Личность в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические подходы к изучению личности
1.1 Понятие личности
1.2 Изучение личности в зарубежной литературе
1.3 Изучение личности в отечественной литературе
2 Изучение развития личности
2.1 Развитие личности в филогенезе
2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология 1.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Четвёртый период – конец 80 – х – 90 –  е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности  третьего периода, но при этом усиливается  внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые»  грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется  создание теории личности. Личность объявляется  системным качеством. Идёт попытка  применения системного подхода к  изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены  и обобщены  те научные направления  и школы которые реализовали  различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. 

Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение  различных деятельностей создаёт  основание личности, формирование  которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего  генотипически обусловленные особенности  человека: физическая конституция, тип  нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.  

Рубинштейн  С.Л. считал, что все психические  процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Зависимость  психических процессов от личности как индивидуальности выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются  по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются  в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает  в избирательном характере запоминания  и забывания.    Зависимость  психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что  они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят  от общего развития личности. В третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.  

Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление  общественной жизни, звено в системе  общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического  развития, с одной стороны, и деятель  общественного развития – с другой.                                                   Ни одна из общественных наук не может  абстрагироваться от личности как общественного  явления. Однако каждая общественная наука  имеет свой аспект исследования. Так, исторический материализм главным  образом исследует личность в  составе масс, классов и общества в целом как деятеля общественного  развития.

Асмолов А.Г. рассматривал личность с точки  зрения  проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

 Таким образом, исходя   из всех определений личности, отечественными психологами мы в качестве исходного принимаем подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми (М.И.Лисина).

 

  2  Изучение развития личности                

   2.1 Развитие личности в филогенезе

Под филогенезом личности следует понимать аспект развития психики в процессе исторической эволюции человека и изменения форм общественной жизни людей, проявляющийся в возникновении личности и дифференциации личностных типов, в разные исторические времена и в различных обществах.

Смысл вопроса  о филогенезе личности состоит в  том, чтобы понять, как менялась личность и представление о ней на различных  этапах человеческой истории и каков  механизм этих изменений.

Необходимо  отслеживать личностные изменения в обществе и не упустить момент появления “человека нового психологического типа”.

У людей  “нового типа” иной взгляд на жизнь, на оплату труда. Поэтому должны измениться и система руководства, и система  обеспечения качества. Должны быть подготовлены новые стандарты на производственные операции и на управление процессами. Следует повышать личную ответственность за результаты работы, т.е. усиливать самоконтроль. С другой стороны, человек “нового типа”  будет широко использовать компьютерную технику, будет работать в условиях автоматизации производства. Изменение  фактора “человек” в системе  “человек-машина” непременно окажет воздействие и на фактор “машина”.

Филогенез личности имеет две стороны: личностное развитие общества и развитие человеческой индивидуальности. Для личностного развития человека нужны определенные социальные условия, которые связаны с особым – личностным – аспектом развития общества, которое является социальной средой жизни и роста индивидуальности. Нормы и ценности культуры включаются в структуру личности и начинают играть определенную роль в формировании индивидуальности.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммирована возможность  ее широкого социально деятельного  развития. Это означает, что социальная жизнь не создает в каждом поколении  и в каждом человеке заново человеческую природу.

По мнению  С.О.Ключевского, в России понятие  личности начало формироваться во времена  Петра I. В те времена люди, в общем, не видели ценности отдельно взятого  человека. Одним из проявлений неразвитости личностного начала служила традиция “местничества”, согласно которой  положение каждого на общественной лестнице определялось не его личными  достоинствами, а древностью и рангом его рода.

По мнению К.Кавелина, решающую роль в филогенезе личности сыграли три фактора:  христианство, войны вместе с близкими им формами жизни и право. Христианство открыло в человеке внутренний мир. Оно пробудило духовные силы, стремления и надежды, которые прежде были глубоко затаены.

Так у  народов христианского мира возникла мысль о безусловном достоинстве  человека и человеческой личности и  одна цель: признание достоинства человека и всестороннее его развитие .

Влияние войны на филогенез личности К.Кавелин  прослеживает посредством сравнительного анализа исторических судеб германских и славянских племен. Глубокое сознание своих сил и своей личности рождают в неразвитом человеке беспрестанная  война, частые столкновения с чужеземцами, одиночество между ними, опасности  странствования. Он привыкает надеяться  и опираться только на самого себя, быть вечно начеку, вечно настороже. Семейный быт действует противоположным  образом. Здесь человек успокаивается, и нравственно дремлет. Он доверчив, слаб и беспечен, как дитя. Человек  как бы расплывается: его силы, ничем  не сосредоточенные, лишаются энергии и распускаются в море близких, мирных отношений.

Роль  права в филогенезе личности К.Кавелин  усматривал в том, что “военные дружины  германских племен представляли собой  добровольные союзы, заключаемые между  храбрым вождем и людьми, жаждавшими завоеваний и добычи. В основание  этих союзов было положено начало личности.

Таким образом, развитие личности представляет собой  взаимодействие таких процессов, как  биогенез (эволюция человека в системе  природы), социогенез (история общества) и персоногенез (жизненный путь индивидуальности). Даже “образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории”.

 

 

2.2 Онтогенез личности: движущие силы и условия развития личности

       Личность – это такое психическое образование, которое при всей его стабильности подвержено непрерывному развитию. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что его считают “основной формой ее существования”. “Личность человека — это форма, пребывающая в процессе постоянного изменения. Процесс этот от рождения до смерти — творческий. Личность способна ощущать себя как нечто, не имеющее возраста и ничем не ограниченное”. 

Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и ее последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий.

Онтогенез личности – это главное  направление развития человеческой психики. В процессе онтогенетического развития в психике возникают качественно новые образования, несводимыe к переменам в психических функциях. Восприятие, память, мышление и другие функции имеют свою логику развития, преобразуясь путем интеграции в высшие функции: категориальное восприятие, логическую память, речевое мышление и т.д.  Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.

Однако, наряду с такого рода новообразованиями  существуют и другие, более сложные  интегративные системы. К разряду  таких систем относится воля, не имеющая коррелята среди элементарных психических функций и включающая в свою структуру высшие психические  функции (эмоциональную память, воображение, нравственные чувства и пр.), сочетание  которых дает возможность человеку управлять своим поведением. Такие  психологические системы могут меняться в процессе жизни, на основе приобретаемого человеком опыта и с изменением общей характеристики его личности.

Л.И.Божович рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более  высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Основной чертой этого развития является умение вести  себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, руководствуясь собственными, сознательно поставленными целями. Активный, характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом такого поведения, характерного для созревания личности, является связь поставленных человеком целей с его высшими чувствами, которые и сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляет человека прибегать к волевому самопринуждению. Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые  характеризуют психологически зрелую личность.

Процесс формирования личности часто  называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было бы назвать и “персонизацией” , то есть созреванием личности.

Культурно-социальный аспект состоит  в том, что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ  жизни, устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному  миру обычно рассматривается как  его познание и преобразование, а  также адаптация к тем условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и  техники. Социализация личности игнорирует тот факт, что природа как общий источник жизненных  ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений, что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.

В содержании социализации выделяют три грани, или составляющие: индивидуализацию, интимизацию и производство внутреннего плана сознания (интериоризацию). Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребенка) - к индивидуальному, психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, “речи для других” - во внутреннюю речь, “речь для себя”. “Интимизация” – это переход от “Мы” к “Я”, то есть процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего “Я” проявляется в переходе от называния себя двухлетними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица – “Я”. “Интериоризация” – это производство внутреннего плана сознания.

Онтогенез личности в одном из своих  измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознает свое “Я” разросшимся до масштабов  некоторой социальной целостности, которая как бы становится его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью с которой они “отождествляются”, выступают разные общности:  семья, круг близких друзей, трудовой коллектив, нация, страна, человечество. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности .

Содержанием онтогенеза является также  развитие самосознания (рефлексия, самооценка), ролевого поведения; интернализация социальных норм, уверенности в реализации своих  возможностей, осознания себя самостоятельным  членом общества.

Информация о работе Личность в психологии