Любовь как психологическое состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Любовь – высшее нравственно-эстетическое чувство, которое означает крепкую душевную привязанность и бескорыстное стремление к другому человеку. Любовь строится на таких качествах, как бескорыстие, самоотверженность, самоотдача. Любовь очень эмоциональное чувство, она характеризуется высоким душевным подъемом, расцветом желаний, высокой готовностью растворится в предмете любви. В состоянии любви человек переживает особую удовлетворенность от жизни, то есть состояние счастья. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Содержание работы

Введение
Что такое любовь?
2.1. Любовь с точки зрения психологов
2.2. Любовь в философской концепции
Психология любви
Любовь и влюбленность
Свобода и манипулятивность в любви
Первая любовь
Только в любви человек становится человеком
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

И, несмотря на то, что это миф, какие следствия вытекают из этой версии? Эрос – величайшая страсть, смутное томление по единению, таинственная устремленность людей, обреченных на смерть, к некоей вечной жизни. «Влечение и утрата, гибель и обретение… Тайна всякой любви – тоска по вечности, стремление человека устоять перед разрушительным потоком времени. Гонимый страхом смерти, человек возрождает себя в другом существе. Любовь – это вызов вечности перед фактом человеческой бренности». [Платон]

 

Еще 24 века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию любви, она была очень крупным шагом в постижении человеческой любви, а позднее стала истоком для большинства любовных теорий. Любовь для Платона – двойственное чувство, она соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В ней живет тяга людей к прекрасному – и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь таится в самой природе человека, и нужна для того, чтобы исцелять изъяны этой природы, возмещать их.

 

Одна из основ любовной теории Платона – его учение о  крылатой природе души. Человек для  идеалиста Платона состоит из бессмертной души и смертного  тела. Душа человека – маленькая  частица «вселенской души», и  сначала она парит  в «занебесной  области», по которой разлита «сущность», «истина» - великое первоначало всего мира.

 

Для обозначения любви  в древнегреческом языке существовало три слова – «филиа» (любовь между  членами семьи и друзьями), «эрос» (любовь, включающая сексуальный компонент) и «агапе» (любовь-сострадание, выразившая позже суть христианской любви). С этой точки зрения появление еще одного чувства в теоретическом и обыденном лексиконе – «либидо» - выражает некоторые общекультурные процессы, разделяющие историческое пространство от Платона до Фрейда. Либидо – это проявление полового инстинкта, обостренного и неустанного сексуального влечения, то есть это желание, влечение, стремление.

 

В западной культуре между IV веком до н.э. (когда жил Платон) и началом ХХ столетия произошли немалые культурные изменения. Можно привести в пример рождение иудео-христианской традиции с ее основной темой любви между Богом и человеком; все многообразие форм сплетения эротической и христианской любви в концепциях философов от Августина Блаженного до Фомы Аквинского; традиции куртуазной (любезной, учтивой) любви в искусстве и литературе; солидный багаж конкретных биологических и медицинских познаний человечества.

 

В отличие от западных философов русские мыслители  развивали гуманистическую традицию в понимании любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека. В истоках отечественной мысли о любви обнаруживается противостояние, связанное с двумя точками зрения на любовь. Согласно одной, любовь трактуется как Эрос, согласно другой – как сострадание.

 

ПСИХОЛОГИЯ  ЛЮБВИ

 

    "В любви, как и в искусстве, не нужно говорить того, что было сказано другими: нужно говорить то, что чувствуешь; и тот, кто торопится говорить, когда ему еще нечего сказать, очень рискует никогда ничего не сказать".  Ромен Роллан.

 

    Любовь - это тоже одна из форм выражения стремления преодолеть свою ограниченность, стремления к совершенству и вечности. Человек - единственное животное, призванное стать богом. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его ближе другому человеку.

 

    По-видимому, настоящая любовь встречается не часто, и огромное большинство людей такой любви не переживают, а удовлетворяются только жизнью с "элементами любви", редкими проблесками. Но и эти элементы помогают нам тем, что приоткрывают для нас завесу тайны любви. Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь - это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени. Эти проблески любви дают нам силы и опыт в познании тайны любви. Любовь - это и есть та самая Живая вода, с которой не сравнится ничто остальное.

    Но, несмотря на это, многие, по уважительным причинам, разочаровываются в любви. Рожденному ползать, нужно ещё научиться летать. Неспособность чувствовать, утрата понимания друг друга и боязнь близости приводит к тому, что любовь кажется невероятной редкостью, иллюзией. Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека, единственным способом преодоления, которых является любовь.

 

   ЛЮБОВЬ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ

 
  "Прежде всего, ее (любовь) часто путают с бурным переживанием 
"влюбленности", внезапного крушения барьеров, существовавших до этого 
момента между двумя чужими людьми". (Эрих Фромм) 

 
  Все начинается с влечения, страсти. И только постепенно, проходя 
через сознание, влюбленность превращается в любовь. Хотя надо честно 
отметить, что некоторые люди так до нее и не дорастают. Страсть, 
влечение, этакий физиологический магнетизм все это я дерзаю назвать 
влюбленностью. Влюбленность чаще всего чувство "яцентрическое", 
чувство для себя и если оно взаимное, то медленно перерастает в 
любовь, и две личности объединяются в пару. Влюбленность может быть 
горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в 
его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. 
Влюблённость это вспышка инстинктивного (физиологического и 
психического) притяжения к другой личности противоположного пола 
(гомосексуальные отношения я не буду рассматривать). Итак, основной 
"движущей силой" влюблённости является инстинктивное притяжение к 
противоположному полу "Пора пришла она влюбилась...", но выбор чаще 
всего зависит от имеющегося образа идеального человека, который 
формируется под влиянием идеалов среды и личных впечатлений.

 
  В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь всетаки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. 

 
         И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только 
многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их 
героев от раннего детства до старости: воспитание родительское 
внимание, здоровье болезни, творчество застои, жизнелюбие фатализм 
любовная великая загадка стала раскрываться.

 
        Главным оказалось то, что 6 типов любви, предложенные Д.А.Ли это 
достаточно разные чувства, похожие лишь внешне, по развитию сюжета и 
персонам. Если агапэ, сторгэ и прагма это любовь по всем признакам, то 
остальные типы мания, людус и эрос это любви подобные чувства; 
недоброкачественные влюбленности, в наиболее обостренных формах психические болезни, от которых можно избавиться только с 
помощью специалистов.

 
       Влюбленные по типу мания, людус и эрос чаще других болели, их жизнь 
нередко заканчивалась преждевременно, даже насильственно. У таких 
людей сниженная, в чемто болезненная самооценка, ими часто правит 
ощущение неполноценности, скрытое или осознанное. Они повышенно 
тревожны, ранимы, и от этого у них бывают психологические срывы и 
сексуальные трудности. Их неуверенность в себе может быть 
воинственной, ими может править болезненный яцентризм.

 
        Неврастеничность рождает в них изломанную влюбленность ненависть, 
болезненное тяготение отталкивание лихорадку несовместимых чувств. 
А вот любящие по типу агапэ, сторгэ и прагма наоборот болели реже 
обычного, жизнь их была дольше, счастливее, гармоничнее, было здоровое 
потомство.

 
        Переживающие любовь агапэ, сторгэ и прагму с самого рождения 
воспитывались в благоприятных условиях, чаще всего, когда были любящие 
отец и мать. А вот испытывающие чувство мания, людус, эрос при 
воспитании, недополучили душевного внимания, тепла, заботы, пережили 
излишне строгое или наоборот безразличное, другие виды осложненного, 
отклоняющегося воспитания. Из этого был сделан вывод первая группа 
чувств является видовой, врожденной, вторая следствие нерадивого, 
осложненного воспитания. Позже были разработаны методики, позволяющие 
избавляться от недоброкачественных, болезненных влюбленностей. 
Влюбленность это не первый этап любви, а самостоятельное чувство. Т.к. 
влюбленностей не переходящих в любовь во много раз больше, чем 
переходящих, к тому же любовь может возникать и без влюбленности. 
Влюбленности бывают: естественными и недоброкачественными, которые в 
наиболее тяжелых, запущенных случаях переходят в психическое 
заболевание.

 
       Естественные влюбленности:  
Подростковая, это один из этапов взросления; она может развиваться как 
к сверстникам, так и к людям более старшим: учитель, актер, спортсмен 
и т.п. 

 
      Взрослая это чувство, питаемое гормонами, инициированное ситуационными 
признаками: мечтами, фантазиями, предположениями, заряженностью на 
эмоциональные переживания, весной, отпуском, пляжем, короткими 
встречами и т.д.

 
      Недоброкачественные влюбленности (в последующих статьях эти чувства 
будут подробно описаны): Мания, людус и эрос. Они могут развиться и к 
людям гораздо старшим, гораздо младшим, недосягаемым и многое др. Было 
выяснено самое главное, что причины их развития, это психотравмирующее 
воспитание, особенно в раннем детстве.

 
       В чем именно глубинная разница любви и влюбленности? В мировой 
культуре и в обиходе чаще всего встречаются два одинаковых внешне 
взгляда: сторонники одного думают, что любовь сильнее, а влюбленность 
слабее; сторонники другого не отличают любовь от влюбленности, 
называют именем любовь почти всякое влечение.

 
       Если естественная влюбленность это всего лишь гормоны плюс ситуация, то недоброкачественная влюбленность это чувство всегда более 
интенсивное и глубоко захватывающее личность, в наиболее болезненных 
случаях подавляющее разум и волю. Именно этот количественный показатель чувства в течение нескольких тысячелетий вводил в заблуждение человечество и по недоразумению именовался "настоящей любовью".

 
      Такое смешивание с материком любви соседних архипелагов влюбленностей, пожалуй, не просто рождает путаницу понятий, оно возвело в ранг любви то, что стоит "ниже" любви и даже в стороне от нее, а саму любовь низводит с ее вершин к ее склонам или подножию. Влюбленность 
отличается от любви так же, как суеверия отличаются от веры, как 
отличается абитуриент ВУЗа от сформированного специалиста, как 
лотерейный билет отличается от разыгрывающегося автомобиля, как дождь 
отличается от реки, как графит отличается от алмаза, как огонь 
фейерверка от огня доменной печи.

 
       Выдающиеся писатели и ученые о любви писали и с восторгом, как о 
наивысшем удовольствии, благе, так и с противоположными оценками. 
В XIII веке Ричард де Фурникаль писал: "Любовь это безумство, 
неиссякаемый огонь, неутолимый голод, сладость восторга, приятное 
безрассудство, неустанный труд и отдохновение от труда". 
В.Шекспир: "Любовь всесильна: нет на земле ни горя выше кары ее, ни 
счастья выше наслаждения служить ей".

 
       "От любви бывает мор, мрак, морока и позор", приводит Стендаль в своем романе "Красное и черное" слова из Гербовника любви. Сколько 
обвинений, сколько проклятий любви с тех пор как свет стоит? Любовь 
рассматривается как "демоническое начало", как темная, зловещая, 
"адская" сила, выходящая изпод контроля человека, его сознания, 
разума, нравственных чувств.

 
        В "Каноне врачебной науки" 1020 г. Авиценна Абу Али Ибн Сина писал: 
"Любовь заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию. 
Определение предмета любви есть одно из средств лечения". 
Эта путаница возникла изза того, что в одну кампанию объединили 
чувства с противоположными качествами. Эту ошибку можно 
прокомментировать пословицей "Паршивая овца все стадо портит". И этой 
паршивой овцой является мания (реже людус и эрос), это 
недоброкачественное, болезненное чувство близко нельзя подпускать к 
абсолютно положительному чувству, именуемому "любовь".

 
         Когда молодожены при опросах говорят, что женились по любви, это не 
точно, т.к. они женились по влюбленности, к некоторым счастливчикам 
любовь придет, а к большинству нет. Это происходит изза того, что их 
никто не научил переживания влюбленности отличать от любви. 
Влюбленности могут длиться несколько минут, а могут и несколько 
десятилетий, до конца жизни, особенно это относится к 
недоброкачественным влюбленностям.

 
        Нужны ли вообще эти однозначные определения той же влюбленности и 
любви? Может быть, чем многограннее воспринимаются эти понятия, тем 
больше удовольствия они могут доставить?

 

    СВОБОДА И МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ В ЛЮБВИ

 
      Любовные отношения между мужчиной и женщиной – плодородная 
почва для манипуляций, полагает Э.Шостром (1994). В самом деле, в 
литературных произведениях предлагается достаточно много таких 
образцов, самый легендарный из которых – Дон Жуан.

 
       Мужчина манипулятор видит в женщине объект сексуального завоевания и измеряет свою мужественность числом одержанных побед. Эмоциональные и личностные потери, которые при этом несут его жертвы, в расчет не принимаются. Поскольку в момент «завоевания» тревога такого мужчины снижается, он будет стремиться к этим состояниям снова и снова. Симметричным вариантом женской манипуляции является ситуация, когда женщина ищет подтверждения своей привлекательности в своих «победах» над мужчинами. Ей нравится завоевывать мужское внимание, завлекать и дразнить мужчину, причем сам процесс завлечения дает искомые переживания значимости, момент же физической близости либо вообще избегается, либо малозначим.

Информация о работе Любовь как психологическое состояние