Личность в теории Л.С. Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема, развития личности человека сформулированная в данной контрольной работе, в последнее время привлекает самый пристальный интерес со стороны не только российских, но и зарубежных психологов. В настоящей работе предпринята попытка определить значение этой проблемы и принципы ее решения в психологии, а также высказать определенную трактовку творчества Л. С. Выготского (1896—1934), как создателя психологической теории, основанной на понятии деятельности. Необходимо отметить, что Лев Семёнович внёс большой вклад в изучение проблемы становления и развития личности человека. К его теории и по сей день привлечено самое пристальное внимание со стороны учёных современности, она востребована.

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

               Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Личность  в теории Л.С. Выготского

Контрольная работа по дисциплине «Теория личности » студентки

246 гр. Заочного отделения

Беляевой  Натальи Игоревны

 

 

Проверил  преподаватель дисциплины:

Шамионов  Раиль Мунирович

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема, развития личности человека сформулированная в данной контрольной работе, в последнее время привлекает самый пристальный интерес со стороны не только российских, но и зарубежных психологов. В настоящей работе предпринята попытка определить значение этой проблемы и принципы ее решения в психологии, а также высказать определенную трактовку творчества Л. С. Выготского (1896—1934), как создателя психологической теории, основанной на понятии деятельности. Необходимо отметить, что Лев Семёнович внёс большой вклад в изучение проблемы становления и развития личности человека. К его теории и по сей день привлечено самое пристальное внимание со стороны  учёных современности, она востребована.

В данной контрольной  работе речь пойдет о  различных  теориях личности Л. С. Выготского, будут раскрыты основные особенности формирования личности в подростковом возрасте,  а также особенности поведения индивида и личности в обществе.

Цель данной работы – представить тему подробно, ясно, обозначить основные понятия и термины, показать значимость и актуальность данной темы.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая  из нескольких пунктов, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)

Направленность  личности

Психодинамические теории личности

Особенности формирования личности в подростковом возрасте

Особенности поведения  индивида и личности

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)

Концепция разрабатывалась  Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает  переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана  с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя  реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают  автоматизированность, осознанность и  произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа "внешнее  через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности - прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические  процессы, высшие психические функции  сохраняют свою социальную природу - "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания".

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем  представлено надприродное, истор. в  человеке. Оно не охватывает все  признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью  ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих  стадиальную природу. Более или  менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или  иной период новообразования качественно  меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало  новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору  в обосновании своего социального  происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Направленность личности

Направленность  личности - это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

 

Психодинамические теории личности

Исторические  корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня - сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: «эрос», т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» - разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; «цель», т.е. желание незамедлительного удовлетворения; «объект», посредством которого достигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.

Фрейд выделял в структуре  личности три части: «Ид», «Эго» и  «Супер-Эго». Инстинкты непосредственно  действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеют всецело бессознательную  природу и находятся под влиянием «принципа удовольствия». «Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфере действия «принципа реальности». «Я» имеет возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда как «Оно» способно удовлетворять свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых - «воображаемое исполнение желаний». Идеалы и нравственные принципы личности коренятся в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом «психической экономии», укрепление одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, если сильное «Я», ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.

 

Особенности формирования личности в  подростковом возрасте. Подростковый возраст и его специфика.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяется совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста:10-14 лет, 14-18 лет,12-20 лет. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной. В толковом словаре В.И. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - 14 -15 лет.

В академическом четырехтомном  словаре русского языка

1983г.разъясняется, что подросток  - это «мальчик или девочка  в переходном от детства к  юношеству в возрасте от 12 до 16 лет.»

На современном этапе  границы подросткового возраста примерно с обучением детей в  средних классах от 11 - 12 лет до 15 - 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни  является не календарный возраст, а  анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л. М., БожовичЛ. И. говорят о проблемности подростков.

Информация о работе Личность в теории Л.С. Выготского