Личностные основы поведения человека в организационном окружении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Так как в управлении человек является исходной точкой в его осуществлении, то, естественно, стратегия работы с кадрами должна исходить из индивидуальных особенностей людей, из их личностных характеристик. Для стратегического управления нет кадров вообще, а есть конкретные люди, которые очень различны. Их различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, возраст, пол, образование, используют различные языки, по-разному делают одинаковые действия и по-разному ведут себя в идентичных ситуациях.

Содержание работы

Введение
1. Восприятие человеком окружения
1.1 Отбор информации
1.2 Систематизация информации
1.3 Факторы, влияющие на восприятие
1.4 Способы восприятия, порождающие ошибки
Исследование социально-психологического климата в коллективе, анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Стройгаз»
1.5 Восприятие человека
1.6 Характеристика воспринимаемого человека
1.7 Характеристики воспринимающего человека
1.8 Характеристики ситуации восприятия
2. Критериальная база поведения человека
2.1 Расположение
2.2 Удовлетворённость работой
2.3 Увлечённость работой
2.4 Приверженность организации
2.5 Ценности
2.6 Верования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Личностные основы поведения человека в организационном окружении.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ)

Кафедра общего менеджмента и предпринимательства

 

 

 

 

Тема:

«Личностные основы поведения  человека в организационном окружении» 

 

 

 

Студент группы ДМТ-201

Авагян Гарегин Каренович

Преподаватель:  Кандидат экономических наук

МЭСИ : Бебрис    А.О

 

 

 

 План

 

Введение

1. Восприятие человеком  окружения

1.1 Отбор информации

1.2 Систематизация информации

1.3 Факторы, влияющие на  восприятие

1.4 Способы восприятия, порождающие ошибки

Исследование социально-психологического климата в коллективе, анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Стройгаз»

 

1.5 Восприятие человека

1.6 Характеристика воспринимаемого  человека

1.7 Характеристики воспринимающего человека

1.8 Характеристики ситуации  восприятия

2. Критериальная база  поведения человека

2.1 Расположение

2.2 Удовлетворённость работой

2.3 Увлечённость работой

2.4 Приверженность организации

2.5 Ценности

2.6 Верования

 

 

 

 

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 Введение

 

Так как в управлении человек  является исходной точкой в его осуществлении, то, естественно, стратегия работы с  кадрами должна исходить из индивидуальных особенностей людей, из их личностных характеристик. Для стратегического  управления нет кадров вообще, а есть конкретные люди, которые очень различны. Их различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, возраст, пол, образование, используют различные языки, по-разному делают одинаковые действия и по-разному ведут себя в идентичных ситуациях. Это разнообразие делает человека человеком, а не машиной. Это же существенно расширяет потенциал и возможности организации. И это же разнообразие порождает трудности в управлении организацией, проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

Выделяя отдельные роли, организация стремится к стандартизации и унификации. Но если большинство  ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей  с трудом вписывается в стандартизированные рамки. Для того чтобы снимать противоречия между стандартизацией в организации труда и разнообразием в поведении человека, в особенности между поведением индивида и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что определяет поведение человека, как человек воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что является само собой разумеющимся.

Естественно, поведение каждого отдельного человека носит индивидуальный характер. Однако можно выделить некоторые исходные моменты, комбинация которых во многом предопределяет то, как поведет себя индивид в определенной ситуации. К числу таких основополагающих личностных начал поведения человека относятся восприятие и критериальная база. Остановимся на их общей характеристике.

1. Восприятие человеком  окружения

График


Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный <порядок> и, наконец, на выходе - систематизированная информация, которая создает представление человека об окружающей среде и ложится в основу его действий, т.е. данная информация выступает исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному. Если бы этого не было, то люди вели бы себя во многом одинаково. И тогда у управления не стояло бы такой сложной задачи, как выработка тонкого и многогранного механизма взаимодействия человека и организации для обеспечения эффективного функционирования организации в долгосрочной перспективе.

Восприятие складывается из двух процессов: отбора и систематизации информации. Каждый из данных процессов осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

 

 

1.1 Отбор информации

 

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что отбор  всегда носит селективный характер. Через доступные ему каналы человек получает зрительную, звуковую, осязательную, вкусовую информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие личностные особенности человека, как отношение к происходящему, его предыдущий опыт, его система ценностей, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через определенный фильтр. Отбор позволяет отбросить неважную или ненужную информацию. Например, человек может не слышать разговор люден, стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности.

Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологические нагрузки, давая <отдохнуть> органам чувств, отбор информации делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению различного видения одинаковых явлений отдельными людьми.

Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Наибольший объем информации идет через органы зрения и через органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична, и всегда это информация данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информации, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.

Органы чувств играют очень  большую роль в восприятии человеком  реальности. Однако не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение  как основное средство получения  информации, интуиция позволяет человеку <видеть> то, что ему недоступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер.

 

1.2 Систематизация информации

 

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категории.

Выделяется три общих  правила обработки информации, позволяющих  свести ее до образов:

1) установление соотношения  фигуры и фона;

2) завершение образов;

3) установление сходства  и приблизительности.

При установлении соотношения  фигуры и фона в общей <картине> информации выделяется то, что является <фигурой>, т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что  не является фигурой, превращается в  фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет  создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и  приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам  и характерным чертам удается  выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка  информации. Для данного способа  характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам <люблю - не люблю>, <нравится - не нравится>, <хорошо - плохо>, <лучше-хуже>, <приемлемо - неприемлемо> и т.п.

Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого человека характерна индивидуальность в протекании этих процессов, которая всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, какими характерными чертами восприятия действительности он обладает.

 

1.3 Факторы, влияющие на  восприятие

 

При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно указать  на несколько внутренних и внешних  факторов, оказывающих стабильное воздействие  на то, как человек воспринимает окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:

- люди быстрее воспринимают  знакомые им сигналы, чем незнакомые;

- люди быстрее воспринимают  сигналы, по отношению к которым  у них есть сильное чувство,  как позитивного, так и негативного  характера;

- люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.

Внешними факторами, влияющими  на восприятие человеком действительности, являются следующие:

- интенсивность передаваемого  сигнала (светлое и громкое  воспринимается быстрее);

- подвижность сигнала  (движущиеся сигналы воспринимаются  в большей степени, чем неподвижные);

- размер (большие объекты  воспринимаются проще, чем маленькие);

состояние окружения, в котором  находится человек (формы, цвета, звуки  и т.п.).  график

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.4 Способы восприятия, порождающие ошибки


Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным  процессом, зависящим от влияния  многих факторов, в частности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которые создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.

Стереотипизация( психология восприятия) широко распространена при  восприятии человеком реальности. Путем  сведения более сложного и оригинального  явления к определенному представлению  об этом явлении она помогает снять  неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Но в то же время она зачастую приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те свойства и характеристики, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усредненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют усредненному явлению. В этом случае стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает не адекватные действительности реакции и поведение человека. Негативными проявлениями стереотипизированного восприятия в жизни организации являются априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипизированным группам. Это может приводить к дискриминации по половому, возрастному или национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб деятельности организации.

Информация о работе Личностные основы поведения человека в организационном окружении