Любовь как психологическое состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Содержание работы

Введение
Что такое любовь?
2.1. Любовь с точки зрения психологов
2.2. Любовь в философской концепции
Психология любви
Любовь и влюбленность
Свобода и манипулятивность в любви
Первая любовь
Только в любви человек становится человеком
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)


         СОДЕРЖАНИЕ: 

 

  1. Введение   
  2. Что такое любовь?      

2.1. Любовь с точки зрения психологов 

2.2. Любовь в философской концепции

  1. Психология любви 
  2. Любовь и влюбленность  
  3. Свобода и манипулятивность в любви
  4. Первая любовь 
  5. Только в любви человек становится человеком      
  6. Заключение      
  7. Список литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья.

   

      Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

 

     Любовь – это слишком большое и слишком глубокое понятие, чтобы быть полностью понятым, измеренным и описанным словами, а это в свою очередь вызывает массу неправильных представлений.

 

      Любовь как психологическая категория является одной из наиболее важных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном сознании. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей.

 

 

    На  сегодняшний момент данное понятие  наполняется новым смыслом и  содержанием. Если раньше представления  о любви ассоциировались с пониманием, уважением, доверием, то в современном обществе данное понятие настолько искажается, что сужается до понимания любви как сексуальных отношений.

 

 

    Любовь является психологическим  новообразованием этапа юности, на котором она впервые осознается как переживание и понимание ценности, необходимости. Именно потому, что идет изменение содержания данного понятия, необходимость изучения данного феномена в юношестве как никогда актуальна. Она позволит выявить такое понимание любви, которое может способствовать построению адекватных отношений с противоположным полом. 

 

 

    Несмотря  на значимость переживания любви  в юношеском возрасте с точки зрения развития личности, данное психологическое явление остается малоизученным в психологической науке. Кроме того, исследования последних лет (М. Мингалиева, А. Н. Харитонов) свидетельствуют, что социальная ситуация развития юношества характеризуется становлением нового типа сексуальной культуры. В данном контексте тема юношеской любви приобретает новый смысл. Возникает противоречие между острой необходимостью изучить особенности понимания любви в юношеском возрасте и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс восприятия содержания любви из сложившихся стереотипов в обществе во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследован с психологических позиций. Поэтому изучение психологических особенностей любви современных юношей и девушек имеет особую важность и является актуальным.

 

    Долгое  время тема любви игнорировалась психологией, в отношении данного  психологического явления исследователи  занимали позицию агностицизма. В  немногочисленных эмпирических исследованиях в центре данного феномена были сексуальное поведение и изучение когнитивных составляющих (З. Фрейд, Э. Фромм). На современном этапе развития психологической науки предметом исследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарный подход (К. Изард, Р. Мей и др.). Недостатком исследований понимания любви является недостаточная проработанность практического инструментария и небогатый теоретический обзор данной проблематики в психологической науке в юношеском возрасте. Поэтому обращение к изучению любви как психологического явления вполне закономерно.

 

 

    Целью работы является анализ теоретических подходов к пониманию любви.

 

 

   Так же мы выявили следующие задачи в ходе работы:

  1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
  2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
  3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.

 

 

    Объект: понимание любви.    

Предмет: понимание любви в юношеском возрасте. 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

 

    Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство – эта часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил:

 

    «Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви, иначе я намерзну и превращусь в камень». Так говорил великий художник о любви к женщине. Или же, например высказывание Г.Гегеля: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой». Высказываний много, но их смысл один. И проблема взаимоотношений между двумя полами являлась одной из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку.

 

    Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

 

    «Любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорил Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкое определение не удалось дать еще никому. И для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, психология любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь, побед и поражений. Кстати, что касается молодого поколения, вступающего в новую жизнь. Есть очень интересные факты по данным исследования В.Т. Лисовского:

 

    В число первостепенных жизненных планов молодежи в 72,9 % ответов вошло «встретить любимого(ую)» и только 38,9 %  «создать семью», причем ответы эти оказались достаточно независимыми друг от друга.

Самое четкое, что можно  сказать, что любовь – это тайна. Если пытаться подчинить любовь чьим-то взглядам, то она превращается в  скучнейшую вещь на свете. Она становится мертвой, сухой и безжизненной.

 

    В философской энциклопедии понятие «любовь» определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение.

К счастью, наука и  познание нетождественны. Существует безграничная, живая область повседневного  мышления. Почти каждый человек вносит свое и в чувство любви, и в  суждения о ней, причем самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой и сокровищнице общественного опыта. Повседневные, обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов,  испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и особенно литературы.

 

ЛЮБОВЬ С  ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ

 

    Вопрос о том, что же такое "любовь" волновал умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие психологи и психотерапевты тоже принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая проблема человечества стала потихоньку решаться. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, но и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие - фатализм. И великая любовная загадка стала раскрываться с других сторон, на которые ранее не обращалось внимания. Было выявлено, что любовь, влюбленность и хуже всего, болезненные около любовные страсти были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал.

 

     Существует несколько типов любви. Канадскому психологу и социологу Джону Алану Ли, удалось создать наиболее известную систематизацию типов любви. Он описал шесть типов, обозначив их греческими терминами. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как и чистые виды темпераментов) не встречаются в жизни никогда. Чаще любовь бывает смешенной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других видов. Так же, как не бывает одинаковых личностей, не бывает и одинаковой любви у разных личностей.

Главным оказалось то, что шесть типов любви –  это достаточно разные чувства, похожие  лишь внешне. Если агапэ, сторгэ и прагма – это любовь, по всем признакам, то остальные типы: мания, людус и  эрос – это любви подобные чувства.

 

    Агапэ – она сосредоточена на «ты», полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все. Агапэ – основана на традиционных христианских взглядах, согласно которому любовь не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Для влюбленных не существует быта, им нравиться обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они глубоко доверяют друг другу, они не бояться неверности.

    Сторгэ – это любовь, похожая на родительскую нежность, понимание, любовь-опека, покровительство. Она развивается постепенно – не как «удар стрелы», а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину. Сторгэ – прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания.

 

     Прагма – уравновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему, когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более глубокое и сильное чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или не ценность человека. Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она имеет особенность делаться теплее, душевнее, желаннее. Прагма – совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции.

 

    Мания – бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого». Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.

 

    Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга, каких бы то ни было серьезных обязательств.

 

    Эрос подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Ли считает, что этот тип любви подобен искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям.

 

    Немецкий социолог Р. Кенг дал в Социологическом словаре следующее определение этому великому чувству. «Любовь есть высокая, для многих поэтов и мыслителей – высшая форма человеческой близости». Выражаться же эта близость может, по его мнению, в следующих формах.

 

1.   Флирт как самое нежное выражение галантности, которая достигла высочайшего развития во времена стиля «рококо».

2.   Любовные отношения как возникшее и расцветающее влечение душ, вечный идеал юности, главным художественным воплощениям которого является Ромео и Джульетта.

3.   Любовные отношения в смысле духовной общности мужчины с женщиной, подругой, часто связанные с высокоидеальными освобожденными от всех буржуазных предрассудков взглядами на любовь.

4.   Любовные отношения как санкционированные законом и церковью нравственный институт, брак.

5.   Любовные отношения, преимущественно половой союз – от мимолетной половой связи вплоть до сексуальной зависимости, откуда возможно развитие более высоких родственных дружбе и браку форм.

 

    И.М. Сеченов различил три последовательные фазы любви:

 

1.   Платоническая любовь с еще неопределившимися, «темными» половыми желаниями.

2.   любовь-обладание, в которой место «темных», неопределенных половых стремлений заступают теперь яркие, трепетные ощущения любви.

3.   Любовь по привычке, которая от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого.

ЛЮБОВЬ В  ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

 

В своем произведении «Пир» Платон описывает Эрос как воплощение любви, мудрости и  мужской воспроизводящей  силы, как связующее звено мира земного и небесного. В телесном и духовном смысле Эрос оказывался демоном, который одухотворяет людей в их влечении к истине, добру и красоте. Платон обратился к мифу и придал ему философское измерение и звучание. Современному человеку его концепция может показаться наивной, но она заставляет обдумывать возможные следствия. Само прозрение интересно: когда-то мужчина и женщина составляли некое неразрывное целое, нечто единое.  Платон вложил в уста в диалоге «Пир» слова, которые разъясняют, почему наше тело имело раньше совсем иной вид, нежели теперь: «Сначала было три пола, не только как теперь – мужской и женский, но еще и третий, оба в себе соединяющий…муже-женский…» Однако всё у этих людей было двойным: у них было четыре руки и четыре ноги, два лица, двойные половые органы и т.д. Боги уговорили Зевса разделить каждого человека на две части. Теперь, как только все было разделено надвое, тоска свела обе половинки: они обвивали друг друга, сплетаясь друг с другом, в жажде снова срастись воедино.

Информация о работе Любовь как психологическое состояние