Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 19:35, доклад
История становления и развития логопсихологии.
Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе.
Логопсихология
имеет важное прикладное значение для логопедии. Во-первых,
она определяет место речи как ключевой
высшей психической функции в системе
других психических функций. Во-вторых, она
предоставляет современные средства диагностики,
позволяющие определить структуру дефекта,
а также возможности компенсации с учетом
сохранных психических функций. В-третьих, логопсихол
Логопсихология тесно связана с психологией. У психологии логопсихология заимствовала теоретические представления, прежде всего в виде теорий личности, позволяющих представить психику как систему иерархически организованных элементов, состав и система отношений которых и обуславливают специфику их различий. Также у психологии и логопсихологии единые методы исследования психических явлений.
Необходимость обеспечения индивидуального подхода требует знанийдифференциальной психологии. Существенное значение для логопсихологии имеетвозрастная психология, т.к. диагностика и коррекция должны строиться с учетом закономерностей психического развития. Необходимо учитывать не только возрастные нормы тех или иных психических характеристик, но и закономерности их взаимодействия на разных этапах развития. Существенное значение имеет понимание возрастных кризисов не только с точки зрения возможности их преодоления, но и как своеобразных универсальных сензитивных периодов, создающих благоприятные условия для психокоррекционного воздействия.
Педагогическая психология ориентирует на создание предпосылок для наилучшего усвоения навыков нормативной речи. Современная педагогика все шире применяет психологические знания для оптимизации процесса обучения, учитывает индивидуальные особенности ребенка.
Знания в области специальной психологии (тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии) необходимы для осуществления дифференциальной диагностики и при проведении коррекционной работы с учетом собственно речевых расстройств.
Медицинская и патопсихология с
Психофизиология помогает выяснить, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Основным понятием психофизиологии является функциональная система, т.е. такая активность различных отделов мозга, которая определяет отражение (в том числе опережающее) действительности. Именно системный характер психофизиологии обеспечивает прогноз изменений изучаемого объекта – психики, в том числе речи, с учетом сохранности или повреждения составляющих ее элементов.
Нейропсихология помогает уяснить связь нарушенных функций с определенными структурами головного мозга. В настоящее время активно разрабатываются методы нейропсихологической диагностики для разных возрастных категорий, позволяющие оказывать наиболее эффективную помощь лицам с разными речевыми нарушениями.
Логопсихология тесно связана с лингвистическими науками, которые исследуют сущность, функции, структуры языка. Знание норм и законов языка, а также последовательности их усвоения ребенком необходимо психологу для понимания того, как те или иные отклонения от этих норм будут сказываться на психологических особенностях ребенка. При этом следует помнить, что в своем становление речь опирается на психические функции, нарушение которых может стать одной из причин ее отклонений от нормы.
Социальный генезис речи делает обязательным для логопеда знание социальной психологии. Именно в общественных отношениях формируется и развивается личность человека, понимание взаимозависимости и взаимосвязи личности и речи необходимо логопеду.
С психолингвистикой логопсихол
Физиология высшей нервной деятельности позволяет строить логопедическую помощь, основываясь на понимании динамики основных нервных процессов, возбуждения и торможения в коре головного мозга при том или ином нарушении речи.
С психоневрологией логопсихоло
Логопатопсихология – наука
о психологических особенностях лиц с
речевой патологией. Научный интерес к
изучению особенностей психического развития
детей и нарушений психики у взрослых
с речевой патологией возник давно, еще
в XIX столетии, однако как наука логопатопсихология
сформировалась относительно недавно,
в конце ХХ столетия. Вместе с тем научно-теоретические
основы этой науки заложены в течение
всего ХХ столетия.
Современные исследования в области логопатопсихологии
основываются на положениях о соотношении
речи и мышления, о зоне ближайшего и актуального
развития, об общих и специфических закономерностях
в развитии детей с нормальным и нарушенным
психическим развитием, о соотношении
первичных и вторичных симптомов в структуре
дефекта, на научных представлениях о
принципах и методах изучения особенностей
психического развития у детей. Эти фундаментальные
положения общей, возрастной и специальной
психологии представлены в работах Л.
С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурия,
Ж. Пиаже, Д. Слобина, О. Н. Усановой и др.
В связи с этим именно извлечения из работ
этих авторов представлены в I части «Логопатопсихологии».
Проблема соотношения мышления и речи,
речи и других психических процессов имеет
особенно важное значение для понимания
особенностей мышления и, в целом, интеллектуальной
сферы у детей и взрослых с речевой патологией.
Речь как сложная психическая функция
возникает у ребенка на основе определенного
уровня его когнитивного развития. По
мнению Л. С. Выготского, развитие речи
и мышления происходит непараллельно
и неравномерно. До определенного уровня
онтогенеза развитие мышления и речи осуществляется
независимо друг от друга. Однако в возрасте
около двух лет линии развития мышления
и речи совпадают в своем развитии, перекрещиваются
и возникает новое психическое образование
– речевое мышление.
При этом ребенок как бы открывает для
себя символическую функцию речи, овладевает
знаковыми (языковыми) средствами мышления.
Когнитивный базис развития речи исследовал
Ж. Пиаже. По мнению Пиаже, важнейшей предпосылкой
возникновения и развития речи является
развитие сенсомоторного интеллекта.
Таким образом, возникновение речи основывается
на определенном интеллектуальном базисе.
Вместе с тем, возникновение речи качественно
перестраивает все психические процессы,
прежде всего, мышление.
На основании этих положений можно сделать
два вывода.
С одной стороны, недостаточная сформированность
интеллектуальных предпосылок развития
речи приводит к задержке и нарушению
формирования речи (например, при умственной
отсталости, задержке психического развития).
С другой стороны, позднее появление речи,
длительное нарушение речевого общения,
несформированность знаковых (языковых)
средств отрицательно влияют на развитие
мышления и других психических процессов,
обусловливают специфическую недостаточность
когнитивного развития у детей с речевой
патологией.
Тесное взаимодействие языка и мышления
проявляется как в ходе психического развития,
так и в процессе продуцирования речевых
высказываний. В структуре процесса порождения
речевых высказываний, по данным Л. С. Выготского,
Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия
и др., выделяются различные функциональные
уровни: мотивационный, смысловой, языковой,
уровень моторной реализации. При этом
переход от смыслового к языковому уровню
характеризуется дальнейшим уточнением
и совершенствованием мысли. По мнению
Л. С. Выготского, язык не только формулирует,
обозначает мысль, но и формирует мысль.
В связи с этим можно сделать вывод о том,
что несформированность языкового уровня
продуцирования речи отрицательно влияет
на процесс формирования мысли.
Основополагающей для логопатопсихологии
является теория Л. С. Выготского об общих
и специфических закономерностях развития
аномальных детей. Общими закономерностями
являются такие закономерности, которые
характерны для детей как с нормальным,
так и нарушенным психическим развитием.
Специфические закономерности – это те
закономерности, которые характерны только
для детей с нарушением развития.
К общим закономерностям психического
развития следует отнести: единство и
взаимодействие биологического и социального
в психическом развитии, системный характер
психического развития, скачкообразность,
поэтапность развития, наличие сензитивных
периодов, развитие от простого к сложному
и др.
Среди специфических закономерностей
детей с нарушениями развития, в том числе
и детей с речевой патологией, наиболее
важными являются следующие:
• В структуре дефекта проявляются как
первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные
отклонения, системные последствия.
• Нарушения психического развития оказывают
отрицательное влияние на весь дальнейший
процесс психического развития.
• Любые нарушения психического развития
вызывают, прежде всего, нарушения познавательной
деятельности.
• Отмечается неравномерность в развитии
психических функций.
• Имеет место своеобразие в приеме и
переработке всех видов информации, уменьшение
объема информации, ее искажение.
• Наблюдаются особенности формирования
личности.
• При нарушении психического развития
возникают трудности социальной адаптации.
• У детей с нарушениями развития всегда
имеются потенциальные возможности развития
за счет сохранных функций. Одним из основополагающих
положений, определяющих особенности
психического развития детей с речевой
патологией, является концепция Л. С. Выготского
о зоне актуального и ближайшего развития.
Эта концепция позволяет охарактеризовать,
прежде всего, динамику психического развития
детей с речевой патологией.
Зону актуального развития Л. С. Выготский
охарактеризовал как уровень психического
развития ребенка, который выявляется
в настоящее время. Другими словами, это
то, чем ребенок овладел, какие функции
и процессы, какие психические новообразования
он приобрел к настоящему времени. Уровень
актуального развития определяется созревшими
структурами мозга.
Зона ближайшего развития представляет
собой ближайшую перспективу психического
развития. По мнению Л. С. Выготского, это
то, что ребенок может выполнить с помощью
взрослого, то, что определяет динамику
его психического развития. Зона ближайшего
развития определяется функционированием
созревающих структур мозга. Таким образом,
то, что сегодня ребенок может выполнить
в сотрудничестве со взрослым, завтра
он сможет сделать самостоятельно.
Определение зоны ближайшего развития
позволяет целенаправленно организовать
процесс обучения, которое должно идти
впереди развития. Обучение, учитывающее
зону ближайшего развития, помогает ребенку
перейти от зоны ближайшего развития к
зоне актуального развития, подняться
на более высокую ступень развития психических
функций и процессов.
Значимость выявления зоны ближайшего
развития особенно важна для обучения
детей с проблемами в развитии, в том числе
и детей с речевыми нарушениями, так как
определяет особенности процесса обучения
этих детей.
Информация о работе Логопсихология как отрасль специальной психологии