Личность и общение: теоретические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа теоретического и практического материала, посвященного становлению личности в процессе общения.
Согласно данной цели, сформированы следующие задачи:
Дать определение понятия «личность», рассмотреть стадии ее развития.
Проанализировать теоретическую базу научных взглядов на процесс общения как культурного феномена жизнедеятельности человека.
Проследить зарождение и развитие личностного и предметного начала в отношениях ребенка с другими людьми, начиная с момента его рождения, на протяжении первых лет жизни.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка  в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия с окружающими.

Одновременно развивается  и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи  в процессе коммуникации – ребенок  научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе.

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с  ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие  на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка на преодоление препятствий. Для того, чтобы повторить связанные с этими стимулами приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка.

Чувства, проявляемые в межличностном общении, формируются и развиваются под влиянием общения с людьми. Другие виды чувств также находятся под влиянием общения с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

Мотивы и социальные потребности растущая личность также  заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете, мотивы поведения других людей, одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения.

Таким образом, человек  как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается в процессе общения с людьми.

2.3 Зависимость психического развития человека от его общения

с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит  от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с  людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает  речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек  продолжает развиваться в речевом  плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими  людьми, у него не могут в достаточной  степени развиться коммуникативные  навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым  сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Что касается слабого развития интеллекта, то оно выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим  причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как "заражение". Эмоционального заражения не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения, - "подражание", люди общаясь и наблюдая друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что  длительное пребывание в гермокамере  ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов  и т.д. Однако при этом, серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии.

Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Все они в условиях изоляции вскоре начинают говорит вслух. Сначала это своего рода комментарии уведенного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, дают советы, отдают команды, задают вопросы.

Основная причина такого поведения человека, заключается в том, что у него нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому он компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общение людей друг с  другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем деятельность. В общении друг с другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Именно благодаря общению  в совместной деятельности люди когда-то сумели преодолеть свой животный, естественный образ жизни, подняться над собственной  биологической ограниченностью, создать  общество и культуру.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомно-физиологически напоминающим человека.

С первых дней жизни младенец начинает общаться со взрослыми людьми, и это общение не прерывается в течение всей жизни. С помощью такого общения ребенок усваивает все, что психологически делает его человеком вообще и современным человеком в частности. Это касается и человеческих особенностей его познавательных процессов, их произвольности и опосредованности; и человеческих особенностей его поведения (мораль, этика, культура поведения); и человеческих особенностей его личности (воля, способности, характер, потребности, чувства); и человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость).

Общение - важное условие  человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным внешним  фактором влияния на человека и, в  то же время, формой существования ее индивидуально-психологического бытия.

Человек – существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис  о первостепенной роли социального  общения в этом процессе.

Поэтому, для того чтобы  в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Алешина, Ю.Б., Петровская, Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста. – М., 2001.
    2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во «Новое знание», 2000.
    3. Батаршев А.В. Психология поведения. – М., 2004. – 265 с.
    4. Батищев Г.С. Особенности глубинного общения. //Вопросы философии, № 3, 2005. – с. 109-129.
    5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2000.
    6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978.
    7. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1973.
    8. Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003.
    9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник, 2001.
    10. Психология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2005.
    11. Сикорский И.А. Вопросы нервно-психической медицины, 1904.
    12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманитаризации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов –на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 2005.

 
 

1  К.Маркс «Капитал» т.3, стр.3

2 Эндемический – местный, свойственный данной местности.

3 Сикорский И.А. Вопросы нервно-психической медицины, 1904

4 Воспитание – процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды. (Краткий психологический словарь / А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский)

5 Онтогенез (от греч. Ontos – сущее, genesis – рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма. (Краткий психологический словарь / Петровский А.В. и Ярошевский М.Г.)

6 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М., 1978

7 Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973


Информация о работе Личность и общение: теоретические аспекты