Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 01:10, реферат
)Способ существования, при котором воздействие на окружающую реальность осуществляется методами, не имеющими совсем или имеющими частичное обоснование с позиций современной естественнонаучной концепции.
2) Способ изучения и изменения реального мира с использованием определенных видов сил и энергий, существование которых не имеет научного и обыденного признания.
1-Введение 3
2-Бронислав Малиновский 3
3-Исследования первобытной религии 4
4- Жизнь, смерть и судьба в ранних верованиях и культе. 6
5-Магия и наука 6
6-Магия и религии 7
7-Заключение 7
8-Список литературы
Жизнь, смерть и судьба в ранних верованиях и культе.
Теперь
мы переходим к сфере сакрального,
религиозных и магических верований
и обрядов. Исторический обзор теорий
отчасти сбил нас с толку хаосом мнений
и беспорядочным нагромождением феноменов.
Поскольку трудно было не признать, что
религия постепенно включила в свою сферу
духов и призраков, тотемы и социальные
события, смерть и жизнь, постольку она
становилась все более и более запутанной,
охватывая собой все и ничто. Она, конечно
же, не может быть определена через свой
предмет в узком смысле, как «поклонение
духам», «культ предков» или «культ природы».
Она включает в себя анимизм, аниматизм,
тотемизм и фетишизм, но не сводится ни
к одному из них. «Изм»
в определении религии у ее истоков неизбежен,
ибо религия не цепляется за какой-то один
объект или их совокупность, хотя случайно
она может коснуться всего и освятить
все. Таким образом, нельзя отождествлять
религию с обществом; не может нас также
удовлетворить туманный намек на то, что
религия связана только с жизнью: ведь
смерть, возможно, открывает глубокое
понимание иного мира. Как «обращение
к высшим силам» религия может быть отделена
от магии, но не будет определена в целом,
хотя и эта точка зрения должна быть несколько
видоизменена и дополнена.
Магия и наука.
Теперь
постараемся установить отношения
между магией и наукой. Магию сближает
с наукой то, что она всегда имеет
определенную цель, тесно связанную
с человеческими инстинктами, потребностями
и устремлениями. Магическое искусство
направлено на достижение практических
целей. Как и другие виды искусства и ремесла,
магия руководствуется теорией, системой
принципов, которые определяют то, как
совершается действие с точки зрения его
эффективности. Анализируя магические
заклинания, обряды и их содержание, мы
обнаруживаем, что есть ряд общих принципов,
которые управляют ими. И наука, и магия
развивают специальные технические приемы.
В магии, как и в остальных видах искусства,
человек может уничтожать то, что им сделано,
или исправлять допущенные им ошибки.
Фактически в магии количественные соотношения
черного и белого кажутся гораздо более
точными, а результат колдовства гораздо
более полно искореняется местными колдунами,
чем это возможно в любом из прикладных
видов искусства и ремесла. Таким образом,
магия и наука обнаруживают определенные
черты сходства, и благодаря сэру Джеймсу
Фрэзеру мы можем назвать магию псевдонаукой.
Псевдонаучный характер магии нетрудно
выявить. Наука, даже представленная примитивными
знаниями дикого человека, базируется
на нормальном всеобщем опыте повседневной
жизни, который приобретался в борьбе
человека с природой за свои существование
и безопасность, основывался на наблюдениях
и фиксировался разумом. В основе магии
лежат особые переживания эмоциональных
состояний, в которых человек наблюдает
не природу, а самого себя, в которых истина
постигается не разумом, а игрой эмоций.
Наука основывается на убеждении, что
опыт, усердие и разум являются самодостаточными;
магия — на вере, что надежда не может
не сбыться, а страстное желание — обмануть.
Теория познания руководствуется логикой,
а теория магии — ассоциацией идей, возникающих
под влиянием страстного желания. В самом
деле, структура рационального знания
и структура магических учений имеют различные
традиции, разную социальную природу и
предполагают разные типы деятельности.
Все эти различия ясно осознавались дикарями:
одна образует сферу профанного, другая,
окружающая себя ритуалами, составляет
значительную часть сферы сакрального.
Магия и религия.
Как магия,
так и религия возникают и
функционируют в ситуациях
В чем же различие магии и религии?
1)Отличие
внутри сферы сакрального: маги
2)Вера в магию в соответствии с ее явно практической природой чрезвычайно проста. Она всегда является утверждением человеческой силы, которая может вызывать определенные явления путем заклинаний и ритуалов. В религии же перед нами предстает целостный сверхъестественный мир: пантеон духов и демонов, благоприятных влияний и тотемов, духа-хранителя.
3) Религиозная мифология более разнообразна и сложна, более креативна. Обычно концентрируется вокруг различных догматов вероучения и разворачивает в космогонии легенды о культурных героях, о делах богов и полубогов. В магии же важная сама по себе мифология является выражением вечной гордости за достижения первобытного человека.
4) Магия — особое искусство для достижения особых целей, в каждой из своих форм некогда стала достоянием человека и должна была непосредственно передаваться родственникам из поколения в поколение. Поэтому с древних времен она является уделом специалистов. Религия же в первобытных условиях была делом всех, в ней каждый принимал активное и равное участие. Каждый член племени должен был пройти инициацию, а затем сам инициировать других. Все оплакивают, скорбят, роют могилы и поминают умерших, а в положенное время их тоже оплакивают и поминают. Духи существуют для всех, и каждый становится духом.
5) Колдовство
есть игра черного и белого; религия на
ранних стадиях своего развития обнаруживает
незначительную разницу между добром
и злом, между благотворными и недоброжелательными
силами.
Заключение.
Для того чтобы понять разницу между религией и магией и отчетливо увидеть треугольное созвездие магии, религии и науки, остановимся кратко на культурной функции каждой из них. Функция первобытного знания и его ценность уже были рассмотрены, и они не слишком трудны для понимания. Давая человеку представления об окружающем мире, позволяя ему использовать силы природы, наука, первобытное знание дают ему огромное биологическое преимущество, возвышают его над остальным миром. Функцию религии заключается в том, что религиозная вера утверждает, фиксирует и развивает все ценные духовные установки, такие, как уважение к традиции, гармония с окружающей средой, смелость и уверенность в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Эта вера, воплощенная в культах и обрядах, обладает огромной биологической ценностью и открывает первобытному человеку истину в ее широком, прагматическом смысле слова.
Какова же культурная функция магии? Мы видели, что все инстинкты и эмоции, вся практическая деятельность нередко ставят человека в безвыходные положения, когда пробелы в знаниях и ограниченность ранних способностей к наблюдению и размышлению делают его бессильным в самые критические моменты. Человеческий организм реагирует на это спонтанными взрывами, в которых зарождаются зачаточные модели поведения и зачаточные верования. Магия фиксирует эти верования и рудиментарные ритуалы и придает им постоянные традиционные формы. Таким образом, магия снабжает первобытного человека набором готовых ритуальных действий и верований, определенных духовных и практических приемов, которые восполняют опасные пробелы в знаниях и ограниченность возможностей в критической ситуации.
Магия дает возможность человеку уверенно решать важные задачи, сохраняет его стабильность и духовную целостность в порывах гнева, вспышках ненависти, муках неразделенной любви, в отчаянии и тревоге. Назначение магии — ритуализировать человеческий оптимизм, усиливать его веру в победу надежды над страхом. Магия выражает большую ценность для человека уверенности по сравнению с сомнением, стойкости по сравнению с нерешительностью, оптимизма по сравнению с пессимизмом.
Глядя
издалека и свысока, с позиций
нашей развитой цивилизации, легко
увидеть всю незрелость и нелепость
магии. Но без ее силы и руководства
первобытный человек не смог бы ни
преодолеть свои практические трудности,
ни подняться на более высокую ступень
культуры. Этим можно объяснить повсеместное
распространение магии в первобытных
обществах и ее громадный размах. Не потому
ли мы обнаруживаем магию в качестве необходимого
дополнения любой значимой деятельности?
Я думаю, следует видеть в ней воплощение
величественного безрассудства надежды,
которая все еще является лучшей школой
человеческого характера.
Список литературы