Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:25, контрольная работа
Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Введение
1 Теоретические подходы к изучению личности
1.1 Понятие личности
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе
1.3 Изучение личности в отечественной литературе
2 Изучение развития личности
2.1 Развитие личности в филогенезе
2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Заключение
Список используемой литературы
Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.
В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста.
Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение
различных деятельностей
Рубинштейн
С.Л. считал, что все психические
процессы, с изучения которых начинается
анализ психического содержания деятельности
человека, протекают в личности,
и каждый из них в своём реальном
протекании зависит от неё. Зависимость
психических процессов от личности
как индивидуальности выражается, во-первых,
в индивидуально-
Ковалёв
А.Г. определил понятие личность
как сложное, многогранное явление
общественной жизни, звено в системе
общественных отношений. Личность является
продуктом общественно-
Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.
Таким образом, исходя из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И.Лисина).
2 Изучение развития личности
2.1 Развитие личности в филогенезе
Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.
Смысл вопроса о филогенезе личности состоит в том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных этапах человеческой истории и каков механизм этих изменений.
Необходимо отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент появления “человека нового психологического типа”.
У людей “нового типа” иной взгляд на жизнь, на оплату труда. Поэтому должны измениться и система руководства, и система обеспечения качества. Должны быть подготовлены новые стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за результаты работы, т.е. усиливать самоконтроль. С другой стороны, человек “нового типа” будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение фактора “человек” в системе “человек-машина” непременно окажет воздействие и на фактор “машина”.
Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.
Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность ее широкого социально деятельного развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении и в каждом человеке заново человеческую природу.
По мнению С.О.Ключевского, в России понятие личности начало формироваться во времена Петра I. В те времена люди, в общем, не видели ценности отдельно взятого человека. Одним из проявлений неразвитости личностного начала служила традиция “местничества”, согласно которой положение каждого на общественной лестнице определялось не его личными достоинствами, а древностью и рангом его рода.
По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора: христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены.
Так у
народов христианского мира возникла
мысль о безусловном
Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности странствования. Он привыкает надеяться и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек как бы расплывается: его силы, ничем не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.
Роль права в филогенезе личности К.Кавелин усматривал в том, что “военные дружины германских племен представляли собой добровольные союзы, заключаемые между храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание этих союзов было положено начало личности.
Таким образом, развитие личности представляет собой взаимодействие таких процессов, как биогенез (эволюция человека в системе природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.
2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”.
Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.
Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.
Однако, наряду с такого рода новообразованиями
существуют и другие, более сложные
интегративные системы. К разряду
таких систем относится воля, не
имеющая коррелята среди
Л.И.Божович рассматривала
Процесс формирования личности часто называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией” , то есть созреванием личности.
Культурно-социальный аспект состоит
в том, что человек как существо
сознательное, обретшее личностный образ
жизни, устанавливает и регулирует
отношения с природой по своему плану,
который соответствует уровню зрелости
человека. Отношение людей к предметно-
В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизацию и производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) - к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” - во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы” к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания.
Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое “Я” разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью с которой они “отождествляются”, выступают разные общности: семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности .
Содержанием онтогенеза является также развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества.