Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 19:39, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа теоретического и практического материала, посвященного становлению личности в процессе общения.
Согласно данной цели, сформированы следующие задачи:
Дать определение понятия «личность», рассмотреть стадии ее развития.
Проанализировать теоретическую базу научных взглядов на процесс общения как культурного феномена жизнедеятельности человека.
Проследить зарождение и развитие личностного и предметного начала в отношениях ребенка с другими людьми, начиная с момента его рождения, на протяжении первых лет жизни.
Введение
Потребности современного
общества, его духовных и материальных
сфер делают проблему общения чрезвычайно
актуальной. Общение является неотъемлемой
частью существования таких областей
жизнедеятельности человека как
образование, наука и искусство,
в свою очередь, тесно взаимосвязанных
между собой в силу диалогичности своей
сущности. Ярким доказательством этому
служит глубокая связь культуры и образования.
С изменением социальной ситуации наметились
коренные перемены во взглядах на сущность
и содержание образования. В современных
условиях оно рассматривается как компонент
культуры, являющийся «основным средством
развития гуманистической сущности человека».
Говоря о том, что образование обладает
культурно-гуманистическими функциями,
мы имеем в виду то, что оно функционирует
в контексте культуры, являясь неотъемлемой
ее частью, выступая при этом средством
созидания и трансляции культурных ценностей,
что позволяет человеку приобщиться к
ним, а также раскрыть и реализовать собственный
творческий потенциал.
Общение включает в себя все разнообразие
духовных и материальных форм бытия человека
и является при этом его насущной потребностью.
Вполне обоснован тот факт, что изучению
проблем общения уделяется значительное
внимание в исследовании отечественных
и зарубежных ученых, представляющих различные
направления человекознания. (Б.Г.Ананьев, Л.П.Буева, Л.С.Выготский,
А.Б.Добрович, М.С.Каган, В.А.Калиненко,
Я.Л.Коломенский, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев,
М.И.Лисина, К.Лоренц, В.И.Мяснищев, Т.Парсонс,
А.В.Петровский, Ж.П.Сартр, Р.К.Терещук,
Э.Уилсон, М.Хайдеггер, К.Чери, Е.Н.Шиянов,
А.Эспинас и др.) И как закономерный результат – отсутствие
единства в толковании природы происхождения,
сущности и структуры процесса общения.
Так можно проследить принципиальные
расхождения в вопросе о происхождении
общения. Философы С.М. Каган, Дж. Мид, Т.
Парсонс, К. Чери, К. Ясперс и психологи
Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев,
А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Е.
Мелибруда, А.В. Петровский, В.А. Петровский,
С.Л. Рубинштейн стоят на позиции социокультурного
общения. С точки зрения данных авторов,
общение выступает непременным условием
существования любых форм социальной
и индивидуальной жизни человека.
Потребность в общении является первичной социальной потребностью человека в онтогенезе. В процессе разнопланового общения индивид развивается как личность, приобщаясь к культурным нормам и нравственным законам своего общества. В общении же он реализуется как активный, самобытный и творческий субъект. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает в себе человеческой сущности. Она проявляется только в общении, единстве человека с человеком.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и, прежде всего его этического развития. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом на самых ранних этапах онтогенеза с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
Целью данной работы является проведение анализа теоретического и практического материала, посвященного становлению личности в процессе общения.
Согласно данной цели, сформированы следующие задачи:
Объектом данного исследования выступает изучение роли общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека.
Предметом исследования является изучение личности в процессе общения.
1. Личность
и общение: теоретические
1.1. Понятие личности, ее структура и факторы формирования
Наверное, ни одно из понятий
общественных наук не является столь
многозначным, неопределенным и дискуссионным,
как понятия «человек» и «
Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характеристику, т. е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокультурную категорию. Когда речь идет об одном, конкретном человеке, используют понятие «индивид». Понятие «индивидуальность» применяется для выражения неповторимости, уникальности конкретной личности.
В современной социологии существуют два подхода к рассмотрению понятия «личность». Первый – когда под личностями подразумеваются лишь те люди, которые обладают определенными (как правило, положительными) качествами, отличающими их от других индивидов. В соответствии с другим подходом – каждый человек является личностью и отличается от других своими неповторимыми особенностями, как биосоциокультурное существо. Попросту говоря, тем, кто он есть.
Учитывая конкретные научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:
Любое умаление роли одного из личностных уровней может привести к серьезному искажению, ущербности, неполноте анализа личности.
1.2 Общее представление о личности
Как объект исследования
личность уникальна по своей сложности.
Сложность эта заключена, прежде
всего, в том, что в личности объединены
различные плоскости бытия
Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений. Личность – это организм и его высший представитель – мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении, так или иначе, проявляется внутренняя жизнь личности.
Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обусловливает психический образ личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность – прежде
всего современник определенной
эпохи, и это определяет множество
ее социально-психологических
Личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности – ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей – с людьми своего класса, общественного слоя, профессии, являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий. Формирование общности поколения зависит от системы общественного воспитания. Принадлежность к определенному поколению всегда является важной характеристикой конкретной личности.
Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.
Итак, общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.
Когда человека можно считать личностью?
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?
Личность –
это человек, взятый в системе
таких его психологических
Информация о работе Личность и общение: теоретические аспекты