Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:35, доклад
История становления и развития логопсихологии.
Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе.
Таким образом, только к концу 80-х годов XX века начинается практическая реализация дифференцированного подхода к изучению познавательной деятельности детей с ТНР.
Период 80-90-х годов XX века является достаточно продуктивным в отношениипсихологического изучения детей с разными формами речевой патологии. Изучаются различные стороны психической деятельности, однако внимание исследователей сосредоточено в основном на изучении познавательной сферы детей-логопатов: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелёва, Г.С. Сергеева, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, А.П. Воронова – разные виды восприятия; И.Т. Власенко, О.Н.Усанова, Т.Н. Синякова, Т.А. Фотекова, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин – мышление; Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, Э.Л. Фигередо – память; В.П. Глухов – воображение; Л.Г. Соловьёва, О.С. Павлова – коммуникативная деятельность и др.
Среди немногочисленных
работ, посвященных исследованиям эмоционально-
Следует заметить, что до середины 90-х годов XX века психологические исследования в области изучения детей логопатов выполнялись в основном в контексте логопедической науки, предваряя необходимость выделения самостоятельного интегративного направления специальной психологии и логопедии в отдельную отрасль.
2 этап. Современное состояние и пути развития логопсихологии
С введением в учебные планы педагогических вузов нового учебного курса «Логопсихология», данная дисциплина начинает развиваться как самостоятельное научное направление. Введение новой дисциплины вызвало необходимость определить не только содержание курса, его методологических и теоретических основ, но и самого понятия «логопсихология» .
Все авторы определяют логопсихологию как отрасль специальной психологии(«материнской» науки), однако, одни ограничиваются только рамками изученияпсихики лиц с нарушениями речи первичного характера (В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, Л.В. Кузнецова), другие расширяют границы исследования психикиизучением методов и приёмов психологической помощи логопатам, подчёркивая прикладную значимость логопсихологии (Т.Н. Волковская, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, О.В. Трошин). Причем следует отметить, что В.И. Лубовский (2007) особо подчеркивает, что логопсихология изучает не психологию речи (вполне сформировавшуюся и имеющую достаточную обеспеченность экспериментальными данными научное направление), не психологию лиц с распадом уже сформировавшейся, нормально развивающейся в прошлом речи (этим занимается афазиология), а психическое развитие лиц с недостатками речи, обусловленное органической или функциональной недостаточностью речевых зон коры головного мозга или анатомическими и функциональными дефектами переферических отделов речедвигательного аппарата, врожденными или приобретенными в раннем (до 3-х лет) возрасте.
Дискуссионным
является вопрос о точности самого термина «Логопсихология» по
отношению к изучаемому феномену. Ряд
авторов (Г.А. Волкова, В.А. Калягин, Т.С.
Овчинникова) считают, что термин «Логопатопсихология» бы
В середине 90-х годов логопсихология стала развиваться в направлении двух подходов: психолингвистический и функциональный. Выбор первогопсихолингвистического подхода обусловлен созвучностью названия дисциплин «психология речи» – «логопсихология». В рамках такого подхода выполнена программа, рекомендованная Министерством образования России (автор Г.С. Гуменная, 2000), в которой отражено изучение психологических механизмов речи.
Второй, функциональный
подход, стал разрабатываться
на основе уже существующих моделей специально-психологических
дисциплин – олигофренопсихологии, сурдопсихологии,
тифлопсихологии, которые стали формироваться
значительно раньше логопсихологии и
сейчас представляют собой системные
области знаний с определённым кругом
научных понятий, разработанными принципами
и методами психологического изучения
лиц соответствующей категории, психокоррекционными
технологиями (
Изучение особенностей
формирования высших психических функций при речевом
недоразвитии ведущего характера является
приоритетным аспектом и в научно-исследовательских
работах по данному направлению во 2-ой
половине 90-х годов (И.Т. Власенко, Т.Н. Волковская,
О.Н. Усанова, Т.А. Фотекова). Эти исследования
обогатили теоретическую базу логопсихологии,
расширили дифференциально-
Однако на современном
этапе происходит смещение смыслового
центра специального образования в сторону личностного,
социально-эмоционального развития,
что меняет доминанты в содержании профессиональной
подготовки дефектологов (Н.Н. Малофеев,
2003). Поэтому более прогрессивным в формировании
концептуальных основ логопсихологии
выступает личностно-
Развиваясь до 2000 года, как теоретическая дисциплина, направленная на изучение психологических особенностей лиц с речевой патологией, в последние годы логопсихология значительно расширила круг своих задач. Так, в связи с организацией психологической службы в системе специального образования отмечается усиление прикладной составляющей этой дисциплины в русле основных направлений практической психологии: психодиагностика, психокоррекция, консультирование. Это нашло отражение и в содержании научных исследований после 2000 года. Ведущим направлением научного поиска становится разработка, модификация, адаптация традиционных психологических технологий как повышающих эффективность логопедической коррекции, так и способствующих преодолению негативных проявлений личностного развития у детей с нарушениями речи (Е.Н. Садовникова, 2001; Г.Х. Юсупова, 2003; С.М. Валявко, 2006 и др.).
Такая практико-ориентированная тенденция современной логопсихологии требует разработки соответствующих концептуальных подходов, отражающих как личностно-ориентированные аспекты коррекционной работы, так и междисциплинарное взаимодействие логопеда и психолога в едином коррекционно-образовательном пространстве.
Базовой моделью
при разработке современной концепции
логопсихологии может служить логопсихотерапевтическ
Принцип логопсиходиагностики,
Таким образом, общие подходы к организации психокоррекционной работы с логопатами, сложившиеся в практике коррекции заикания наиболее согласуются как с современными тенденциями специального образования и практической логопедии, что позволяет рассматривать их в качестве ориентира при разработке концепции современной логопсихологии.
До настоящего времени не определена структурная организация логопсихологии. Так, тесная взаимосвязь с логопедией делает правомерной возможность такого же подразделения логопсихологии – дошкольная, школьная, логопсихология подростков и взрослых. Каждый из этих разделов ориентирован на соответствующий контингент лиц с нарушениями речи в возрастном аспекте, характеризуется спецификой речевой патологии и особенностями личностно-коммуникативных нарушений на каждом из возрастных этапов. Эти условия являются определяющими при выборе методов психологической помощи лицам данной категории.
Также, по мнению
Т.Н. Волковской (2007), назрела необходимость
разработкипсихологической классификации лиц
с нарушениями речи с позиции оказания импсихологиче
Так как, логопсихология направлена на усиление эффективности практических задач логопедии в основу логопсихологической типологии должна быть положена психолого-педагогическая классификация Р.Е.Левиной. Психологическая составляющая данной классификации (коммуникация) позволяет выделить с позиции объекта психологической помощи две группы лиц: 1) с нарушениями средств речевой коммуникации; 2) с непосредственно коммуникативными нарушениями, т.е. качественные особенности коммуникации могут выступить основным критерием логопсихологической типологии.
Усиление прикладного аспекта логопсихологии с учётом требований и тенденций современной логопедии, нацеливает и на решение проблемы профессионального взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционной работы.
По мнению В.И. Лубовского (2007), в будущем логопсихологам предстоит решить целый ряд проблем:
Провести отграничение логопсихологии от нейропсихологии, точнее от афазиологии. Афазиология имеет совершенно другой объект изучения, исследуя случаи расстройства (распад) нормально развившейся, уже сформировавшейся речевой функции.
В случаях сложных дефектов должна проводиться их квалификация и установление «веса» каждого первичного дефекта, входящего в сложный дефект, т.е. определение основного дефекта.
Установление границ дефекта (-ов) и типа дизонтогенеза (-ов). Имеются в виду «качественные» границы. В количественном отношении они могут быть «мягкими», «размытыми», плавными и динамичными (при слабовыраженных дефектах). Различительная граница в дифференциальной диагностике – качественный предел, качественный сдвиг, отражаемый определёнными количественными показателями (идеальный пример – граница между слабовидением и слепотой).
Исследование проблемы межсенсорных связей: при разных дефектах они формируются и осуществляются по-разному.
Таким образом, перед новой ветвью специальной психологии стоят грандиозные научные задачи. Дальнейшее развитие логопсихологии будет определяться как общей тенденцией дефектологической и психологической науки, так и потребностями логопедической практики.
Предмет, цель и задачи логопсихологии
Логопсихология – часть специальной психологии, которая изучает:
причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру психических нарушений у лиц с речевой патологией;
механизмы их психической адаптации;
систему психологической помощи этим лицам.
Логопсихология возникла как практическая прикладная дисциплина, в связи с необходимостью оказания психологической помощи лицам, имеющим нарушения речи. Примерно до 80-х гг. XX в. в психологической литературе имелись только упоминания психологических проблем лиц с алалией и афазией, затем появляются работы, посвященные отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман, В. Виноградова и др.).
Предмет логопсихологии –
психические особенности лиц с нарушениями
речи и методы психологической помощи
(коррекции и терапии). Цель логопсихологии
Задачами логопсихологии
изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов;
оценка психики лиц с нарушениями речи с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики;
изучение психологических особенностей лиц с нарушениями речи;
разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний;
совершенствование методов психологической профилактики и коррекции психики лиц с нарушениями речи.
Связь логопсихологии с другими науками
Логопсихология находится на пути выработки своих теоретических основ, преимущественно заимствуя их у других, наиболее близких дисциплин – прежде всего психологии и лингвистики, в частности, общего языкознания, психолингвистики, патопсихологии, общей психологии, медицинской психологии, психологии специальной, возрастной, педагогической, нейропсихологии, логопедии и др.
Связь с логопедией носит взаимодополняющий характер, т.к. знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций. По отношению к логопедии логопсихология является вспомогательной дисциплиной, направленной на то, чтобы оптимизировать психологическими средствами логокоррекционный процесс.
Информация о работе Логопсихология как отрасль специальной психологии