Логические и психологические приемы полемики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли сам человек организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевые) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.

Содержание работы

.Введение……………………………………………….….……3
2. Общая характеристика спора…………………………….…..4
 2.1 Понятие спора……………………………….…….…..4
 2.2 Дискуссия……………………………………….….….6
 2.3 Полемика …………………………………….………..7
 2.4 Стратегия и тактика спора…………………….……...8
3. Логические аспекты спора……………………………...……11
 3.1 Вопросно-ответный комплекс……………………….11
 3.2 Аргументация ………………………………….……..17
 3.3 Логические уловки в споре ……………………….…25
4. Социально-психологические аспекты спора………….…….27
 4.1 Общая характеристика социально-психологических
аспектов спора ………………………………….….…27
 4.2 Физическое благополучие…………………….……...28
 4.3 Экономические и социальные интересы ……….…...28
 4.4 Чувство собственного достоинства…………….……29
 4.5 Справедливость и право……………………………...29
 4.6 Развлечение и игра ……………………………….…..30
5. Заключение……………………………………………….……35
Список использованной литературы………………………..….36

Файлы: 1 файл

Логические и психологические приемы полемики.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Обзор социально-психологических (в отличие от логических) уловок.

1.«Приманка». Как правило, эта уловка представляет собой достаточно скрытую лесть. Противоположная сторона может подталкивать                               вас к принятию ее предложения, тезиса, ссылаясь на вашу проницательность, недюжинный интеллект и т.п. Эта уловка особенно сильно воздействует на честолюбивых людей. Принимая такие «правила игры», они оказываются перед дилеммой: либо ухудшить свой имидж, либо принять данное предложение (данный тезис). Нейтрализовать эту уловку довольно просто, предложив оппонентам обсудить все подробнее, мотивируя это не только собственной проницательностью, но и стремлением «докапываться до самых корней».

2.»Самовосхваление». Расхваливая свои достижения, таланты, оппонент пытается поставить вас в положение «младшего брата», «птенца» по сравнению с ним – «орлом». На это можно ответить, что все когда-то начинали и – надо думать – совершали немало ошибок, ведь человеку свойственно ошибаться.

3.«Досказание». Такие слова могут скрывать уловку, состоящую в том, что ваш соперник домысливает развитие ситуации, выводя ее за рамки известных фактов. Но не торопитесь останавливать противоположную сторону. Не исключено, что она «доскажет» то, что вы хотели сказать.           Тогда не лишним будет констатировать, что стороны достигли определенного уровня взаимопонимания.

4. «Гибкая терминология» . Эта уловка связана с таким подбором слов, который вызывает определенный настрой у слушателей – отрицательный или положительный.

5. «Демагогия». Явное преувеличение последствий принятия того или иного предложения, искажение этих последствий с целью утвердить свое собственное предложение.

6.«Философия» («птичий язык»). Данная уловка характерна                         для любителей говорить «мудреным языком». С ее помощью маскируют отсутствие ответа или нежелание отвечать на поставленный вопрос, а также некомпетентность в обсуждаемом вопросе.

7. «Трескотня». Высказывание множества мыслей в быстром темпе приводит соперника в замешательство, так как рвется нить разговора                    и выбивается почва из-под его ног. Попросите начать сначала и помедленнее.

8. «Многозначительная недосказанность» . Не заканчивая свою мысль, ваш оппонент делает глубокомысленный и многозначительный вид, подразумевая, что он мог бы еще многое сказать по этому поводу, но не считает нужным это делать. Попросите его продолжить – ведь это так интересно.

9. «Мнительная невнимательность». Противоположная сторона умышленно (при этом напуская на себя вид невинной овечки) не замечает            те доводы, на которые не может ответить по существу. В этом случае можно поставить вопрос о способности ведения спора вашим соперником.

10. «Бремя доказательства». Тезис высказан, но никоим образом                   не аргументирован. Данную уловку легко нейтрализовать, если придерживаться принципа «Возлагай бремя доказательства на противника».

11. «Симуляция непонимания». Противник может попытаться представить дело так, что он не понимает, о чем идет речь, и с помощью надуманных вопросов постарается свернуть спорную тему или создать впечатление несостоятельности ваших утверждений. Такую уловку можно нейтрализовать намеком на то, что вы готовы дать вашему сопернику некоторое время на изучение оспариваемого вопроса. Если же он не согласится, следует предложить ему отказаться от участия в споре или выставить своего более компетентного представителя.

Очень часто в споре используются организационно-процедурные уловки. Большинство из них применяется в публичных речевых коммуникативных актах, например в дискуссиях, публичных дебатах, нередко переходящих в полемику. Уловка «брать горлом» состоит                         в повышении тона, одна спорящая сторона перебивает другую, не дает ей говорить, в конце концов, словесно «забивает» ее, тем самым лишая возможности продолжать спор. Сохраняя спокойствие. Дождитесь, пока словесный вулкан не поутихнет, а затем предложите вернуться к тому месту, в котором спор был прерван.

Другая уловка основана на известной особенности человеческой психики: лучше всего запоминаются первое и последнее выступления. Поэтому постарайтесь добиться, чтобы первым и последним выступающими были ваши сторонники или, по крайней мере, сочувствующие,                             но не сторонники противоположной стороны.

Еще один способ «затереть» противника в споре – держать его в строгих рамках регламента, в то время как представители другой стороны получают всевозможные поблажки процедурного характера.

Следующая довольно часто используемая уловка – откладывание обсуждения главного вопроса. Этот способ преследует цель утомить участников спора, а затем без детального обсуждения объявить нужное решение главного вопроса.

Нередко используется такая уловка, как жесткая фиксация принятого решения даже в случае поступления информации, которая может стать веским основанием для пересмотра ранее принятого решения. И наоборот: некоторую поступившую позже незначительную информацию представляют как имеющую принципиальное значение для пересмотра ранее принятого решения.

В речевых коммуникациях можно встретить и многие другие уловки. По этой причине трудно говорить обо всех возможных способах их нейтрализации. Но в любом случае их суть заключается                                          в квалифицированном разоблачении уловки на основе анализа существа                 и предназначения данной уловки. В результате автор уловки и другие участники спора осознают бесполезность уловок, понимая, что дальнейшие попытки их использования могут свести к нулю шансы выиграть спор или достойно его закончить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

Таким образом, мы выяснили, что общение между людьми протекает             в разных режимах, в том числе и в режиме спора. Более того, продвижение            к рынку и демократии делает умение спорить неотъемлемой чертой цивилизованного человека независимо от сферы его деятельности. Поэтому необходимо знать, какие логические и психологические приемы спора существуют, как их можно и нужно использовать, чего следует остерегаться в споре. Конечно, невозможно рассказать обо всех нюансах, всех аспектах спора; нами представлены лишь самые распространенные из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список использованной литературы

 

1.                  Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.

2.                  Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М., 1997.

3.                  Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. - Академия, 2007.

4.                  Кузнецов Игорь Деловое общение. Деловой этикет. - Юнити-Дана, 2008.

5.                  Ведение переговоров и разрешение конфликтов. On Negotiation and              Conflict Resolution. - Альпина Бизнес Букс, 2007.

6.                  Кукушкин В. С. Деловой этикет. М., 2003.

 



Информация о работе Логические и психологические приемы полемики