Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:49, творческая работа
Исследования показали, что результаты работы в группе выше результатов индивидуального труда: социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок. Однако группа не только помогает человеку совершенствоваться, но и существенно изменяет его поведение.
Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
Личность, группа, толпа
Исследования показали, что результаты работы в группе выше результатов индивидуального труда: социальное взаимодействие обеспечивает механизм исправления ошибок. Однако группа не только помогает человеку совершенствоваться, но и существенно изменяет его поведение.
Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
Неформальные группы возникают вследствие невозможности решения какой-либо задачи единоличными усилиями и отсутствия непосредственной заинтересованности в ее решении нескольких членов организации.
Сила объединенного труда неизбежно формирует общность интересов. Коллективная заинтересованность людей является результатом уже самого факта наличия у них однородных операций, сходной профессии или общности интересов. Превосходство групповой деятельности над индивидуальной имеет место при решении не всех задач. Однако в целом ряде случаев коллективные действия являются наиболее успешными.
Последние исследования, проведенные П. Блау, У. Скоттом, М. Шоу, показали, что при сопоставлении индивидуального и группового исполнительства результативность была выше у последнего — социальное взаимодействие обеспечивало механизм исправления ошибок.
Превосходство групп над индивидами выражается в следующем:
при социальном взаимодействии происходит отсеивание неэффективных предложений, что служит механизмом исправления ошибок;
предоставляемая в социальном взаимодействии социальная поддержка облегчает мышление;
наличие соревнования между членами группы за уважение мобилизует их энергию на большой вклад в решение задач.
Неформальная групповая
деятельность выражается также в
образовании творческих групп наряду
с индивидуальным творчеством. В
этой форме самоорганизации
Взаимодействие человека
и группы всегда носит двусторонний
характер: человек своим трудом,
своими действиями способствует решению
групповых задач, но и группа оказывает
большое влияние на человека, помогая
ему удовлетворять его
Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают успешнее, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии либо же в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Группа защищает индивида, поддерживает его и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения в группе.
Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Она меняет его поведение, делая человека зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют много проявлений. Укажем на некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием группы.
Во-первых, под общественным
влиянием происходят изменения таких
характеристик человека, как восприятие,
мотивация, сфера внимания, система
оценок и т.д. Человек расширяет
сферу внимания, систему оценок за
счет более пристального обращения
к интересам других членов группы.
Его жизнь оказывается в
Во-вторых, в группе человек получает определенный относительный «вес». Группа не только распределяет задания и роли, но и определяет относительную позицию каждого. Члены группы могут делать совершенно одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. И это будет дополнительной существенной характеристикой для индивида, которой он не обладал и не мог обладать, находясь вне группы. Для многих членов группы эта характеристика может быть не менее важной, чем их формальная позиция.
В-третьих, группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с группой, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места в мире и своего предназначения.
В-четвертых, находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект воздействия на человека «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал человека.
В-пятых, отмечено, что в группе человек гораздо в большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность изменения поведения человека является источником более действенного и активного поведения людей в групповом окружении, чем если бы они действовали в одиночку.
Неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется.
Часто многим воздействиям со стороны группы человек долго сопротивляется, многие воздействия он воспринимает только частично, некоторые он отрицает полностью. Процессы адаптации человека к группе и подстройки группы к человеку являются неоднозначными, сложными и зачастую достаточно длительными. Входя в группу, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на группу, на других ее членов.
Находясь во взаимодействии с группой, человек пытается различными способами воздействовать на нее, вносить изменения в ее функционирование с тем, чтобы это было приемлемо для него, удобно ему и позволяло ему справиться со своими обязанностями. Естественно, и форма воздействия, и степень влияния человека на группу существенно зависит как от его личностных характеристик, его возможностей оказывать влияние, так и от характеристик группы. Человек обычно выражает свое отношение к группе с позиций того, что он считает для себя наиболее важным. При этом его рассуждения всегда находятся в зависимости от той позиции, которую он занимает в группе, от выполняемой им роли, от возложенного на него задания и соответственно от того, какие цели и интересы он преследует сам лично.
Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться своя степень проявления. То есть, например, можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.
В случае кооперации между
членом группы и группой устанавливаются
доверительные и
При слиянии человека с
группой наблюдается
В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:
организационными,
эмоциональными.
Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе конфликтов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п.
Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.
Конфликт между членом
группы и группой неверно
Но очень часто конфликт
в отношениях внутри группы носит
позитивный характер. Это связано
с тем, что конфликт может привести
к благоприятным последствиям. Во-первых,
конфликт может повысить мотивацию
на достижение целей. Он может вызвать
дополнительную энергию к действию,
вывести группу из устойчивого пассивного
состояния. Во-вторых, конфликт может
привести к лучшему пониманию
отношений и позиций в группе,
к уяснению членами их роли и места
в группе, к более четкому пониманию
задач и характера деятельности
группы. В-третьих, конфликт может играть
созидательную роль в деле поиска
новых путей функционирования группы,
поиска новых подходов к решению
задач группы, в генерировании
новых идей и соображений относительно
того, как строить отношения между
членами группы, и т.п. В-четвертых,
конфликт может привести к проявлению
межличностных отношений, к выявлению
отношений между отдельными членами
группы, что в свою очередь может
предотвратить возможное
Человек
рассматривает цели группы как не
противоречащие его целям, он готов
к поиску путей улучшения
ЛЕКЦИЯ № 11. Личность
и коллектив
Социальная сущность человека проявляется
прежде всего в его деятельности, общении
с другими людьми. Изолированный от других
людей человек не может развиваться как
личность. Лишь активная трудовая, общественная
деятельность обеспечивает человеку средства
к существованию и способствует выработке
многих личностных качеств. Социальная
среда, взаимоотношения в труде являются
решающим фактором становления и развития
психики, появления специфически человеческого
свойства – сознания.
Исторические условия жизни привели к
тому, что люди объединились в нации, государства,
партии, другие общности. Человек в течение
жизни непосредственно общается с другими
людьми, реализуя свою социальную сущность.
Это общение происходит в группах и коллективах,
оказывающих большое влияние на позицию,
направленность и самооценку личности
и др. Эти общности неоднородны и могут
быть классифицированы по нескольким
основаниям: близости и глубине складывающихся
отношений, принципу образования, отношению
личности к нормам группы и др. В зависимости
от близости и глубины складывающихся
отношений выделяют первичную группу.
Первичная группа – относительно устойчивое
и немногочисленное по составу, связанное
общими целями объединение людей, в котором
осуществляется непосредственный контакт
между его членами. Все, кто входит в нее,
знают друг друга лично и общаются между
собой в процессе решения стоящей перед
ними задачи. Размер первичной группы
не может быть менее двух, но не превышает
30–40 человек.
Такие объединения, как семья, производственная
бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной
станции, школьный класс или студенческая
группа, могут быть названы первичными
группами. Человек одновременно может
входить в несколько первичных групп.
Контакты в первичных группах не дозированы.
Каждый может общаться с каждым по мере
желания и необходимости. Практически
же члены группы отдают предпочтение одним
перед другими. Они общаются чаще, контакты
носят близкий характер (на личной или
деловой основе). Это так называемый круг
общения, который оформляется в виде микрогруппы.
Как правило, такая группа немногочисленна
(2–7 человек). Человек остается членом
первичной группы и не обрывает с ней контакты.
По принципу и способу образования различают
реальные и условные, официальные и неофициальные
группы.
Реальная и условная группы.
Реальная группа – фактически существующие
объединения людей с реальными связями
и взаимоотношениями их членов, с целями
и задачами. Реальная группа может существовать
кратковременно или длительно, быть малой
или большой.
Общность людей, составленную номинально,
называют условной группой. Например,
спортивные журналисты решают образовать
команду, состоящую из лучших футболистов
мира. Они отбирают звезд первой величины
и объединяют их в списке. Эти люди никогда
не соберутся и не будут играть вместе.
Но эта группа составлена и условно существует.
Официальная и неофициальная группы. Официальная
(формальная) группа создается на основе
штатного расписания, устава или других
официальных документов. Отделы на производстве,
штат сотрудников – это примеры официальных
групп. Между членами такой группы устанавливаются
деловые контакты, регламентированные
документами. Они предполагают соподчинение
или равенство, большую или меньшую ответственность
за выполнение задачи. Такая группа может
перестраиваться, но опять-таки на основе
приказа или постановления.
Взаимоотношения в официальной группе
даже при одной и той же инструкции не
могут быть идентичны, поскольку в контакт
вступают группы с неповторимыми чертами
характера, темперамента, способностей,
стиля общения. Деловые отношения дополняются
личными, не предусмотренными инструкциями.
Психологическая близость (симпатии, уважение,
дружба) цементирует официальную группу,
помогает установить благоприятный психологический
климат, что в конечном итоге способствует
успешной работе. В официальной группе
могут складываться и другие отношения,
не способствующие успеху дела (антипатия,
неуважение, пренебрежение, вражда).
Неофициальные группы возникают на основе
единой психологической мотивации-симпатии,
близости взглядов и убеждений, признания
авторитетности, компетентности. Такая
группа не предусматривается штатным
расписанием или уставом. Так складываются
группы на основе общности интересов или
увлечений. Симпатии и привязанности цементируют
группу. Если они исчезают, группа распадается.
По признаку отношения личности к нормам
группы выделяют референтную группу.
Референтная (эталонная) группа – это
реально существующая или воображаемая
группа, взгляды, нормы которой служат
образцом для личности. Личность может
входить в группу, нормы, ценности которой
признает и поддерживает, считает самыми
лучшими. Тогда личность не только придерживается
этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует.
Иногда личность, являясь членом одной
группы, считает идеалом ценности другой
группы.
Итак, первичная группа может рассматриваться
с разных точек зрения. Но в любом случае
первичная группа оказывает сильное влияние
на формирование различных сторон личности.
В качестве первичной группы был назван
коллектив.
Коллектив – это группа людей, объединенных
едиными целями, подчиненными целям общества.
Четко и полно признаки коллектива выявил
А. С. Макаренко, который определял его
следующим образом: «Коллектив – это есть
целеустремленный комплекс личностей,
организованных, обладающих органами
коллектива. А там, где есть организация
коллектива, там есть органы коллектива,
там есть организация уполномоченных
лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения
товарища к товарищу – это не вопрос дружбы
и не вопрос любви, не вопрос соседства,
а это вопрос ответственной зависимости».
При этом он замечал, что коллектив объединяет
наличие социально (общественно) значимых
целей. Поэтому можно сказать, что всякий
коллектив – это группа, но не каждая группа
– коллектив.
Личность в коллективе связана с другими
личностями и вместе с ними выражает направление
общности. В ходе исторического взаимодействия
с материальным миром и общения с людьми
личность не только приобретает индивидуальный
опыт, на основе которого формируются
индивидуальные черты, свойства, но и присваивает
общественный опыт, который становится
важнейшей составляющей ее духовного
богатства.
Взаимоотношения личности и коллектива
многообразны. Можно выделить два аспекта:
влияние коллектива на личность и влияние
личности на коллектив. Влияние коллектива
на личность осуществляется главным образом
через так называемые малые группы, в которых
человек имеет непосредственные контакты
с другими людьми.
Влияние малых групп на личность рассматривается
подробно особенно в последние годы, когда
коллектив перестали рассматривать как
некоторое однородное образование и начали
признавать в нем наличие различных групп.
Как в обществе в целом, так и в отдельных
организациях социально изолированный
индивидуум встречается чрезвычайно редко.
Когда человек устраивается на работу
или приходит в учебное заведение, он сразу
же начинает заводить знакомых и друзей
обычно из числа тех, с кем он вместе работает
большую часть времени, и вскоре оказывается
вовлеченным в одну или несколько социальных
групп. Поведение человека в таких группах
под влиянием коллектива обычно претерпевает
существенные изменения.
Немногочисленная группа людей, которые
каждодневно работают вместе, составляет
настоящую социальную группу (коллектив).
Члены ее обычно называют друг друга по
имени. Они лучше узнают друг друга в результате
тесных личных контактов. Они общаются
между собой не как частные личности, т.
е. не просто как сотрудники, а как полноценные
личности со своими надеждами и опасениями,
честолюбием и притязаниями, склонностями
и неприятностями, социальными и семейными
проблемами и т. д. Отдельные члены группы
обычно отождествляют себя со своей группой,
так что они исповедуют ценности, принятые
в группе, как свои собственные. В группе
складывается представление о том, что
есть правильное поведение ее членов.
ЛЕКЦИЯ № 12. Изменения,
происходящие с личностью в толпе
Вопрос поведения и самосознания личности
в условиях массового порядка существования
приобрел особую актуальность в последнее
время, когда мнение народных масс приобрело
значение, с ним начали считаться.
Не так давно политика государства и соперничество
государей были главными факторами событий.
Мнение народных масс, как принято его
сейчас называть, в расчет не принималось,
да большей частью этого мнения и не существовало.
С тех пор прошло каких-нибудь 150 лет, но
в этом вопросе все коренным образом поменялось.
Сейчас политические традиции, личные
склонности монархов и их соперничество
уже более не имеют такого решающего значения
(часто воспринимаются как отклонение
от нормы), а голос толпы, наоборот, становится
все более значимым. Большинство диктует
правительству, как ему следует поступать
и какие решения принимать, и, как ни странно,
правительство не может не считаться с
этим диктатом.
Все это приобрело такой выразительный
характер, что выход народных классов
на сцену политической жизни (или, если
сказать по-другому, перевоплощение народных
масс в руководящие) стало одной из определяющих
черт эпохи. Методом ассоциаций толпа
разработала идеи о своих интересах и
ощутила свою силу. Толпы образуют содружества,
перед которыми не может устоять ни одна
власть.
Не отличающиеся способностью к теоретическим
рассуждениям массы очень эффективны
в действии. И при условии небольшого единства
или подобия организации масса людей,
называемая толпой, приобретает громадную
силу, которую не всегда знает, куда правильно
направить.
И поскольку эта форма организации приобрела
такой вес, вполне естественно, что на
нее обратились взгляды исследователей.
Сравнительно недавно произошли сильные
изменения в представлениях о понятии
личности массы. Проводя исследования
и наблюдая за толпой, ученые заметили,
что человек частично утрачивает свои
личные свойства, когда он находится в
толпе, но приобретает качества, обычно
ему не свойственные. Человек в толпе способен
на бездумные безрассудные поступки, которые,
наверное, не стал бы совершать, будь он
один или в малой группе. Все эти выводы
заставили задуматься о различиях между
массой и толпой, а также о глубинных причинах,
побуждающих личность изменяться под
влиянием этих больших групп.
Но сильно разделять или различать психологию
массы и психологию отдельного индивида
все равно не стоит. В сознании человека
всегда подспудно существует «другой»,
который является образцом, объектом,
помощником или противником. Исходя из
этого, психология личности по природе
своей одновременно является также и психологией
социальной во вполне обоснованном смысле.
Психология массы воспринимает каждую
личность как единицу племени, народа,
касты, сословия, институции или как составную
часть толпы, на данный период времени
и для определенной цели перевоплощенной
в массу.
В человеке, как одном звене такой цепи,
под влиянием чувства общности с другими
членами этой массы происходят глубокие
преобразования внутренней организации.
Аффективность невероятно увеличивается,
в то время как интеллектуальные способности
сильно снижаются, причем оба процесса,
как правило, стремятся к уравнению показателей
свойств личности со свойствами средних
показателей всей массы людей, которая,
естественно, включает в себя и очень высокие
и очень низкие показатели.
На основании этого можно заключить, что
одного наличия многочисленных аффективных
связей в массе достаточно, чтобы объяснить
почти полную атрофацию у личности самостоятельности
и инициативности, однонаправленность
и однородность восприятия действительности
с восприятиями окружающих.
Ученый и психолог В. Троттер ищет причины
проявляемых массой психических феноменов
в стадном инстинкте, который дан человеку
от рождения так же, как и другим видам
животных. Каждый одиночный индивид чувствует
себя незавершенным, если он один. Стадный
инстинкт проявляется впервые уже в виде
страха маленького ребенка, оказавшегося
в одиночестве. Ученый утверждает, что
стадный инстинкт – понятие первичное,
т. е. далее неразложимое.
З. Фрейд согласился с предположением
Ч. Дарвина о том, что первобытной формой
человеческого общества была орда, в которой
неограниченно господствовал сильный
самец. Масса как раз и является современным
откликом – вновь ожившей первобытной
ордой. Поскольку во всех цивилизованных
индивидах присутствуют инстинкты первобытного
человека, очень легко из набора таких
индивидов (человеческой толпы) может
возникнуть первобытная орда (в самых
жестких ее проявлениях). Так как стремление
к массообразованию часто владеет мыслями
людей, в этом можно легко узнать признаки
первобытной орды.
А, например, Мак-Дугал утверждает, что
масса не имеет никакой организации вовсе
и что при этом условии масса является
толпой. Но, несмотря на это, ученый признает
тот факт, что толпа не может сформироваться
без хотя бы зачаточных форм организации.
Мак-Дугал заметил некоторые основополагающие
признаки коллективной психологии в действиях
массы.
Понятие «толпа» само по себе является
очень широким и включает в себя любое
скопление людей независимо от принадлежности
их к каким-либо религиозным, национальным
или другим характеристикам. Причины,
явившиеся побудителем собрания толпы,
тоже не имеют значительных отличий одного
хаотичного скопления от другого.
Но это количественная характеристика,
в то время как качественно масса – это
инволюционное явление, которое ведет
к развитию негативных направлений в обществе.
Но если рассматривать толпу с чисто психологической
точки зрения, здесь все не так просто,
и имеется много противоречий. В определенных
условиях или при стечении некоторых обстоятельств
собрание людей обладает чертами, абсолютно
не свойственными и не характерными для
отдельных индивидов, входящих в состав
этого собрания. Личность как что-то самостоятельное
и заслуживающее отдельного рассмотрения
перестает существовать, но появляется
единица общего целого, имеющая ту же направленность,
что и окружающие ее единицы. Можно назвать
это коллективной душой, хотя она и образуется
на короткий период времени, но имеет очень
выраженные свои черты. И организация
в таком собрании поддерживается этой
самой душой, которая в хаосе людского
тем не менее пока позволяет выполнять
ту примитивную, как правило, задачу, которая
и объединила этих людей.
Но одного факта случайного нахождения
вместе многих индивидов недостаточно
для того, чтобы они приобрели характер
организованной толпы, для этого нужно
влияние некоторых возбудителей. Исчезновение
сознательной личности и ориентирование
чувств и мыслей в известном направлении
(главные черты, характеризующие толпу,
вступившую на путь организации) не обязательно
бывают вызваны одновременным присутствием
нескольких индивидов в одном и том же
месте. Толпа, соединяясь воедино из множества
составляющих, какое-то непродолжительное
время действует как одно целое существо.
Причем это существо, хотя и обладает не
очень высоким уровнем интеллекта, приобретает
совершенно отличные свойства от тех,
которые были присущи его составляющим.
Это происходит точно так же, как, соединяясь,
клетки, входящие в состав живого тела,
образуют посредством этого соединения
орган, которые выполняет совершенно другие
функции, нежели клетки, его образующие.
Но, несмотря на то, что факт влияния толпы
на человека очевиден, очень нелегко объяснить,
почему это происходит. Это происходит
потому, что контролируемые функции мозговой
деятельности значительно меньше неконтролируемых.
И даже то происходящее, что человек может
объяснить, все равно тем или иным образом
рождено набором бессознательных мотивов
и реакций, вызванных последствиями воспитания
или воздействия врожденных черт. Человек
признает и замечает в себе некоторые
причины, приведшие к тем или иным действиям.
Некоторые причины он не признает, так
как они выпадают из общепринятых норм
(и поэтому вызывают стыд), но часть причин
он просто не может признать, поскольку
сам не догадывается о них. Большая часть
каждодневных поступков сдетонирована
именно такими причинами. И поскольку
человек не догадывается, что именно побуждает
его так поступать, он не может каким-то
образом остановить или проконтролировать
сам себя в этих случаях.
Абсолютно различные по образованию, уровню
и стилю жизни люди могут совпасть всего
лишь по одной стороне своей жизни – страстям
(инстинктам и чувствам), и одного этого
будет достаточно, чтобы очередному человеку
примкнуть к одушевленной толпе. Что удивительно,
те люди, которых принято считать избранными
– знаменитые и богатые, сверхталантливые
или сверхудачливые, очень редко способны
превозмочь этот древний инстинкт стадности,
присущий обыкновенным индивидам. Ведущим
свойством толпы всегда будут неосознанные
упрощенные потребности, отнимающие у
человека почти весь багаж накопленного
им социального опыта.
Среди определяющих характеристик толпы
можно назвать: импульсивность, раздражительность,
неспособность обдумывать, отсутствие
рассуждения и критики, преувеличенную
чувственность и т. п. Эти же свойства можно
наблюдать у существ, принадлежащих к
низшим формам эволюции. Толпа всегда
управляется эмоциями, но диапазон этих
эмоций очень широк и зависит от множества
факторов. Толпа не обязательно настроена
враждебно и агрессивно, случается, что
в едином порыве даже толпа способна на
благородные поступки. Единственное, что
в толпе неизменно, – импульсы, двигающие
толпу вперед, всегда настолько сильны,
что никакой личный интерес, даже чувство
самосохранения, не в состоянии их подавить
или сдержать. Сочетание мощности действующих
импульсов с их многообразием приводит
к тому, что ни одно настроение в толпе
не сохраняется слишком долго и очень
скоро сменяется другим, часто не имеющим
никакого отношения к предыдущему. Масса
людей может резко перейти от безудержной
агрессии к единому порыву милосердия,
под влиянием которого при случае даже
выказать абсолютный героизм.
Качество, которого в толпе никогда нет,
– это предумышленность. Мощь происходящих
эмоций и чувствований очень сильна и
неподдельна, но, как ни странно, переживания,
которые одному человеку бывает трудно
вызвать в себе даже сильными возбудителями,
в толпе нарастают в нем из-за сущей ерунды,
которая приобретает в тот момент невероятную
важность и значительность. Но импульс,
в данный момент полностью завладевший
толпой, всегда быстротечен и обязательно
сменяется другим столь же сильным импульсом.
Еще одной характерной чертой толпы можно
назвать невероятную требовательность
в исполнении своих потребностей – ничто
не должно становиться между ее желанием
и реализацией этого желания. Оправданность
этой своей позиции толпа видит в своей
большой численности, которая рождает
ощущение непреодолимого могущества,
с которым нельзя, да и не стоит бороться.
Чувство, овладевающее одушевленной толпой
в момент столкновения с препятствием,
можно назвать не иначе как безудержной
и долгоиграющей яростью, обычному человеку
не свойственной.
Еще одним характерным качеством толпы
можно назвать большую внушаемость. Достаточно
уверенно сформулированный посыл, как
электронный импульс, мгновенно облетает
всех участников толпы и рождает общий
настрой, причем, на минуту задумавшись,
многие участники массы поняли бы всю
необоснованность в большинстве случаев
произносимых внушений. Но в том-то и дело
– времени и желания на обдумывание нет.
Естественной реакцией на внушение является
желание поскорее воплотить в жизнь, увидеть
в действии высказанную идею. И опять же
могущество, подтвержденное количеством,
рождает ощущение, что ничего невыполнимого
нет.
Нужно заметить, что толпа не различает
субъективное и объективное. Реальными
кажутся образы, завладевшие ее разумом
и, как правило, имеющие лишь очень отдаленную
связь с истинным положением вещей. Толпа
никогда не стремится увидеть правду такой,
какая она есть, это свойственно разумному
цивилизованному человеку, с ним сравнить
толпу нельзя. Люди толпы требуют иллюзий,
без которых они не могут жить. Ирреальное
для них всегда имеет приоритет перед
реальным.
Определяющими качествами толпы всегда
являются односторонность и преувеличение.
Эти качества позволяют толпе быстро принимать
очень важные решения, не сомневаясь и
не задумываясь. Накал страстей усиливается
от ощущения распределения ответственности,
и, как вполне справедливо думает каждый
находящийся в толпе, если виноваты все,
не виноват никто. Ощущение безнаказанности
тем сильнее, чем многочисленнее толпа,
и сознание значительного (хотя и временного)
могущества, доставляемого численностью,
дает возможность скопищам людей творить
совершенно немыслимые вещи.
Толпа способна мыслить, хотя ее мыслительные
процессы и нельзя сравнить с аналогичными
процессами, происходящими в голове отдельно
взятого человека. Они также основываются
на ассоциациях, как и рассуждения одиночного
человека, но их отличие в том, что они
связаны между собой иллюзорными представлениями
и понятиями, удобными в данную секунду
для оправдания той или иной позиции. Искусство
производить впечатление на воображение
толпы очень часто в истории мира было
определяющим качеством многих успешных
вождей.
Человек – это стадное животное. Ни один
индивид не способен нормально существовать
в одиночестве. Ему просто необходима
чья-то оценка – одобрение или даже осуждение,
просто чья-то реакция на его поступки
и достижения. Поэтому определяющим составляющим
статуса человека всегда было «мы» – семья,
коллектив, община или что-то другое, с
чем этого человека связывали жесткие
обстоятельства. И каждый человек вынужден
в большинстве случаев соответствовать
в большей мере ожиданиями этого «мы»,
нежели выполнять какие-то свои собственные
замыслы. Так, любой человек в определенные
моменты своей профессиональной деятельности
пассивно подчиняется решениям своих
начальников, вышестоящих лиц, т. е. с того
момента, как человек примыкает к группе,
поглощается массой, он уже становится
в какой то мере управляемой единицей.
В отличие от человека толпы он сохраняет
свою собственную индивидуальность, способен
на размышления, но этот человек уже подвержен
крайним формам насилия или паники, энтузиазма
или жестокости посредством своей принадлежности
к коллективу. Ему приходится совершать
действия, противоречащие его интересам,
осуждаемые собственной совестью. И очень
часто, оглядываясь на свои поступки, человек
сам себя не узнает, недоумевая, что же
заставило его поступить так, а не иначе.
Стоит некоторой группе людей собраться
вместе, как почти сразу в них обнаруживаются
основные признаки толпы. Коллективная
воля начинает главенствовать и подавлять
личную волю каждого. Подобное давление
может представлять реальную угрозу, под
его действием многие люди начинают чувствовать
себя униженными и уничтоженными. Философ
А. А. Зиновьев заметил, что «справедливые
и глубокие идеи индивидуальны. Идеи ложные
и поверхностные являются массовыми. В
массе своей народ ищет ослепления и сенсации».
Из его слов можно сделать вывод, что группы
и массы живут под влиянием сильных эмоций,
чрезвычайных аффективных порывов. Сейчас,
когда «народ» пришел к власти и своеобразными
рычагами управляет совершенно разнообразными
институтами государства, очень серьезно
стоит задуматься о факторе толпы как
о мощной единице власти. Человек, который
сегодня хочет взять в свои руки всю полноту
власти, очень отличается от вождей предыдущих
веков, родивших его самого.
Сама жизнь, воспитывающая этого человека
с пеленок, ничем не ограничивает его,
ни к чему не принуждает, не ставит никаких
запретов, никаких табу, имеется полная
вседозволенность и свобода. И даже более
того: современный мир построен так, что
он заставляет человека хотеть все большего,
а желания имеют свойство расти до бесконечности.
Можно выделить две основополагающие
черты психологии человека массы: непрекращающееся
увеличение потребностей и принципиальная
благодарность всем аспектам и факторам,
позволяющим обеспечивать жизненные блага.
Современные толпы восприняли вновь обретенную
свободу как нечто само собой разумеющееся,
не вызванное никакими причинами. Человек
массы не имеет свойства признавать каких-либо
авторитетов ровно до тех пор, пока ограничение
во благах не заставит его пересмотреть
свою позицию, в то время как человек, обладающий
выдающейся индивидуальностью, всегда
понимает, что он не может быть экспертом
во всех направлениях, он чувствует ограниченность
своих возможностей и потребность обращаться
к авторитету или принципу, которому он
свободно и добровольно служит. Именно
индивидуальности, а не люди толпы проводят
жизнь в служении, как бы странно это ни
звучало.
Исторически так сложилось, что масса
тихо подчиняла свои действия мнению и
закону, произведенным высшим авторитетом,
включающим в себя избранное меньшинство.
Этот порядок исправно работал на протяжении
тысячелетий, в то время как вновь сложившееся
распределение сил не обещает ничего хорошего.
Наступило время господства масс, а поскольку
масса – это в первую очередь сила, агрессия
и насилие становятся нормой и даже доктриной.
Современное государство – наиболее очевидный
и общеизвестный продукт цивилизации.
Человек массы понимает, что государство
охраняет его собственную жизнь, но не
осознает того, что оно создано известными
людьми и держится на известных ценностных
свойствах и качествах, которые, как и
все в жизни, можно утратить, а при небрежном
отношении это особенно легко. Ощутив
раз за разом исполнительность государства
по отношению к требованиям толпы, масса
восприняла такой порядок вещей очень
удобным и ни в коем случае не хочет выпускать
полученную власть из своих рук. Управляемость
такой огромной структуры, как государство,
рождает небрежное отношение к этой структуре.
В этом и состоит опасность такой легкой
управляемости государства массами. Толпа
понимает, что в том случае, если ее что-то
будет не устраивать, ей достаточно надавить
на государство своим количеством и рожденной
этим количеством силой, и все будет быстро
исполнено. В какой-то момент борьба за
улучшение качества жизни, которое в тот
момент действительно оставляло желать
лучшего, переросла в выискивание тех
благ и потребностей, которые еще не были
исполнены или воплощены. Все общество,
как большая толпа, которую обуяла жажда
наживы, постепенно деградирует до выполнения
всего двух функций «потребовать – получить».
Несмотря на то что многие психологи указывают
на существование организации в массе,
эта организация очень сомнительна. Обуреваемая
идеями, которые, казалось бы, должны задать
общее направление всем входящим в нее
людям, толпа тем не менее не очень хорошо
представляет, как ей эти идеи воплощать.
Для того чтобы направить огромную силу
в нужное русло, необходим какой-то катализатор.
В толпе этим катализатором выступают
вожди. С их помощью идея становится материальной.
Несмотря на их более высокое положение
в толпе, эти люди все равно являются жертвами
толпы, они так же, как и все остальные,
захвачены верой, но более и ранее других
загипнотизированы общей идеей. Вожди
в отличие от обычных людей толпы больны
страстью постоянно, независимо от того,
находятся они в человеческом скоплении
в данный момент или нет. Эти люди исполнены
сознанием своей миссии в общем деле и
становятся своеобразными индивидами
по необходимости, просто потому, что вождь
толпе необходим. Очень часто они страдают
психическими отклонениями, теряют контакт
с реальным миром и зацикливаются исключительно
на исполнении поставленной задачи.
Рядовой человек толпы переменчив в своих
убеждениях, он начинает сомневаться,
как только настроение в толпе меняется.
Это происходит потому, что побудительные
причины его вступления в толпу обусловлены
скорее стремлением раствориться в массе,
нежели выполнить какую-то конкретную
задачу. Вождь как раз и призван устранить
эти шатания, заставить толпу перестать
думать и начать подчиняться. Идея, высказанная
вождем, не просто красивая ложь, инструмент
амбиций, которым он пользуется на свой
лад. Она является истиной в последней
инстанции, предрешенной ходом истории
или Божьим повелением. Фанатизм, царящий
в любой секте, держится исключительно
на фигуре вождя, он является как бы мысленным
ориентиром в центре религиозно настроенной
толпы, но это не значит, что сам он частью
этой фанатичной толпы не является. Внушая
идеи другим, вождь сам изначально болен
ими. Фанатизм приживается в массе почти
мгновенно и становится качеством каждого
человека так естественно, словно оно
ему всегда было свойственно.
Можно назвать качества, по которым отличают
истинного вождя. Во-первых, это открытая
незащищенная позиция, безрассудство
и смелость, доходящие до абсурда, нарушающие
законы самосохранения. Настоящий вождь
обезоруживает и покоряет массы именно
этой честностью, собственной неподдельной
верой в провозглашаемые им истины. Это
и отличает вождя от лидера, который тонко
ведет свою политику, часто выдавая поддельные
идеалы за истинную идеологию. Остро чувствующая
толпа всегда отличит лидера от вождя
и если и последует за первым, то только
до первых критических событий, когда
именно вождь пойдет до конца, а лидер
отступит.
Еще одно отличительное качество вождя
состоит в несоответствии уровня интеллекта
уровню смелости. Но, как показывает история,
для того чтобы увлечь людей, по-настоящему
повести их за собой, не обязательно предоставлять
им разумные причины и логические рассуждения.
Достаточно сделать бездумный отчаянный
шаг в неизвестность, и уже одно это внушит
толпе уверенность в серьезности намерений
ее вождя. Это качество свидетельствует
о владении своей волей, именно оно заставляет
миллионы людей идти за своим вождем даже
на смерть.
Третье качество, являющееся определяющим
для настоящего вождя, – это авторитет.
Многие приписывают умение человека завоевать
авторитет у окружающих природному дару.
Если вождь не отличается природной харизмой,
он может прийти к власти в силу назначения
на высокопоставленную должность. Не имея
возможности опереться на непоколебимое
основание своей власти, такой, как закон
наследования, авторитет лидера толпы
основывается на законе успеха. Власть
вождя длится ровно столько, сколько он
преуспевает. Как только его предвидения
или действия терпят неудачу, его сила,
не имея другой поддержки и другого подтверждения,
тотчас же ослабевает.
ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное
общение в социальной группе
Важные условия для формирования социальных
групп в общем случае заключаются в том,
что люди изо дня в день работают вместе
в непосредственных контактах друг с другом
и что они работают для достижения общих
целей. Существуют и другие факторы, которые
усиливают тенденцию к формированию социальной
группы. Наиболее важными являются следующие:
общее отождествление вне рамок организации;
сходный образ мышления; символы и эмблемы;
лидерство.
Социальная группа – это тип социальной
общности людей, объединенных в процессе
совместной деятельности. Эта общность
обладает рядом существенных признаков:
1) внутренней организацией, которая состоит
из органов управления, социального контроля
и санкций;
2) групповыми ценностями, на основе которых
развивается социальное чувство общности,
выражаемое словом «мы», а также формируется
общественное мнение;
3) собственным принципом обособления,
отличающим ее от других, «чужих» групп;
4) групповым давлением, т. е. воздействием
на поведение членов группы;
5) общими целями и задачами деятельности;
6) стремлением к устойчивости благодаря
механизмам отношений, возникающим между
людьми в ходе решения групповых задач;
7) закреплением традиций, символики (такой
как знаки, одежда, флаги и т. д.).
Каждая социальная группа имеет свою социальную
структуру, которая основывается на трех
китах: статусно-ролевые отношения, профессиональные
характеристики и половозрастной состав.
Часто трудно понять, откуда исходят отрицательные
эмоции, создаются конфликтные ситуации
в группе. Их источники можно определить,
если рассмотреть схему ролевого поведения
человека, предложенную американским
психологом Г. Олпортом. Все начинается
с необходимости выполнения социальной
роли. Например, человека хотят назначить
на должность руководителя группы. Критерии
ожидания могут быть разными в разных
группах: одни ждут демократического или
даже либерального руководителя, другие
– более строгого и авторитарного. Далее
роль передается, и очень важным становится
фактор его личности и индивидуальности.
Человек должен как бы понять, чего от
него хотят и какие требования к нему предъявляют.
Без понимания своей значимости и основных
функций очень трудно справиться со своей
ролью. Часто на это не обращают внимания,
а при возникновении конфликта оказывается,
что человек даже не понял, чего от него
ждут.
После того как человек понял роль, он
должен или принять ее, или отклонить как
не соответствующую его индивидуально-психологическим
особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом
обучения новым функциям, выработки определенных
позиций, стиля поведения и общения. Понимание
и принятие новой роли – очень сложное
дело, требующее напряжения умственных
и нравственных сил, внутренней перестройки,
осознания своего нового положения. Надо
дать человеку время на это сложное дело
и не сбить его с толку, пока не закончился
процесс вхождения в роль.
Следующий этап ролевого поведения –
исполнение роли – имеет две стороны:
поведение человека, исполняющего роль,
и оценка окружающих. Последнее производится
как самим человеком в виде самооценки,
так и другими людьми, занимающими разное
статусное положение по отношению к оцениваемому,
как говорят, сверху (начальником), сбоку
(сотрудниками) и снизу (подчиненными).
Когда составляют экспертные оценки, то
обычно используют эти три типа оценки.
Часто бывает, что самооценка и оценка
другими людьми очень расходятся, поэтому
важно всегда иметь обратную связь, т.
е., интересоваться, особенно руководителю,
что о нем думают сверху, сбоку, снизу,
и в соответствии с этим корректировать
свое поведение.
Второй «кит» в социальной структуре группы
– профессионально-
Третий «кит» – половозрастной состав
группы. Для руководителя понимание особенностей
этой составляющей очень важно с психологической
точки зрения, поскольку каждый возрастной
период имеет свои психологические особенности,
которые нельзя не учитывать.
Особенности женской и мужской психологии
также накладывают свой отпечаток на характер
внутригрупповых отношений. Женские коллективы
более эмоциональны, ситуативны, в них
чаще возникают ролевые конфликты. Мужские
коллективы более рациональны, более жестки
и ригидны, т. е. инертны, прагматичны, имеют
тенденцию к деловым и престижным конфликтам.
Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе
является благоприятным фактором для
развития группы и создания подходящих
условий для совместной деятельности.
В группе собираются люди, из которые обладают
индивидуальностью, имеют присущие им
темперамент и характер, определенный
склад ума и интеллекта, мир своих ценностей
и интересов. И вот эти индивидуальности
знакомятся друг с другом, вступают в общение,
и постепенно в группе складываются межличностные
отношения, которые строятся на восприятии
и понимании друг друга.
Психологи различают три типа установки
на восприятие другого человека: позитивную,
негативную и адекватную. При позитивной
установке мы переоцениваем положительные
качества и даем человеку большой аванс,
который проявляется в неосознаваемой
доверчивости. Негативная установка приводит
к тому, что воспринимаются в основном
отрицательные качества другого человека,
что выражается в недоверчивости, подозрительности.
Лучше всего, конечно, адекватная установка
на то, что у каждого человека есть как
положительные, так и отрицательные качества.
Главное, как они сбалансированы и оцениваются
самим человеком. Наличие установок рассматривается
как неосознаваемая предрасположенность
воспринимать и оценивать качества других
людей. Эти установки лежат в основе типичных
искажений представлений о другом человеке.
Вступая в общение, люди оказывают влияние
друг на друга, которое имеет глубинные
психологические механизмы.
Психологические механизмы общения и
взаимовлияния можно выстроить в определенный
ряд. Самым первым в этом ряду окажется
свойство заражения – эффект многократного
усиления эмоциональных состояний общающихся
между собой людей. Заражение происходит
на бессознательном уровне и особенно
сильно проявляется в толпе, очереди, в
публике, но заражение происходит и на
уровне небольших групп. Есть выражение
«заразительный смех», также могут быть
заразительными злость и другие эмоции.
Следующими в ряду будут два свойства:
внушение и подражание. Внушение (или суггестия)
может быть также индивидуальным и групповым
и происходит на сознательном или несознательном
уровне в зависимости от цели общения.
Каждый человек обладает способностью
так воспринимать передаваемые ему в общении
идеи, действия, чувства, что они непроизвольно
становятся как бы его собственными.
Подражание – сложное динамическое свойство.
Его возможные проявления – от слепого
копирования поведения, жестов, интонации
до сознательного мотивированного подражания.
Одним из психологических механизмов
общения является соревнование – свойство
людей сравнивать себя с другими, желание
быть не хуже других, не ударить лицом
в грязь. Соревнование вызывает напряжение
умственных, эмоциональных и физических
сил. Хорошо, когда соревнование является
стимулом развития, плохо, когда оно перерастает
в соперничество.
И наконец третий уровень взаимодействия
людей – это убеждение: аргументированное,
сознательное, словесное выражение своих
идей, мнений, поступков. Убеждение лишь
тогда действенно, когда оно опирается
не только на слова, но и на дела, эмоции,
эффекты заражения, внушения и подражания.
Если руководитель опирается на все механизмы,
то он достигнет положительных результатов.
«Всякое собрание людей есть
толпа, независимо от того, из кого она
состоит… Разума у толпы нет, зато есть
уши, которым следует льстить, и глаза,
которым следует нравиться».
Честерфилд (1694-1733), английский политик
и моралист.
В одном из вариантов
классификации базовых
«Человек так же, как и животное, склонен к подражанию. Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой моды. Кто же посмеет не подчинится ее власти, все равно, касается ли это мнений, идей, литературных произведений или же просто-напросто одежды? Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им», так в начале прошлого века писал известный философ Гюстав Лебон (1841-1931).
Особенно актуальны эти слова сейчас в эпоху глобализации. Сегодня во всем мире люди поют одни и те же песни, получают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются теми же духами – интересы людей унифицированы единой психологией рынка. Миллионами подростков во всех уголках планеты берутся за основу не только разрекламированные вещи, но и модель поведения и даже образ мышления так называемых кумиров.
Механизм идентификации с признанным лидером, как психическую защиту, часто использует человек с незрелым «эго». Ему, чтобы выжить, необходимо постоянно идентифицировать себя с личностью, которая обладает недостающими у него качествами. Чаще всего – это уверенность в себе, смелость, сила воли, бесстрашие, другие неординарные способности. Любая партия или общественное движение состоит большей частью из людей, бессознательно подражающих авторитету.
Этот механизм, но
уже вполне осознанно, часто используют,
например, шаманы, заставляя соплеменников
посредством специальных песен
и танцев, погружаться в другое
психическое состояние и
Однако есть еще одна причина, толкающая вполне цивилизованных людей в толпу себе подобных. В толпе есть возможность регрессировать, т.е. как бы вернуться на ранние стадии психического развития. Сливаясь с массой, человек жертвует свободой, но при этом он избегает ответственности за свои поступки и в награду получает возможность психического погружения в безмятежное состояние первых лет жизни, когда не было еще никаких запретов, и все желания младенца максимально удовлетворялись. По выражению американского психолога Э. Фромма – это стремление называется «бегство от свободы».