Личностно-центрированное консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Личностно-центрированный подход это вторая по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная американским психологом К. Роджерсом – одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной психотерапии, данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960–70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики.

Содержание работы

Введение
Основные направления теории К.Роджерса
Цели, задачи и условия личностно-центрированного консультирования
Процесс консультирования в личностно-центрированной терапии
4.1.Терапевтический климат
4.2 Стадии терапевтического процесса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

консультативная альбина.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

Стадии терапевтического процесса

   В своей работе Роджерс  разделил процесс психологической помощи на несколько этапов. Хотя различные аспекты терапии описываются отдельно и в определенном порядке, следует подчеркнуть, что терапия - единый процесс, в котором определенные этапы могут накладываться друг на друга и в котором все они взаимосвязаны.

1.Человек обращается за помощью. Клиент взял себя в руки и совершил поступок первостепенной важности. Он может отрицать независимость своего поступка, но если это выстраданное решение, то оно может привести прямо к терапии. Здесь также стоит упомянуть, что события, сами по себе незначительные, часто служат столь же благоприятной почвой для самопонимания, как и те, что представляются более значительными. Если клиент берет на себя ответственность за то, что пришел к психотерапевту, он также принимает и ответственность за работу над своими проблемами.

2.Определение ситуации помощи. Вначале клиенту дают понять, что консультант не имеет ответов, но что ситуация консультирования сама по себе обеспечивает клиенту возможность при поддержке консультанта выработать собственное решение его проблемы. Посредством слов и действий клиенту помогают почувствовать, что сеанс консультирования полностью принадлежит ему и он может использовать шанс быть самим собой и отвечать за это. В случае с детьми слова не столь продуктивны и ситуация должна быть почти целиком определена с опорой на свободу и ответственность в действиях, но лежащая в основе процесса динамика, видимо, во многом та же.

3.Консультант стимулирует свободное проявление чувств, связанных с проблемой. В некоторой степени это достигается дружеским, заинтересованным и располагающим отношением консультанта. Основная цель - не препятствовать потоку враждебности и критических замечаний. Единственной функцией консультанта на данном этапе является поощрение естественного проявления эмоций у собеседника.

4. Консультант распознает, принимает и проясняет негативные чувства. Если консультант должен принять эти чувства, он должен быть готов реагировать не на реальное содержание того, что говорит ему клиент, а на те чувства, которые скрываются за этим. Эти чувства могут быть глубоко амбивалентными, иногда - это чувство враждебности, иногда - чувство неадекватности. Какими бы они ни были, консультант стремится своими словами или действиями создать атмосферу, в которой человек мог бы осознать свои негативные чувства и принять их как часть самого себя, вместо того чтобы проецировать их на других или скрывать их с помощью защитных механизмов. Зачастую консультант в беседе проясняет эти чувства, не пытаясь при этом интерпретировать их причину или оспаривать их целесообразность, - тем самым он просто признает, что они существуют и что он принимает их.

5. Если индивид достаточно полно выразил свои негативные чувства, за этим следует весьма слабое и нерешительное проявление позитивных импульсов, которые способствуют росту индивида в ходе терапии. Эти положительные эмоции - один из самых четких и предсказуемых аспектов во всем процессе. Чем сильнее и глубже выражение отрицательных чувств (при условии, что они осознаются и принимаются), тем больше вероятность последующего проявления положительных чувств - любви, самоуважения, социальных импульсов, стремления к зрелости.

6. Консультант признает и принимает выражаемые клиентом положительные чувства точно так же, как и отрицательные. В восприятии позитивных переживаний нет ни одобрения, ни похвалы. Они рассматриваются как часть личности, не больше и не меньше, равно как и отрицательные проявления. Моральные установки не имеют отношения к данному виду терапии. Именно это принятие как зрелых, так и незрелых импульсов, агрессивных и социальных установок, чувства вины и позитивных проявлений дает индивиду возможность первый раз в жизни понять себя таким, каков он есть на самом деле. Ему не нужно защищаться от своих негативных чувств. Ему не дают переоценить свои позитивные чувства. И именно в такой ситуации спонтанно наступает просветление, инсайт, неожиданное понимание самого себя.

7. Такой инсайт, самопонимание и самопринятие - следующий важный этап всего процесса. Он обеспечивает основу для дальнейшего продвижения индивида к новым уровням интеграции.

8. Процесс определения возможных решений, выбора линии поведения. Зачастую это сопровождает нечто вроде ощущения безнадежности. По сути, индивид как бы говорит: «Вот какой я на самом деле, и я понимаю это уже гораздо яснее. Но как мне изменить себя, как перестроить?» Задача консультанта при этом - помочь клиенту прояснить возможность выбора, постараться сделать осознанным чувство страха и недостаток мужества двигаться дальше, которые в данный момент испытывает индивид. В его функции не входит обязанность настаивать на какой-то определенной линии поведения или давать советы.

9. Затем следует один из самых волнующих моментов в терапии - включение в пока, вероятно, непродолжительную, но очень значимую на данном этапе позитивную деятельность. К примеру, очень необщительный ученик средней школы, выражающий страх и ненависть к другим, но вместе с тем пришедший к осознанию своего глубоко скрытого желания иметь друзей, в течение целого часа перечисляет причины, по которым ему страшно принять приглашение на вечеринку. Уходя из кабинета, он даже говорит, что, может быть, он вообще туда не пойдет. Его никто не принуждает. Ясно, что такой поступок потребовал бы огромного мужества, и, хотя он хочет, чтоб у него хватило духа, он, может быть, не способен сейчас на подобный шаг. Он идет на вечеринку - это в огромной степени будет способствовать росту его уверенности в себе.

10. Как только индивиду удается пережить глубокий инсайт и попробовать со страхом и неуверенностью проделать ряд позитивных действий, то все последующее - это уже элементы его дальнейшего роста. Здесь имеется в виду прежде всего развитие будущего нового инсайта - более полного и точного осмысления самого себя, когда личность обретает мужество еще глубже взглянуть на собственные поступки.

11.Наблюдается все возрастающая интеграция поведения со стороны клиента. Уже меньше страха при принятии решений и больше уверенности в самостоятельных действиях. Консультант и клиент теперь сотрудничают, но на ином уровне. Личные взаимоотношения между ними достигают своего пика. Очень часто клиент хочет узнать что-нибудь о психологе как о человеке и проявляет дружеский и весьма искренний интерес. Поступки выносятся на обсуждение, но больше уже нет зависимости и страха, которые отмечались ранее.

12. На этом этапе появляется ощущение, что потребность в помощи ослабевает, и у клиента наступает осознание, что отношения близятся к завершению. Часто следуют извинения за якобы отнятое у консультанта время. Как и прежде, консультант помогает осознать и это чувство-то есть то, что клиент теперь управляет ситуацией с большей уверенностью и что ему, вероятно, больше уже не хочется продолжать терапию. Как и в начале терапии, нет никакого давления на клиента в связи с его желанием уйти и нет никаких попыток со стороны консультанта удержать его.8

Заключение

    Таковы главные элементы терапевтического процесса, который проводится в разных учреждениях для решения самых различных проблем: конфликты между родителями и детьми любого возраста, начиная с самого раннего; консультирование по вопросам семьи и брака; дезадаптация и невротическое поведение среди студентов; трудности осуществлении профессионального выбора - одним словом, этот процесс применим в большинстве случаев, когда индивид сталкивается с проблемой приспособления. Вполне понятно, что такого рода анализ мог бы быть осуществлен в различных формах. В процессе, где так много нюансов, любая попытка свести его к определенным этапам или элементам влечет за собой гораздо больше субъективизма и некоей приближенности, нежели объективности и точности. Однако в целом данная форма терапии - это упорядоченный и согласованный процесс, во многом предсказуемый. Эта терапия в корне отличается от диффузного вероятностного подхода, когда делается акцент на том, что «каждый случай индивидуален». Это процесс, обладающий достаточной целостностью, чтобы было возможно формулировать гипотезы, доступные экспериментальной проверке.9

    Личностно-центрированный подход к терапии понятен любому, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую природу. Полагая, что при наличии правильных условий люди будут естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью, Роджерс в психотерапии, центрированной на человеке, просто создает эти условия. Во всем остальном можно положиться на организмический оценочный процесс клиента. В этом смысле психотерапевты, придерживающиеся теории Роджерса, скорее «способствуют росту», а не «лечат больных» (как в психоанализе) или «модифицируют поведение» (как в бихевиоральной терапии). Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие между переживанием и самостью. Закон жизни полностью функционирующего человека - стать тем, кем он может стать в течение жизни.

Список используемой литературы:

1) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. –С. 186-189

2)Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.

3)Глэдинг С. Психологическое консультирование.-4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 339-340, 364

4) Фролова С.В. Консультативная  психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.-С. 91-98

5)Мидор Б., Роджерс К. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, №4, декабрь.

 

 

 

 

1 1) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. –С. 186-189

2 2) Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.

3 3)Глэдинг С. Психологическое консультирование.-4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 339-340

4 4) Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.-С. 91-98

5 2) Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.

6 3)Глэдинг С. Психологическое консультирование.-4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 364

7 2) Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.

8 2) Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464с.

9 5)Мидор Б., Роджерс К. Личностно-центрированная терапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, №4, декабрь.


Информация о работе Личностно-центрированное консультирование