Любовь в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:33, реферат

Описание работы

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано... “. И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви – это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Юношеский возраст………………………………………………………………4
Дружба и Любовь…………………………………………………………………7
Любовь в юношеском возрасте…………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Страстная любовь, какой  бы она не была пылкой, в конце  концов неизбежно угасает. Чем продолжительней  взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. Страстная любовь  может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда – пару лет, но никакая страсть не может быть вечной. Сильное влечение друг к другу, романтическая взволнованность, чувство головокружительного «парения в облаках» сходит на нет. После двух лет замужества супруги говорят о вдвое меньшей влюбленности друг в друга, чем в то время, когда они были молодоженами. Если же тесная связь продолжается, она становится более ровной и устойчивой и даже сохраняет легкую романтическую подсветку. Такую связь Хатфилд называла любовью-дружбой. В отличие от бурных эмоций чувственной любви, любовь-дружба «звучит на более низких тонах» - это глубокая и нежная привязанность. Таким образом, когда двое людей соединяются, их сердца объяты пламенем, ими владеет  великая страсть. Спустя какое-то время пламя угасает, и с этим  ничего не поделаешь. Двое продолжают любить друг друга, но уже по-иному с теплотой и преданностью. Страсть обречена на угасание. После окончания любви-страсти любовники, разведенные с удивлением замечают, насколько пустой кажется жизнь без человека, которому они уже давно перестали испытывать страстную привязанность. Сосредоточив свое внимание на том, чего им не хватает, они перестали замечать, что имеют на самом  деле. Здесь следует рассмотреть ритм чувственной любви у тех, кто вступил в брак по расчету и по любви. Уша Губта и Пушпа Сингх попросили 50 семейных пар в Индии заполнить шкалу любви Зика Рубина и выяснили, что те, кто женились по любви сообщили об угасании любовного чувства,  если их брак  продолжается более 5 лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, отмечали усиление чувства  по сравнению с тем периодом, когда они были новобрачными. Охлаждение страстной  романтической любви зачастую приводят к разочарованию, в особенности тех, которые считали такую любовь необходимой, как для заключения брака, так и для его  стабильности в дальнейшем. Вполне возможно ослабление завороженности  друг  другом является естественным адаптивным процессом, призванным обеспечить жизнеспособность вида.

Подводя итог, хочу привести слова Марка Твена: «Ни один мужчина  и ни одна женщина  понятия не имеют о том, что такое любовь, пока они не проживут вместе в браке  четверть века». И если чувство было сильным и обоюдным,  дружеская любовь  укрепляется.

Любовь-дружба: нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной.

 

 

 

 

 

 

Любовь в юношеском возрасте

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств партнёра. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его.

Особое место в развитии чувств молодого человека занимает переживание первой любви. Ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюблённости является той почвой, которая рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюблённости или же форму дружбы любви.

Как отмечает Ермолаева  М. В., влюблённость – это такое  эмоциональное отношение, которое  характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённого человека. Он остро переживает чувства нежности, теплоты, поклонения другому, любуется физическим и духовным обликом другого – полон интереса ко всему, что относиться к предмету его чувства. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом.

В противоположность  влюблённости чувство, которое можно  назвать дружбой – любовью, носит спокойный характер, отличается гораздо большей сдержанностью, опирается на широкие социальные связи между двумя дружащими. Здесь речь идёт об отношениях, которые рождены известной симпатией друг к другу, но определяются не столько моментами внешнего эстетического порядка (красивое лицо, волнующий взгляд, покоряющая улыбка и т. д.), сколько общностью духовных интересов. Следует отметить, что во всех своих проявлениях первая любовь – это важное испытание, во многом влияющее на развитие личности юноши или девушки.

 

Соотношение дружбы и любви в юношеском  возрасте.

Между юношами и девушками  существует не только разница в темпах созревания, юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Друзей противоположного пола у старшеклассников значительно меньше, чем друзей своего пола: 57% ленинградских девятиклассников говорили, что вообще не имеют друзей-девушек, а 46% девятиклассниц — друзей-юношей. Еще реже лиц противоположного пола называют в качестве ближайших друзей.

Соотношение дружбы и  любви представляет в юности сложную  проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По имеющимся данным, юноши-девятиклассники, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится, скорее, добрым товарищем

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности – одна из главных причин юношеского одиночества.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят – и имеют на это полное право! – оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно справедливо требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблен. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца железными рукавицами». Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновенным» (Сухомлинский, 1971. С. 223).

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например во время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п.

Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи  к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание – игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой – довольно неопределенны.

Любовные чувства юношей, как и взрослых, индивидуальны и многообразны. Еще Стендаль, сравнивая любовь Вертера с любовью Дон Жуана, замечал, что их спор не может быть решен, так как они слишком различны. Далекий от желания принизить Дон Жуана Стендаль признает за ним целый ряд достоинств: бесстрашие, находчивость, живость, хладнокровие, занимательность и т. д. Однако люди этого типа слишком эгоистичны. Превращая любовь в интригу или спорт, делая ее средством удовлетворения своего тщеславия, они уже не способны отдаваться ей сами. «Вместо того чтобы, подобно Всртеру, создавать действительность по образцу своих желаний, Дон Жуан испытывает желания, не до конца удовлетворяемые холодной действительностью, как это бывает при честолюбии, скупости и других страстях. Вместо того чтобы теряться в волшебных грезах кристаллизации, он, как генерал, размышляет об успехах своих маневров и, короче говоря, убивает любовь вместо того, чтобы наслаждаться ею больше других, как это думает толпа» (Стендаль, 1959. С. 566).

Любовь Вертера, с его  мечтательностью и склонностью к идеализации, плохо приспособлена к прозе жизни и чревата неизбежными драмами и разочарованиями. Зато «любовь в стиле Вертера открывает душу для всех искусств, для всех сладостных и романтических впечатлений: для лунного света, для красоты лесов, для красоты живописи – словом, для всякого чувства прекрасного и наслаждения им, в какой бы форме оно ни проявлялось, хотя бы одетое в грубый холст» (Стендаль, 1959. С. 564).

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон – всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же – живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Однако сводить романтическую  любовь к идеализации также неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь – лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях, вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.

Кроме того, приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о «любовном ослеплении», в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому, как физическая слепота, лишая человека зрительных восприятий, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого.

Третья гипотеза, в  противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала по пословице: «Та и красавица, которую сердце полюбит». Видимо, и здесь есть доля истины. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие – в духе третьей гипотезы.

По всей вероятности, все три гипотезы имеют под  собой известные основания. В  одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать следующий  вывод в отношении любви в  юношеском возрасте.

Юношеская мечта о  любви выражает первым делом потребность  в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.

Соотношение дружбы и  любви представляет в юности сложную  проблему. С одной стороны, эти  отношения кажутся более или  менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.

Юноше бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться, спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм, подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности. Идеалом такого юноши является не просто умение контролировать свои чувства, но и полное их подавление.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2003. – 704 с.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  4. http://azps.ru/handbook/1/1jubo441.html

Информация о работе Любовь в юношеском возрасте