Логопедические игры в песочной стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:08, практическая работа

Описание работы

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Файлы: 1 файл

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ

 

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. 
Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. 
Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: 
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); 
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро; 
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы; 
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; 
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). 
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? 
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»). Предварительно ребенку завязывают глаза. 
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. 
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха: 
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный; 
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д. 
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. 
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. 
При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. 
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные. 
Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы. 
Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей  следующим правилам, применяя игровые  моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

От детской машинки  логопед проводит неглубокую канавку  в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«ЧТО  ПОД ПЕСКОМ?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«ЯМКА»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая  живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

«ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«ДОРОГА К ДРУГУ»

На песке расставляются  две игрушки. Нужно длительной плавной  струей образовать на песке дорожку  от одной игрушки до другой.

«СЕКРЕТ»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

Из песка насыпается невысокая  горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя  на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

«ПУТЕШЕСТВИЕ»

На песке легкие пластмассовые  игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью  воздушной струи ребенок передвигает  фигурки до заданного места.

«БУРЯ»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«ЛОШАДКА»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«ИНДЮКИ»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать  в толще песка или по воде.

«КАЧЕЛИ»

Языком ритмично двигать  вверх-вниз, указательным пальцем ведущей  руки в такт движениям языка двигать  по песку или по воде в том же направлении.

«ЧАСИКИ»

Языком ритмично двигать  вправо-влево, указательным пальцем  ведущей руки в такт движениям  языка в том же направлении  по песку или по воде.

«НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ  ЯЗЫЧОК»

Губами ритмично шлепать  по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

«СИЛЬНЫЙ МОТОР»

Произносить звук р , проводя  указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву  Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и  произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

«ДОРОЖКА»

Произносить заданные логопедом  слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»

Логопед закапывает в песок игрушки  со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку  так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в  названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА  И ВОСПРИЯТИЯ.

«СПРЯЧЬ РУЧКИ»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«ДВА ГОРОДА»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"МОЙ ГОРОД".

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя  эти фигурки. Потом можно составить  устный рассказ об этом городе и  его жителях.

ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«СТРОИТЕЛИ»

Цель: Учить правильно употреблять  в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построитьв песочнице город, затем расселить  жителей, достроить дома, перестроить  их, проговаривая свои действия, придумать  и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

Цель: Закрепление использования  существительных в родительном  падеже как единственного, так и  множественного числа.

Оборудование:Песочница с влажным  песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть  предметов на песочной картинке, а  затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или  игрушки и подбирает к их названиям  прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«РОДНЫЕ СЛОВА»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании  и употреблении родственных слов.

Оборудование:песочница с  песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я ДЕЛАЛ - Я СДЕЛАЛ»

Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).

Оборудование:Песочница с  мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Цель: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать  мелкую моторику руки. Упражнять в  употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:Песочница с  мокрым песком, плоскостные фигурки  деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного  лягушонка, рассказывает, что он живет  в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый.лягушонок  заблудился и забрел в лес. Кто  же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«ВОЛШЕБНЫЙ  КЛАД»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным  указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого  проговаривания окончаний слов. Воспитывать  самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:Песочница с  мокрым песком, «волшебный клад», набор  игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные  зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

развитие СВЯЗНой РЕЧи

При рисовании песочной картины  можно отрабатывать умение строить  как простые, так и сложные  предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет  и начинает предложение, логопед (или  другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке  ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Информация о работе Логопедические игры в песочной стране