создал даже литературную газету, любил организовывать дискуссии вокруг литературных новинок. Тогда он чувствовал себя на вершине, это был его звездный час, но наибольшие достижения были еще впереди.

В это же время несколько смещается в эквиваленте Выготским содержания и функций искусства, он поднимает вопросы относительно методики преподавания художественной литературы в школе, понимая необходимость построения обучения с учетом особенностей детского сознания. Именно в процессе преподавания Выготский хорошо изучает психику ребенка, лучше понимает особенности восприятия произведений детьми. Как всегда, его гипотезы ни были пустыми догадками, он проводил психологические исследования багатьох учеников, составил план психологического эксперимента по изучению процессов понимания языка методом многократного перевода текста с родного языка на иностранный, а уже на базе полученных данных делал окончательные выводы.

Информация о работе Лев Семёнович Выготский