Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:25, контрольная работа
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Введение
1 Теоретические подходы к изучению личности
1.1 Понятие личности
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе
1.3 Изучение личности в отечественной литературе
2 Изучение развития личности
2.1 Развитие личности в филогенезе
2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянская государственная инженерно- |
Экономический факультет |
Кафедра инженерной психологии, педагогики и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине:
«Психология и педагогика»
на тему:
«Личность в психологии»
Вариант № 6
КР–2068029.080105. 233.11
Автор работы ____________ ________________ М.В. Левихина
подпись
Группа
Факультет, форма и срок обучения экономический, заочная, 4 года
Специальность 080105 «Финансы и кредит»
Специализация «Финансовый менеджмент»
Дата и номер
регистрации ____________ _______________ ____________
подпись
Допуск к защите _____________ ______________ Г.В. Рубина
Дата защиты _____________ Оценка: ____________
Руководитель
работы
подпись дата
Брянск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие
личности…………………………………………...
1.2 Изучение
личности в зарубежной литературе………….….
1.3 Изучение
личности в отечественной литературе………….
2 Изучение развития личности………………………….………....
2.1 Развитие
личности в филогенезе…………………………...
2.2 Онтогенез
личности: движущие силы и условия развития
личности…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………........
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала психологов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных (Б.Г.Ананьева; Л.А.Бодалёва; В.М.Выготского; А.Г.Ковалёва; И.С.Кона; А.Ф.Лазурского А.В.Петровского; С.Л.Рубинштейна; А.Н.Леонтьева; М.И.Лисиной) и зарубежных (А.Адлера; А.Бандуры; У.Джеймса; Дж.Келли; А.Маслоу; Г.У.Олпорта; Д.И.Фельдштейна; З.Фрейдуа; К.Роджерса; Э.Фромма; Э.Эриксона; К.Г Юнга) психологов.
Проблема человека, его сущности,
его личностных качеств, перспектив
его развития является одной из самых
актуальных в наше время. Являясь
одной из центральных в теоретической
и прикладной психологии, личность
выступает как исследование характеристики
психических свойств и
Научное изучение личности сейчас задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, психологи не могут обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.
Исследователи
личности интересуются также и целостной
индивидуальностью, стараясь понять, каким
образом различные аспекты
1 Теоретические подходы к изучению личности
1.1 Понятие личности
Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Персона – это маска, которую надевают актеры в древнегреческом театре. Таким образом, личность – это социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.
Можно также рассматривать личность с позиции наиболее ярких ее сторон – общительная личность, робкая личность и т.д.
Недостатком такого подхода является то, что упускаются из виду ситуационные характеристики поведения. В одной обстановке индивид может быть общительным и раскованным, а в другой – застенчивым и робким.
Научное понятие личности гораздо сложнее и многообразнее. Например Карл Роджерс описывал личность в терминах т.н. самости: организованная, долговременная сердцевина наших переживаний, воспринимаемая субъективно. Гордон Олпорт считал, что личность – внутренний феномен, определяющий характер отношений человека с внешним миром. Эрик Эриксон предполагал, что человек на протяжении жизни проходит через ряд жизненных кризисов и личность – результат такого кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивиду уникальный способ осознания жизненного опыта.
Коренным образом от описанных выше подходов отличается концепция Раймонда Кеттела, который считал, что личность это ядро психики, описываемое шестнадцатью базовыми чертами. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.
Обобщающими положениями всех теорий являются следующие:
1. Важнейшее
значение имеют индивидуальные
различия или индивидуальность.
Личность – комплекс
2. В большинстве
теорий личность предстает в
виде организованной структуры.
3. Большинство
теорий рассматривает личность
не как статичный феномен, а
во взаимосвязи с жизненным
опытом и перспективами
4. В большинстве
определений личность
Изучение
личности отличается от других разделов
психологии тем, что здесь предпринимаются
попытки интегрировать и
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе
Различие зарубежных теорий личности может быть проиллюстрировано на примерах следующих учёных теоретиков.
Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.
Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания.
Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
В «гормической психологии» В.Мак-Дугалл, в психоанализе З.Фрейд, А.Адлер личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений.
Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механистической схеме «с - р» («стимул – реакция»). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции А.Маслоу, К.Роджерса которые обнаруживают определённую ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений личности.
Личность по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных строительных блоков, предоставленных природой и утоньшенных эволюцией. | 4 |
Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются
сгладить биологическое понимание
личности, данное Фрейдом. Они стремятся
обновить фрейдизм за счёт умаления значения
сексуальности в жизни
Абрахамом Маслоу назвал свой подход - психологией третьей силы, противопоставляя её бихевиоризму и психоанализу. Гуманистической концепции свойственен экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья.
Теория Маслоу описывает
мотивацию в терминах иерархии потребностей.
Низшие (основные) потребности должны
быть разумно удовлетворены, прежде
чем потребности высшего
1.3 Изучение личности в
Психология личности в России развивалась в четыре периода.
Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы XX века.
Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, недифференцированность теоретических подходов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологических знаний о личности социальной практикой.
Второй период – 30 – е – середина 60 – х годов XX века.
Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.
Намечаются
более чёткие феноменологические области
исследования личности: воля, активность,
характер, темперамент, сознание, бессознательное,
развитие личности. Происходила простая
подмена слова «человек» «
Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годов XX века.
Это период
создания концепций «нового советского
человека».