Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:42, реферат
К сожалению, судьбой Выготскому было отведено всего 38 лет, тяжелая болезнь оборвала его жизнь в период наивысшего расцвета. Но даже те 10 с "хвостиком" лет, посвященные науке, оставили огромный клад - научное наследие в области психологии и педагогики, и сегодня является источником вдохновения для молодых психологов и педагогов в России, Украине и во многих других странах мира. Такая короткая жизнь ученого не было безоблачным, признание пришло не сразу, но он находил в себе силы жить и работать, потому что был настоящим художником, гением, как его часто называли и называть последователи.
На его лекции приходили студенты из многих московских вузов, все время аудитории были переполнены, слушатели улавливали каждое слово лектора, который по-новому видел мир человеческой психики, это видение потом, через много лет после его смерти, будет цениться потомками на уровне классического, а тогда в идеологических кругах вызвало подозрения в отступлении от марксизма.
Выготский из-за постоянного недостатка средств был вынужден читать лекции в Ташкенте (Средне-Азиатский государственный университет), в Харькове, в Ленинграде и других городах СССР. Хотя физические силы были почти истощены, каждая лекция была от души. Тот талант лектора, который Выготский проявил еще во время своей первой доклада, случайно приняв участие в научно-практической конференции по проблемам рефлексологии (1924 г.), когда он без остановки докладывал об учении, которое только развивалось в те годы, несмотря на чистый лист бумаги, не оставлял его в самые тяжелые моменты борьбы с болезнью. Примером преподавательской одаренности и энтузиазма может служить и случай, когда Лев Семенович на спор в течение часа читал лекцию о мороженом, но ни разу не допустил повторения или заминки, а четко доказал свою мысль до логического завершения.
Поэтому, наверное, справедливо утверждение, что талантливый человек талантлив во всем и несет это кредо до конца своих дней.
Вывод
Нет смысла гадать, каких высот достиг Выготский, если бы не умер в период расцвете своего таланта. Он и так сделал много для развития гуманитарных знаний в России и за ее пределами, он обогатил не только психологию и педагогику, но и внес свои прогрессивные идеи во все науки по изучению человека - лингвистика, психиатрия, искусствоведение, этнография, социология и другие.
Кроме всего вышеупомянутого, заслугой Выготского является создание Института дефектологии и самой дефектологии в целом, основания кафедры психологии в Педагогическом университете (сегодня это Педагогический университет), инициатива создания трех групп исследователей в
Москве, Петербурге, Харькове.
Гениальность идей Выготского не исчезла с его смертью, а его деятельность всегда будет служить примером для последователей. Хоть так произошло не сразу - в 1936 году его работы, посвященные детской душе, попали в список запрещенных. Прошли десятилетия, пока Выготского признали новатором, а его идеи получили мировое признание и влияние на психолого-педагогическую мысль во многих странах. Благодаря упорному труду его учеников и единомышленников большинство гипотез получили окончательной совершенства и совершенства, а написаны труды были опубликованы, открыв человечеству новый поворот в научных достижениях. Исследования Лурии, Эльконина, Гальперина, Запорожца, Леонтьева и других, взяв за основу труды Выготского, стали достоянием мировой науки. Иначе и не могло быть. Печально, что талант человека, самоотверженность, обычно, оценивается только после его смерти.
Больших усилий в дело сохранения научного наследия Выготского прилагает его дочь Гита Львовна, которая имеет целью выдать все, еще не опубликованы, труды отца (она, например, подготовила специальный комплекс работ по дефектологии).
Поэтому, подытоживая, хотелось бы отметить, что человек, который верит в свое дело, уверена в верности избранного пути, чувствует необходимость что-то сделать для других, считает это зову сердца, способна побороть все препятствия на пути к цели, выстоит в самых сложных условиях, победит болезни, непонимание, запрета, постоянное полуголодное существование, она находить силы своих убеждениях, своих достижениях, ощущении полезности человечеству. Смерть Выготского, то было лишь трагическое физическое явление, а "зерно" знаний, посеянная им, пустила крепкие побеги в душах таких же неравнодушных. Он мог пойти другим путем, отстаивать тогдашние убеждения, угодные идеологам, без особых усилий учительствовать, но он так не смог бы, потому что это был бы уже не Выготский с его революционный мировоззрением, с его высоким интеллектуальным потенциалом, энтузиазмом, это был его путь, и он прошел его с честью.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии /Под ред. А.Р.Лурии, М.Г.Ярошевский. - М.: Педагогика, 1982.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.: Педагогика, 1984.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. - 1992. - N3-4. - С.14-19.