Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:46, реферат
Личностно-центрированный подход это вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная американским психологом К. Роджерсом – одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной психотерапии, данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960–70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики.
Введение
Основные направления теории К.Роджерса
Цели, задачи и условия личностно-центрированного консультирования
Процесс консультирования в личностно-центрированной терапии
4.1.Терапевтический климат
4.2 Стадии терапевтического процесса
Заключение
Список используемой литературы
Министерство Образования Российской Федерации
СГУ им.Н.Г Чернышевского
Реферат на тему
«Личностно-центрированное консультирование»
Выполнил: Моисеева А.А.,
Саратов, 2013 г.
Содержание:
4.1.Терапевтический климат
4.2 Стадии терапевтического процесса
Введение
Личностно-центрированный подход это вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная американским психологом К. Роджерсом – одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной психотерапии, данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960–70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики.
Центральная гипотеза личностно-центрированной терапии заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Карл Роджерс акцентировал свое внимание на тех методах, которые позволяют терапевту лучше разобраться с тем, что происходит с пациентом в процессе лечения. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею - понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения. Конкретно, он утверждал, что качество взаимоотношений между психотерапевтом и клиентом является единственным важным фактором, ответственным за успешное терапевтическое вмешательство. Специальные терапевтические методики являются вторичными по отношению к взаимоотношениям психотерапевт-клиент и эмоциональному климату, в котором проходит их общение.
Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент. Терапия, центрированная на клиенте до сих пор весьма популярна, и останется таковой, без сомнения, еще много лет.
Основные направления теории К.Роджерса
Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора". По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей. Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение, которое также вредно, как и вера в технологию, поставившую человечество на грань самоуничтожения.
Другой общефилософский тезис, из которого исходил К. Роджерс в разработке персонологической теории - положение о том, что во Вселенной действует общая тенденция к развитию, как постоянное стремление по все больше упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда "строит и созидает, так же как и разрушает". Отсюда вытекает, что у каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации – основной внутренний мотивационный импульс.
На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей».1
Способность к актуализации в основном положительна и на основе ее люди развиваются в сторону саморегулирования, самосовершенствования, освобождаются от давления внешних сил. Можно предположить, что люди имеют две мотивационные системы – организмическую тенденцию к актуализации и сознательное «Я». Организмический процесс актуализации означает бессознательную саморегуляцию на основе поведенческого опыта. Так, младенец поддерживает опыт, совершенствующий его организм (любопытство и безопасность) и отвергает негативный опыт (боль, голод и т.д.). Сознательное Эго – это, по Роджерсу, вершина «огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования». При нормальной жизнедеятельности человека организмический процесс осознается адекватно своему состоянию. Но часто у людей организмический процесс и осознание его не совпадают, то есть имеют место аномалии в поведении.
Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я-концепция» (самость) – это восприятие и осознание людьми самих себя, не всегда соответствующее их собственному переживанию, то есть их организмическому оценочному процессу. Это соответствие или гармония между переживанием как организмическим оценочным процессом (подсознательно) и его осознанием (Я-концепцией) обозначается в теории Роджерса термином «конгруэнтность». И наоборот, в случае несоответствия имеет место инконгруэнтность.
«Я-концепция» (самость) определялась Роджерсом следующим образом: «это организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми, различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя необязательно осознаваемый». «Я-концепция» - это часть феноменального поля человека, то есть всего переживаемого и воспринимаемого человеком. «Я-концепция» - это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» - это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»). «Я-концепция» формируется изначально (в младенчестве) на основе организмического оценочного процесса и является аморфной, неосознанной. Затем по мере дифференциации восприятия окружающего, которая составляет один из механизмов актуализации, ребенок начинает отличать себя от других и различия в них, начинается осознание себя. Важнейшим условием развития «Я-концепции» является удовлетворение потребности в позитивном внимании (в детстве – это потребность в любви и заботе к ребенку).
Не отрицая полностью значения прошлого опыта для поведения людей, К. Роджерс, как феноменолог, однако подчеркивал, что оно определяется восприятием и интерпретацией событий и самого себя в данный момент, а также их прогнозы своего будущего. Изменение восприятия и интерпретации, если они неадекватны, ведут к возвращению в нормальное русло, к адекватному мировидению и поведению.
К. Роджерс, как и А. Маслоу исходил из холистического принципа, считая, что человек функционирует как единая целостная личность, несводимая к ее частям. Постоянно функционирующий человек, по Роджерсу, обладает пятью основными личностными качествами:
1) Открытость к переживанию (соответствие «Я-концепции» и организмического процесса). Полностью открытые люди способны слушать себя, ощущать все свои висцеральные, сенсорные, эмоциональные и когнитивные переживания в себе не испытывая других (так, у полноценного функционирующего человека, слушающего скучную лекцию, возникает желание сделать замечаниелектору, но понимая, что это сорвет занятие, он этого не сделает, подавит это желание, и здесь нет угрозы для его «Я» и организмического процесса).
2) Экзистенциальный образ жизни, то есть умение жить полно, насыщенно в любое время в соответствии с потребностями.
3) Организмическое доверие, то есть поведение, основанное не на внешних принципах (законы, запреты и др.), а на основе своего организма, своих внутренних побуждений, которые берутся за основу выбора поведения.
4) Эмпирическая свобода – это субъективная свобода личности, чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой.
5) Креативность – способность к творчеству и творческому образу жизни. 2
В целом, персонологическая позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить.
Цели, задачи и условия личностно-центрированного консультирования
Цели личностно-
В конечном счете клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал. Карл Роджерс придерживался мнения, что в результате применения личностно-центрированного консультирования клиенты должны стать «более реалистичными в восприятии себя, более уверенными и самостоятельными, положительнее оценивать себя, меньше сдерживаться в проявлении своих чувств, демонстрировать более зрелое, социализированное и адаптивное поведение, меньше подвергаться стрессам и быстрее преодолевать их; больше быть похожими в своих личностных структурах на здоровую, цельную, успешно функционирующую личность». Таким образом, основная цель личностно-центрированного консультирования состоит в установлении гармонии «между действительной и воспринимаемой "я-концепцией" клиента». 3
Таким образом целью личностно-центрированного консультирования является достижение человеком полноценного функционирования, или зрелости. Зрелость личности определяется следующими качествами: открытость переживаниям и способность воспринимать жизнь реалистично; рациональность и отсутствие стремления к обороне; взятие на себя ответственности за свое отличие от других, за свое поведение; творческое отношение к окружающей среде; принятие других людей как уникальных личностей; высокая самооценка; высокая оценка других людей; открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания; проявление высокого самосознания, когда это требуется. Открытость переживанию обусловливает более эффективное поведение, при котором люди имеют более широкое перцепционное поле и способны чаще вести себя в соответствии со своим выбором, а не исходя из существующей необходимости. Открытость переживанию может также способствовать повышению спонтанности и креативности, так как открытые переживанию люди в меньшей степени связаны смирительной рубашкой условий ценности.
Роджерс считал трагедией то, что большинство защитных механизмов, имеющихся у людей, не позволяют им даже представить, насколько рационально они могли бы действовать. Людей можно считать «лично ответственными» в том случае, если они берут на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не просто испытывают чувство ответственности за других. Признание личной ответственности является центральной частью Я-концепций эффективных людей.
Самоуважение - еще одна важная
часть Я-концепций эффективных людей.
Уважающий себя человек характеризуется
высокой степенью безусловного самоуважения,
или самопринятия. Самоуважение основано
скорее на организмическом процессе оценки,
чем на похвале и удовлетворении потребностей
других людей. Люди, характеризующиеся
высокой степенью безусловного самоуважения,
ценят себя даже в том случае, если они
не могут высоко оценивать все свое поведение
и все свои отличительные черты.
Хорошие личные отношения, как считал
Роджерс, подразумевают принятие других
людей как уникальных личностей, высокую
оценку других, открытое и свободное обращение
к ним на основе непосредственного переживания,
а также наличие способности, когда это
необходимо, сообщать другим о высоком
уровне самосознания. Роджерс считал,
что конгруэнтность, аутентичность или
«реальность», являются, вероятно, наиболее
важными элементами обычных жизненных
взаимодействий. Эмпатии же Роджерс придавал
наибольшее значение в случаях, когда
другой человек тревожен и уязвим.
Самоактуализирующиеся люди способны
идентифицировать себя с другими людьми.
Благодаря этому они склонны способствовать
самоактуализации других, так же как и
собственной самоактуализации. Еще одной
важной чертой самоактуализирующейся
личности является способность проводить
резкое различие между целями и средствами,
а также между добром и злом. Главными
отличительными чертами полноценно функционирующих,
или самоактуализирующихся, людей, как
показал в своих изысканиях Маслоу являются
шесть черт: открытость переживанию, рациональность,
личная ответственность, самоуважение,
способность к поддержанию хороших личных
отношений и этическая жизнь. Все эти свойства
являются и целями, и средствами тенденции
самоактуализации и все они подразумевают
наличие эффективных Я-концепций.4
Процесс консультирования в личностно-центрированной терапии
Консультативный контакт - это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.
Информация о работе Личностно-центрированное консультирование