Магия. Религия. Наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:10, реферат

Описание работы

)Способ существования, при котором воздействие на окружающую реальность осуществляется методами, не имеющими совсем или имеющими частичное обоснование с позиций современной естественнонаучной концепции.

2) Способ изучения и изменения реального мира с использованием определенных видов сил и энергий, существование которых не имеет научного и обыденного признания.

Содержание работы

1-Введение 3

2-Бронислав Малиновский 3

3-Исследования первобытной религии 4

4- Жизнь, смерть и судьба в ранних верованиях и культе. 6

5-Магия и наука 6

6-Магия и религии 7

7-Заключение 7

8-Список литературы

Файлы: 1 файл

Магия,религия,наука.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение  образования «Белорусский Государственный  Педагогический университет имени  Максима Танка» 

Факультет Психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По  курсу «Методология научного исследования»

Тема: Магия. Религия. Наука. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    Борисевич Мария Павловна

                    Студентка группы № 17

                    Дневной формы обучения 

                    Проверил:

                    Преподаватель

                    Иосько  Татьяна Николаевна 
                     
                     

Минск 2006

Оглавление

1-Введение                                                                                               3

2-Бронислав Малиновский                                                                     3

3-Исследования  первобытной религии                                                 4

4- Жизнь, смерть и судьба в ранних верованиях и культе.                 6

5-Магия и наука                                                                                       6

6-Магия и религии                                                                                   7

7-Заключение                                                                                           7

8-Список  литературы                                                                              9

 

Введение.

Для того, что бы лучше разобраться в  различиях между магией, религией и наукой дадим им определение.

Магия

1)Способ существования,  при котором воздействие на  окружающую реальность осуществляется  методами, не имеющими совсем  или имеющими частичное обоснование  с позиций современной естественнонаучной  концепции.

2) Способ изучения  и изменения реального мира  с использованием определенных видов сил и энергий, существование которых не имеет научного и обыденного признания.

Религия

1)Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на сусюсторонний (земной) и потусторонний (небесный).

2)Одна  из форм общественного сознания  – совокупность духовных представлений,  основывающихся на вере в сверхъестественные  силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Наука

1)Целостная  система, включающая исторически  подвижное соотношение частей-компонентов. Развивающаяся система объективных, обоснованных знаний о мире.

2)Особый  вид познавательной деятельности  и социальный институт, обеспечивающий  выработку таких знаний. 
 

Бронислав Малиновский.

Бронислав Каспер Малиновский  родился в 1884 г. в Кракове (Польша). Считается основателем функциональной школы в этнографии и антропологии. Согласно его воззрениям, культура представляет собой органическую совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей. Каждый из этих элементов, или социальных институтов, выполняет определенные функции, выявлением которых и должен заниматься исследователь общества и культуры.

Включенный  в антологию фрагмент из работы Б. Малиновского «Магия, наука и религия» содержит в себе краткий обзор существовавших в то время антропологических теорий и дает представление о функциональном подходе к изучению магии и религии.

Для религиоведов наибольший интерес представляют следующие работы Б. Малиновского: «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922), «Магия коралловых садов» (1935), «Основы веры и морали» (1936), «Научная теория культуры и другие очерки» (1944), «Магия, наука и религия и другие очерки» (1948), «Секс, культура и миф» (1962). 

Исследования  первобытной религии.

Не существует народов, на каких бы стадиях развития они ни находились, без религии  и магии. И нет, ни одного дикого народа, у которого бы полностью отсутствовали  научные воззрения, хотя обычно дикарям приписывают этот недостаток. В каждом первобытном коллективе, были обнаружены две четко различимые сферы — сакрального и профанного, иными словами, сфера магии и религии и сфера науки.

С одной  стороны, это традиционные действия и обряды, которые туземцы считают сакральными, выполняют с благоговением и трепетом, окружают запретами и особыми правилами поведения. Такие действия и обряды всегда связаны с верованиями в сверхъестественные силы, особенно в магические силы, или с понятиями о сущностях высшего порядка, духах, призраках, умерших предках или о богах. С другой стороны, даже мимолетное размышление делает очевидным, что ни искусство, ни ремесло, сколь бы примитивными они ни были, ни организованные формы охоты, рыбной ловли, земледелия или собирательства не могли существовать без внимательного наблюдения за природными процессами, без твердой уверенности в их регулярности, без способности к размышлениям и без веры в силу разума, т. е. без зачатков науки.

Заслуга разработки основ антропологического изучения религии принадлежит Эдуарду Б. Тайлору. В своей теории он утверждает, что ядром первобытной религии является анимизм — вера в духовные сущности. Он показывает, что эта вера имеет своим источником, хотя и ошибочное, но все же последовательное толкование снов, видений, галлюцинаций, каталептических состояний и тому подобных явлений. Размышления над этими явлениями приводили первобытного философа или теолога к идее о различии человеческой души и тела. Для него становилось очевидным, что душа продолжает существовать и после смерти, ибо она является в снах, возникает в памяти живущих, в их видениях и, вероятно, оказывает влияние на человеческие судьбы. Так рождается вера в призраков и духов умерших, в бессмертие и загробный мир. Но человек, а особенно первобытный человек, склонен представлять внешний мир по своему образу и подобию. А поскольку животные, растения и объекты окружающего мира движутся, действуют, совершают поступки, помогают человеку или вредят ему, они также должны быть наделены душами или духами. Таким образом, анимизм — философия и религия первобытного человека — возник из наблюдений и заключений ошибочных, но понятных незрелому и наивному разуму. Воззрения Тайлора на первобытную религию, как бы важны они ни были, основывались на достаточно ограниченном количестве фактов, а первобытный человек представлялся ему излишне созерцательным и разумным.

Более широкие и углубленные взгляды  современной антропологии находят  самое адекватное выражение в  строго научных и вдохновенных работах  сэра Джеймса Фрэзера. В них он излагает три основные проблемы первобытной религии, которыми занимается современная антропология: магия и ее отношение к религии и науке; тотемизм и социологический аспект ранних верований; культы произрастания и плодородия. Сейчас было бы самым лучшим вернуться к обсуждению этих проблем. «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера — грандиозное описание первобытной магии — отчетливо показывает, что анимизм не является ни единственной, ни даже доминирующей верой в первобытном культе. Древний человек стремился управлять силами природы, прежде всего в практических целях; и он делал это непосредственно при помощи обрядов и заклинаний, подчиняя своей воле ветер и погоду, животных и растения. Лишь гораздо позже, обнаружив ограниченность своей магической силы, со страхом или с надеждой, с мольбой или с пренебрежением, обращается он к высшим сущностям — демонам, духам предков или богам. В этом различии между непосредственным воздействием на природу, с одной стороны, и умилостивлением высших сил — с другой, сэр Джеймс Фрэзер видит различие между религией и магией. Магия, основывающаяся на убежденности человека в том, что он может непосредственно воздействовать на природу, если только узнает магические законы, управляющие ею, сродни науке. Религия, основанная на признании человеком своей слабости в определенных случаях, поднимает его над уровнем магии, а позднее утверждает свою независимость наряду с наукой, в столкновении с которой магия должна погибнуть. Эта теория магии и религии послужила отправной точкой для большинства современных исследований по данной проблематике. Такие авторы, как Профессор Прейсс, доктор Маретт, доктор Юбер и доктор Мосс подчеркивают, что, будучи внешне схожими, наука и магия тем не менее радикально отличаются друг от друга. Наука рождается из опыта, магия создается традицией. Наука руководствуется разумом и корректируется наблюдением; магия, неподвластная им, существует в атмосфере мистицизма. Наука открыта, она служит благу всего общества; магия сокровенна, ею овладевают путем таинств посвящения, она передается из поколения в поколение или в крайнем случае ближайшим родственникам. В то время как наука основывается на понимании естественных сил, магия возникает из идеи об определенной мистической безличной силе, в которую верит большинство первобытных людей. Эта сила, называемая мана, становится чуть ли не всеобщей идеей, обнаруживаемой везде, где процветает магия. Согласно только что упомянутым авторам, мы можем найти у большинства первобытных народов и у всех дикарей веру в сверхъестественную безличную силу, которая приводит в действие все, что имеет отношение к их жизни и является причиной наиболее важных событий в сфере сакрального. Таким образом, мана, а не анимизм, является сущностью «преанимистической религии», а также магии, которая радикально отличается от науки. Тем не менее сразу появляется много вопросов связынных с определением манны. Наиболее оригинальный и существенный вклад в решение этих проблем за последнее время сделан профессором Дюркгеймом, который также затронул другой вопрос, поднятый сэром Джеймсом Фрэзером,— вопрос о тотемизме и социологическом аспекте религии.

Тотемизм, согласно классическому определению Фрэзера, «представляет собой таинственную связь, которая, как полагают, существует между группой кровных родственников, с одной стороны, и определенным видом естественных или искусственных объектов, называемых тотемами этой группы людей — с другой». Тотемизм, таким образом, имеет две стороны: это форма социального объединения, а также религиозная система верований и практических действий. Как религия, он выражает интерес первобытного человека к окружающему его миру, желание обнаружить сходство и установить контроль над наиболее важными объектами. Социальный аспект тотемизма заключается в разделении племен на малые союзы, называемые в антропологии кланами, родами, сивками или фратриями. Согласно профессору Дюркгейму, самым убедительным образом изложившему точку зрения о том, что религия «была, посуществу, скорее, делом сообщества, чем индивидуумов», «религиозное» идентично «социальному», ибо «вообще-то. .«. общество располагает всем, что необходимо для пробуждения чувства Божественного в умах, благодаря той  силе,  которая  объединяет  их,  так  как для  своих

членов  оно является тем же, чем является Бог для верующих» [Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. P. 206. Ibid.]. Профессор Дюркгейм приходит к этому выводу, изучив тотемизм, который, по его мнению, является наиболее ранней формой религии. В данном случае «тотемистический принцип», который тождествен мана и «Богу клана... не может быть не чем иным, как самим кланом»2.[ Durkheim E. The Elementary Forms of Religious Life. P. 206. Ibid.]

Третья  значительная проблема, введенная в  науку о религии сэром Джеймсом Фрэзером, как отмечалось выше, затрагивает  культы произрастания и плодородия. В «Золотой ветви», начинающейся с внушающего трепет таинственного ритуала лесных божеств Неми, перед нами предстает поразительное разнообразие магических и религиозных культов, придуманных человеком для того, чтобы стимулировать и регулировать оплодотворяющую работу небес и земли, солнца и дождя. И у нас остается впечатление, что ранняя религия наполнена силами дикой жизни с ее юной красотой и незрелостью, с ее богатством и мощью неистовства так, что и теперь она вновь вызывает акты самопожертвования. Изучение «Золотой ветви» показывает, что для первобытного человека смерть главным образом означала шаг к воскрешению, разрушение — стадию возрождения, осеннее изобилие и окончание зимы — прелюдию новой весны.

Таким образом, первобытная религия в том виде, как ее изображает современная антропология, по своему составу является гетерогенной. Сначала в соответствии с анимистическими взглядами она включала помимо нескольких фетишей торжественные фигуры духов предков, призраков и душ, затем постепенно было признано, что религия содержит в себе веру в тонкую воздушную, всепроникающую мана. С введением тотеизма она, была заселена животными. К ним были присоединены растения, объекты и даже предметы, созданные руками человеческими. Затем наступила очередь человеческой деятельности, интересов и гигантского призрака Всеобщей Души, Обожествленного Общества. Но одно достижение современной антропологии мы не можем подвергнуть сомнению: признание того, что магия и религия не просто учения или виды философии, не просто интеллектуальные основы для разных мнений, но особые способы поведения, прагматические позиции, базирующиеся на чувствах и воле. Это в той же степени образ действия, как и система верований, и такой же социологический феномен, как и личный опыт.  

Информация о работе Магия. Религия. Наука