Личностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 07:02, реферат

Описание работы

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Файлы: 1 файл

реф, личностные конфликты.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Личностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

В зависимости от того, какие именно аспекты личности затрагиваются противоречиями, целесообразно различать конфликты в мотивационной, когнитивной или деятельностной сферах.

Наиболее изучены в психологии мотивационные конфликты, т. е. конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Этим они обязаны прежде всего психоаналитической традиции, для которой постоянно переживаемый человеком конфликт – это неотъемлемое свойство человеческой природы, а психика – это арена постоянной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Именно эта исходная позиция дала основание специалистам оценивать взгляд классического психоанализа на человеческую природу как довольно мрачный и пессимистический.

 

1. Личностные конфликты

 

Есть разные систематизации конфликтов. Предлагаю, на мой взор, более ординарную и приятную. Если рассматривать конфликт как активное противоборство 2-ух систем, направленное на преодоление противоречия (где системой может быть человек, коллектив, общество …), тогда можно выделить три вида конфликтов:

1.      Внутренние: конфликт снутри системы.

2.      Синергетические (горизонтальные, одноуровневые): конфликт меж одноуровневыми  системами (система – система).

3.      Иерархические (вертикальные, разноуровневые):  конфликт меж  разноуровневыми системами (система – надсистема).

Зависимо от ситуации, мы можем рассматривать разные системы, но сама схема остается постоянной.

Если мы рассматриваем ситуацию относительно человека, то это:

1.    Внутренние -  категория внутриличностных (личных) конфликтов (человек).

2.    Синергетические - категория одноуровневых межличностных конфликтов (человек – человек).

3.    Иерархические – категория разноуровневых конфликтов, противоборство типа подчиненный – управляющий (подчиненный – начальник), также человек - группа.

Если мы рассматриваем ситуацию относительно определенной  группы людей, то это различного рода социальные конфликты, выражающиеся в столкновении классов, наций, разных соц общностей. Сюда относятся военные, этнические, экономические, политические, организационные, корпоративные, семейные конфликты:

1.    Внутренние - категория внутригрупповых конфликтов (группа людей). К примеру, конфликт меж разными структурами снутри предприятия либо внутрисемейные противоречия.

2.    Синергетические - категория одноуровневых межгрупповых конфликтов (группа – группа). К примеру, конфликт меж 2-мя предприятиями, враждующие кланы, либо война, когда разгорается конфликт меж государствами.

3.    Иерархические - категория разноуровневых конфликтов, когда одна группа людей является подчиненной по иерархической лестнице другой группе, либо заходит в ее состав (система – надсистема). К примеру, стачка – пример иерархического группового конфликта, когда группа людей, к примеру, шахтеры, противоборствует другой группе, которой они подчиняются, к примеру, соответственное Министерство.

Все эти виды конфликтов нередко взаимосвязаны меж собой и взаимно перетекают и попадают друг в друга.

Но, когда у человека не разрешен какой-нибудь внутренний конфликт, он потенциально становиться источником всех других форм конфликтов. И напротив, когда человек втянут в какой-нибудь групповой конфликт, это может послужить поводом для личного конфликта. Другими словами, разрешение хоть какого конфликта так либо по другому связано с разрешением внутриличностного конфликта.

Потому предлагаю для начала ограничиться внутриличностными  конфликтами и разобраться с ними.

Когда мы научимся разрешению личных конфликтов, тогда мы сможем перейти к разрешению межличностных, групповых и всех других форм конфликтов.

Итак, что такое личностный конфликт?

«Личностный конфликт представляет собой противоборство 2-ух начал в душе человека, воспринимаемое и чувственно переживаемое человеком как важная для него психическая неувязка, требующая собственного разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление». (Гришина Н.В. «Психология конфликта»)

Конфликты этого вида в психической литературе обозначаются так же, как внутриличностные,  внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, либо просто психические.

Общее значение личных  конфликтов в жизни человека определяется тем, что «в психическом конфликте меняются прежние и формируются новые дела личности; меняется самая структура личности» (Мерлин В.С.) Таким макаром, разрешение личных конфликтов связано с развитием личности. В каждом конфликте человек «вновь и вновь делает свою личность своими поступками»  (Мерлин В.С.)

Конкретно конфликты указывают, на что человеку необходимо направить внимание для собственного развития.

«Очень тяжело поправить обычную некорректную позу либо движение, даже если мы ясно их понимаем. Необходимо поправить и саму ошибку, и причину, из-за которой она появилась. Необходимо быть очень напористым и владеть большими познаниями, чтоб двигаться в согласовании с тем, что мы знаем, а не в согласовании с привычкой.

Если человек привык стоять, выдвинув животик и таз далее, чем необходимо, и откинув голову вспять, его спина очень искривляется. Если же он выдвинет голову вперед и отставит таз вспять, ему покажется, что голова очень очень ушла вперед, а таз — вспять; эта поза будет казаться ему ненормальной. Потому он скоро возвратится к обычной позе.

Как следует, нереально поменять привычку, делая упор лишь на чувства. Необходимо прикладывать некое количество интеллектуальных усилий до того времени, пока исправленная поза не начнет казаться обычной и не перевоплотится в новейшую привычку. Привычку еще сложнее поменять, чем кажется; каждый, кто пробовал это сделать, знает это на собственном опыте». (Фельденкраиз М.  «Сознавание через движение: двенадцать практических уроков».)

Может, мы поэтому так не любим конфликты, что они, в конце концов, принуждают нас поглядеть на себя без прикрас, принуждают изменять себя, принуждают отрешиться от привычек и стереотипов. Только после большой внутренней работы (от которой мы пытаемся уйти, как можем) мы приходим к гармонии во внутреннем  и в окружающем нас мире.

Потому, когда человек начинает  обучаться созидать проявления конфликта в собственной жизни, уже одно это способствует  его развитию. Хотя это не так просто, самое сложное в жизни человека – быть добросовестным перед самим собой. А так охото закрыть глаза и от всей души веровать (!), что мир такой, каким я его для себя представляю. Феномен, но в самый разгар конфликта многие просто-напросто опровергают его существование. Люди могут всю жизнь биться лбами о стенку, но утверждать, что это нормально, они всегда так жили, и деды их так жили, и прадеды - и ничего.

Мы начинаем созидать конфликт только тогда, когда лицезреем его разрушительные последствия,  и игнорировать делему далее просто нереально.

Потому, сначала необходимо научиться  видеть конфликт до того, как он начинает действовать разрушающе, и во вторую -  признать его наличие.

С другой стороны, когда человек научится разрешать конфликт на этом же уровне, сама схема разрешения конфликта остается той же. А означает, человек уже обладает методикой, и ему еще проще  научиться разрешать конфликты на всех других уровнях.

В соответствие с этим мы разглядим особенности проявления и методы разрешения личных конфликтов, начиная с первого,  психофизического уровня:

Тут принципиально для человека достижение полноты в пространстве жизни. Предмет конфликта - из сферы вещественных интересов: выживание, потребление, комфорт (потребности организма, здоровье, питание, быт, вещественные ценности…).

Это более тривиальные конфликты, которые появляются в том, что человеку не хватает некоторых ресурсов (средства, недвижимость, драгоценности, место…) , и он готов их восполнить за счет «ближнего» и не очень «ближнего». Если есть возможность нечто забрать у другого, почему бы не пользоваться этим?

Если этот уровень не проработан, то тут проявляется «закон джунглей», идет борьба за выживание и «побеждает» наисильнейший. Обратная сторона ничем от противника не отличается. Хотя у обеих сторон чувство ущемления прав и несправедливости.

Примерами таких конфликтов могут послужить судебные заседания, где решаются вопросы наследия, владения, сделок, и т.д. А так же различного вида «разборки».

На этом уровне конфликт связан с инстинктом самосохранения, с вырастающими запросами комфорта, с желанием присвоить, отобрать, забрать. Превалирующим является инстинкт самосохранения, что проявляется в эгоцентризме и принципе накопительства.

Обычно, тут обостренное чувство несправедливости, ведь всегда есть люди, которые живут лучше (а чем я ужаснее? Я тоже так желаю. Как мир не справедлив!).

Высшая ценность – это вещественное благополучие, средства, здоровье. Все это непременно должно быть в жизни человека. Только это не должно быть самоцелью и заменять собой более высочайшие ценности.

В процессе конфликтов  человек должен научиться не только лишь присваивать, да и  отдавать, по последней мере, научиться делиться с другими, научится уважать не только лишь свои интересы. Научиться созидать цель жизни  не исключительно в накопительстве.

Ведь и здоровье, и быт впрямую связаны с тем, как человек лицезреет цель и смысл жизни, хотя на 1-ый взор это может быть не разумеется. От того, какие цели он ставит впереди себя, и как эти цели соответствуют его развитию,  как они «экологичны», другими словами, хотя бы не наносят вреда окружению. Конфликт  можно рассматривать как собственного рода болезнь, как следствие искажений на различных уровнях проявления человека, а болезнь – это собственного рода проявление неразрешенного конфликта на психофизическом уровне (проявление неразрешенного конфликта меж «душой и личностью»).

«Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, управление здоровьем должно начинаться с верхушки пирамиды. Без осознания человеком высших качеств Бытия (смысла собственной жизни, ее целей, путей самореализации, согласия со собственной совестью и т.д.) и решения заморочек с этих позиций нереально приближение к состоянию здоровья, так как  неосознаваемая неудовлетворенность собственной жизнью всегда порождает психологические эквиваленты (напряжение), а последние приводят к нездоровью сомы.» (Егорова И.М. «Здоровье и здоровый образ жизни»)

А позже, как оправданы мои желания и ожидания? Когда ребенок тянется к огню, а мы не даем ему обжечься – это тоже конфликт. Но его можно разрешить, если доходчиво разъяснить ребенку что этого делать нельзя либо, что бывает почаще, отшлепав его  хорошо, чтоб «впредь неповадно было». Как нередко, того не осознавая, мы по жизни тянемся к «огню», не понимая, что «удары судьбы», препятствия на пути к нему могут защищать нас от еще большей боли. Мы не привыкли «выслушивать объяснения» и почаще признаем только последнее средство: когда обожжемся сами.

Можно этого избежать, если хорошо ставить цели.

Потому, предлагаю на данном шаге основное внимание уделить целям и смыслу в жизни человека.

Ведь на самом деле, хоть какой личностный (и не только лишь) конфликт связан с постановкой и достижением цели: я чего-то желаю, к чему-то стремлюсь, но некоторые препятствия (кто-то либо что-то) мешают мне достигнуть хотимого – примитивная  схема (в смысле обычная) большинства (если не всех) конфликтов.

 

2. Личностные причины конфликтов

 

Личностные причины конфликтов вызваны индивидуально-психологическими особенностями участников взаимодействия. К личностным относят следующие причины конфликтов:

— субъективная оценка поведения партнера как недопустимого. В процессе взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения со стороны партнера — желательное, допустимое, нежелательное, недопустимое; если поведение партнера оценивается как недопустимое, возникает конфликт. В конкретной ситуации человек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым, и учитывать это в начале взаимодействия;

— низкая конфликтоустойчивость. Человек не обладает достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия;

— плохо развитая способность к эмпатии, т.е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствованию;

— неадекватный уровень притязаний. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих; следствием заниженной самооценки являются повышенная тревожность, неуверенность в своих силах, стремление избежать ответственности и т.д.;

Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных противоречий. Противостояния общества является специфическим отражением его сущности, его решений, движущей силой развития. Каждое противоречие специфически проявляется в контексте всей системы противоречий и нуждается в адекватности решения.Среди причин возникновения конфликтов целесообразно выделить психологические особенности личности. Конфликтологи, психологи-практики утверждают, что возникновение конфликтов, как правило, связано с психологическими особенностями личности, ее поведением, потребностями.

Информация о работе Личностные конфликты