Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:33, реферат
Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь.
Введение…………………………………………………………………………...3
Юношеский возраст………………………………………………………………4
Дружба и Любовь…………………………………………………………………7
Любовь в юношеском возрасте…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Юношеский возраст……………………………………………………………
Дружба и Любовь………………………………………
Любовь в юношеском возрасте………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Я дышу - и, значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!
/ В.Высоцкий /
Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт – тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова – любовь! Любовь – понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая – к человечеству вообще, к природе вообще... Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать – и надолго – смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?
Юношеский возраст…
Юношеский возраст – стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек – 16-20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
В юности снижается острота
Одновременно снижается уровень внутренней тревожности, нормализуется самооценка. Для первокурсников типичны интеллектуальная зрелость и знакомство с моральными нормами, хотя бы на понятийном уровне.
Наиболее характерной чертой «младшего студенческого» возраста является стремление к профессиональному самовоспитанию. Сюда входят не только знания, умения и навыки «технического» характера, но и социализация личности в соответствующей профессиональной среде – стремление общаться со специалистами в выбранной области.
Существенное отличие
Студенты уже сознают до конца свое право на свободу; особенно характерно это для живущих в общежитии. Те, кто этим своим правом не сумел в должной мере распорядиться, «выбывают из игры» после первой сессии, а иногда и до нее.
Резко возрастает интенсивность обсуждения «глобальных» проблем – история, психология, философия, нравственность; причем у «естественников» ничуть не в меньшей степени, чем у «гуманитариев».
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
19-летний Пушкин («К Чаадаеву», 1818) дал четкую характеристику духовных особенностей юности – осознание свободы выполнить (или не выполнить) личностную сверхзадачу («нести свой крест»).
Юноша и девушка в 17-20 лет могут сделать себя такими, какими им хочется быть, окончательно выбрать глубинную нравственную позицию, жить по совести. Поиск себя наиболее естественно выражается в активной, направленной вовне, деятельности. Одним из самых ярких (и личностно-эффективных) ее проявлений были студенческие строительные отряды периода «застоя». Юноши и девушки предпочитают интенсивные, но краткосрочные, «не навсегда» пробы себя в серьезном деле. 17-20 лет – это и время «старшей сестры» («старшего брата»), возраст лучших вожатых детских лагерей. Современные западные студенты обходятся без стройотрядов, но они тоже работают в каникулы, иногда с большим смыслом для себя. Летом 1996 года в педагогической общине "Китеж" (Калужская область) с детьми – бывшими беспризорниками занималась 20-летняя американская студентка Ли (красавица, умница, каратистка). В течение учебного года она собирала деньги, подрабатывая официанткой, чтобы поехать помогать детям "загадочной России". Оказалось, что в предыдущий учебный год она так же копила деньги, чтобы провести лето в индийском госпитале для подброшенных детей...
Главная проблема этого возраста – так называемое «плавление смыслов», потеря устойчивости всех приобретенных ранее ценностей. Когда бывшие школьники оказываются на 2-3 курсе, некоторые вдруг резко разочаровываются в выбранной специальности. Но при этом как много они сделали в 10-11 классах, чтобы поступить на выбранный факультет. Значит, при всем могучем интеллектуальном запасе у них обнаружилась типичная, к сожалению, нехватка духовных сил, того «стержня», который закладывается в основном до 5 лет. Отсюда – огромное число «духовных пленников» самых разных тоталитарных сект в этом возрасте.
У девушек – «плавление смыслов» наступает раньше, часто в школе. В последние года подобные явления среди старшеклассников стали более заметны, то же относится и к студентам. Однако подавляющее большинство интеллектуально одаренной молодежи даже не подозревает о наличии у себя гораздо более глубоких и важных, чем интеллект, уровней духовной жизни. В результате время плавления смыслов юноши и девушки рассматривают как проявление кризиса полового созревания (почти строго по Фрейду), и едва заметные возможности духовного развития игнорируются ими.
К сожалению, все более значительная часть молодого поколения современной России не реализует в возрасте 19-21 год активную позицию. Вместо общественно направленной активности проявляется стремление к уходу от реальности, называемое в психологии аддикцией. Уход от реальной жизни – это не только алкоголь, наркотики и тоталитарные секты. На духовном уровне нет большой разницы между употреблением героина и круглосуточным «висением» в паутине Интернета, «горением» на любимой работе (работоголизм), спортивным «болением».
При этом происходит наиболее существенная именно для девятнадцатилетних потеря – человек, привыкший жить только ради своих корыстных интересов и ложных страстей, не способен пережить необусловленную Любовь – ту самую, настоящую, которая долготерпит, милосердствует, все переносит и никогда не перестает. В то же время способность сексуальная активность может даже усилиться.
Дружба и Любовь
Первое чувство, к которому восприимчив заботливо
воспитанный юноша – это не любовь, а дружба».
Ж.-Ж. Руссо.
Дружба – важнейший
вид эмоциональной
Музыка ли, пенье, что ли, эхом –
Что же это зазвучало вновь?
От вокзала Дружбы мы отъехали
К следующей станции – Любовь.
М. Светлов
Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.
Интересен тот факт, когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью дают ответ: «Мне нравится Кира, потому что она нежная, остроумная, начитанная». Такие объяснения оставляют в стороне то, что социальные психологи считают самым важным, - нас самих. Говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем ввиду, что он привлекателен для кого-то, то есть для нас самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ: «Мне нравится Кира, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ней». Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.
Первое, что мы должны сделать, приступая к научному изучению романтической любви – это решить как ее определять и измерять. Элизабет Баррет Браунинг поставила точно такой же вопрос: «Почему я тебя люблю? Давай взглянем на причины». Представители социальных наук выявили самые разные причины. Психолог Роберт Стернбегр рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого (разные по длине) являются страсть, интимность и преданность. Социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзон Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля: eros «страсть», ludus «игра», storge «дружба», которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили. Некоторые стили, в частности eros, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как ludus – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взоимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Рубин нашел этому подтверждение. Он предложил свою «шкалу любви» сотням молодых пар из числа студентов мичиганского университета. Он наблюдал за находящимися в приемной «слабо любящими» и «сильно любящими» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием. Полученный результат его не удивил: «сильно любящие» пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.
Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Элайн Хатфилд определяет ее как «состояние не преодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное, мы переполнены любовью и испытываем радость, если нет – она опустошает нас и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности.
Страстная любовь понимается как состояние «влюбленности». Если кто-то говорит: «Я тебя люблю, но я в тебя не влюблена», это означает: «Ты мне нравишься. Я о тебе забочусь. Я думаю, что ты замечательный. Но сексуально меня к тебе не влечет». Иными словами: «Я чувствую по отношению к тебе «storge» (любовь-дружбу)», но не eros (страсть)».
Любовь-страсть: состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешно, когда ее теряют.
Есть ли какие-либо различия между мужчиной и женщиной переживаний чувственной любви? Изучение мужчин и женщин, сначала влюбившихся, а потом разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей, включая автора следующего письма исходят из предположения, что женщины влюбляются с большей готовностью.
«Дорогой доктор Бразерс, Вы, наверное, тоже скажете, что это не достойно девятнадцатилетнего парня – влюбляться так сильно, что кажется, весь мир перевернулся. Похоже, я сумасшедший, потому что со мной уже несколько раз так бывало: живешь себе живешь, и вдруг – любовь сваливается как снег на голову. Мой отец заявляет, что так влюбляются только девчонки, с парнями такого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Я уже не могу измениться, и это меня беспокоит. Макс»
Макса следует успокоить, потому что многочисленные исследования свидетельствуют о том, что именно мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности. И, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе. Однако влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения едва ли не более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках». В отличие от мужчин, они более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Мужчин же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.