Макет программы арт-терапевтических занятий, направленных на подготовку супружеских пар к рождению ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 02:50, контрольная работа

Описание работы

Актуальность арт-терапевтической программы занятий, направленных на подготовку супружеских пар к рождению ребенка и ее обоснование. В настоящее время в рамках перинатальной психологии, занимающейся изучением психической жизни плода и влиянием психоэмоционального состояния матери на психику рождающегося человека, широко используются практические методы экспрессивной психологии и, в частности, арт – терапии.
Перинатальная психология - это область психологии, изучающая систему мать - отец - дитя при обстоятельствах вынашивания, рождения и вскармливания ребенка.

Файлы: 1 файл

Арт для будущих родителей.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

 

 

Факультет психологии

 

 

 

Кафедра прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 «Современные теории и технологии  психологической помощи семье»

 

Макет программы арт-терапевтических занятий, направленных на подготовку супружеских  пар к рождению ребенка

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент    к., з/о, гр. №   :

 

Старший преподаватель:

Е.М.Жогаль

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

 

 

 

Актуальность арт-терапевтической программы занятий, направленных на подготовку супружеских пар к рождению ребенка и ее обоснование. В настоящее время в рамках перинатальной психологии, занимающейся изучением психической жизни плода и влиянием психоэмоционального состояния матери на психику рождающегося человека, широко используются практические методы экспрессивной психологии и, в частности, арт – терапии.

Перинатальная психология - это область психологии, изучающая  систему мать - отец - дитя при обстоятельствах  вынашивания, рождения и вскармливания  ребенка. В этот период особенно ярко проявляется сила симбиотической связи  ребенка и родителей (особенно матери), благодаря которой обеспечиваются условия развития младенца. Система мать-отец-дитя - многомерный, весьма сложный "организм", в котором составные части взаимозависимы на уровне психических и физических процессов посредством общности эмоциональной жизни, мыслительной деятельности, поведенческой сферы и состояния здоровья в семье. [2]

Исследователь Г. Филиппова  сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведет  к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребенка, отсутствие эмоционального принятия себя в целом и, как матери, в частности.  [9]

Семьи, ожидающие ребенка-первенца, находятся в состоянии семейного стресса. Будущие матери и отцы переживают этот период по-разному, используя при этом различные психологические защитные механизмы и копинг-стратегии. Для будущих родителей характерно вытеснять из сознания психотравмирующие обстоятельства. Будущие родители не склонны отрицать ситуации, вызывающие тревогу, выносить неприятные чувства и мысли во вне; также им не свойственны попытки пресечь неприятные чувства и мысли. Анализ особенностей семейного копинга позволил выявить, что для семей, ожидающих ребенка-первенца, характерен разобщенный тип семейной сплоченности и хаотичный тип семейной адаптации, что также, возможно, обусловлено кризисными переживаниями на этапе принятия родительства. Женщины с переживанием тревоги и депрессии в период беременности нуждаются в проведении психокоррекционных мероприятий в целях профилактики послеродовых депрессий. Семьям, ожидающим ребенка-первенца, необходима коррекция супружеских взаимоотношений.  
Для семей, ожидающих ребенка-первенца, необходима помощь по снижению уровня выраженной напряженности и тревожности внутри семьи.  
В ходе исследований, изучающих особенности защитно-совладающего поведения семьи, ожидающей ребенка-первенца, были разработаны программы психокоррекции адаптации и сплоченности супружеских взаимоотношений. [4]

Практические методы, в том числе  арт – терапия, способствуют решению следующих задач перинатальной психологии:

    • помощь в адаптации и выживаемости плода;
    • снижение психосоматических проявлений матери;
    • отреагирование первичных психических переживаний;
    • снижение невротических проявлений;
    • формирование Я-концепции и роли матери;
    • укрепление родительского взаимодействия;
    • позитивное планирование родов;
    • саморегуляция, работа с болевым синдромом, поиск ресурса. [6]

Арттерапевтические занятия  являются частью комплексного курса, предназначенного для подготовки супружеских пар к рождению ребенка: психологической подготовки беременных женщин и их супругов к процессу родов и встрече с новыми для них ролями матери и отца.

Арттерапия — метод  психотерапевтического воздействия, использующий средства изобразительной  деятельности и искусства. На занятиях используются визуальные изобразительные средства и соответствующие материалы: краски, глина, тесто.

 

Арттерапевтическая  программа преследует две главные  цели:

1. Экспрессивная цель — обучение участников группы навыкам выражения своего внутреннего опыта (чувств, ощущений, желаний, мыслей) с помощью изобразительных средств; снятие психического напряжения и самопонимание.

2. Психокоррекционная цель - аутогенное психотерапевтическое воздействие на индивидуальное психическое состояние, его опосредованность при использовании изобразительных средств, добровольность, экологичность, т.е. соответствие индивидуальным психическим особенностям участников.

Основные задачи программы:

  1. Профилактическая: снижение тревоги перед экспрессивной деятельностью  путем обучения простейшим изобразительным техникам и отсутствием оценочного компонента изобразительной деятельности; снижение уровня семейной напряженности и тревожности и повышение уровня семейной адаптации, приобретение эффективных копинг-стратегий семейной пары
  2. Коррекционная: уменьшение интенсивности невротических проявлений через экспрессию с различными материалами (глина, тесто), в том числе у матерей с тревожно-депрессивным типом личности.
  3. Развивающая: оптимизация, стимулирование выражения своего внутреннего опыта при помощи внешних средств (аутентичная изобразительная экспрессия); обогащение эмоционального опыта и развития способности самопонимания; обретение опыта психологической саморегуляции.

Программа ориентирована  на оптимизацию эмоционального состояния будущих родителей (при необходимости и членов их семей).

Арттерапевтические занятия  проводятся в группе, состоящей из супружеских пар. Группа открытая, возможно присутствие других значимых лиц. Оптимальное  количество участников — 10 человек (5 пар).

Форма работы – групповая. Допускается выход любого участника  из групповой работы к индивидуальному  выражению своего состояния с  использованием того материала, который  желателен ему в данный период времени.

Для проведения занятий  требуются следующие материалы: краски акварельные на 12 цветов, гуашь, клеевые краски, кисти разного размера, карандаши простые, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, глина, тесто, бумага (А4, обойная, цветной ватман), вода, крахмальный клей

Требования к помещению: просторное помещение, отдельные столы для каждого участника, возможность рисования на полу, близость источника воды, свободный доступ ко всем материалам, возможность хранения готовых работ.

Каждое занятие проходит в течение 1,5 или 2,5 часов, один раз в неделю, в течение пяти недель (5 встреч), его проводит специалист - арттерапевт.

На предварительном собеседовании  с психологом участники знакомятся с целями, задачами и принципами арттерапии.

Занятия состоят из приветствия  и последующих упражнений, направленных на развитие изобразительных проявлений, арттерапевтической экспрессии и самоисследования. После упражнений происходит обсуждение участниками своих впечатлений.

 

1 встреча

Тема: Пятна.

Цель встречи: ознакомить будущих родителей с программой психокоррекции в атмосфере комфорта, провести первичную психодиагностику; релаксацию и снятие эмоциональных блоков; формировать мотивацию на дальнейшую работу и получение позитивных ощущений.

Материалы: бумага разного размера, в том числе обойная, различные краски, в том числе клеевые, кисти разного размера.

Приветствие: Как давно вы не брали в руки кисть? Как давно вы рисовали красками. Рисовали ли вы пальцами? Воспоминания.

Попытайтесь почувствовать  связь между своим внутренним миром и материалами для творчества. Изучите материал, попытайтесь понять его некоторые свойства, характер, для того, чтобы он стал проводником души. Познакомьтесь с языком красок и согласовывайте его с языком своей души. Итак, намочите водой лист бумаги. Делайте это кистью или ладонью. Наберите на кисть или на пальцы краску, которая вам больше всего нравится в данный момент, и приложите к листу бумаги. Посмотрите, что получилось. Затем приложите еще и еще. Можете сменить краску. Попробуйте разные краски: приятные и те, которые вам кажутся неприятными. Познакомьтесь с ними.

Приятный и  неприятный цвет

Выберите краски, которые  вам более приятны и менее  приятны. Возьмите два листа бумаги и один заполните красками первой группы, а второй лист — красками второй группы. Используйте по 2-3 краски для каждой группы. Возьмите третий лист и заполните его, используя один цвет из одной группы и один цвет из другой. Сравните работы пары. Если желаете, то нарисуйте общий фон для будущей картины, пофантазируйте на тему о цвете будущей детской комнаты, о будущем любимом цвете вашего ребенка.

Рефлексия

 

2 встреча

Тема: Линии

Цель  встречи: продолжить первичную психодиагностику через наблюдение за спонтанной деятельностью с красками или другими материалами; релаксация и снятие эмоциональных блоков; формировать мотивацию на дальнейшую работу и получение позитивных ощущений.

Материалы: бумага разного размера, в том числе обойная, разноцветный ватман, различные краски, в том числе клеевые, кисти разного размера, карандаши, мелки, фломастеры, глина, тесто.

Приветствие: Представьте, что из теста можно не только лепить пирожки, но и манипулировать им; глина  поможет вам измазаться и отмыться, посмотрите и потрогайте эти новые материалы, попытайтесь почувствовать с каким из них вам хочется сегодня действовать. Если нет желания творить с глиной или тестом – выберите те материалы, которые вас привлекают: краски, карандаши, фломастеры, мелки.

На предыдущем занятии  мы познакомились с пятнами и  цветами. Теперь предлагаю познакомиться  с линиями. Возьмите какую-нибудь краску, которая вам нравится в данный момент и нарисуйте любую линию в любом месте вашего листа. (Работающим с материалами для лепки предлагается то же задание, линии выкладываются на обоях или разноцветном ватмане). Остановитесь на некоторое время и ощутите характер этой линии (впечатление, которое производит на вас эта линия). Теперь проведите еще одну линию. Пусть она будет уже другого характера. Теперь попробуйте разные линии с разными характерами. Если хотите, можете поменять цвета краски или материалы.

Беременность

Расположите лист вертикально. Представьте, что основную часть  его пространства занимает овал. Возьмите краску, которая вам нравится, и  нарисуйте границу этого овала. Возьмите любые краски и попробуйте нарисовать внутри овала то, как  вы ощущаете своего ребенка, который живет сейчас внутри вас. Это могут быть любые чувства и ощущения — приятные или не очень приятные. Теперь обратите внимание на область, расположенную вне овала. Это может быть вы сами, то есть ваш организм, а может быть внешний мир. (Возможна барельефная лепка). Поощряется работа в паре. Рефлексия.

 

3 встреча

Тема: Состояние- экспромт

Цель  встречи: снизить уровень семейной напряженности и тревожности; повысить уровень семейной адаптации; формировать адаптивные копинг-стратегии; поощрять  рефлексию.

Материалы: бумага разного размера, в том числе обойная, различные краски, в том числе клеевые, кисти разного размера, карандаши, мелки, фломастеры, глина, тесто.

Приветствие: Вспомните свое состояние, в котором вы проснулись, и выберите краску, которая, на ваш взгляд, более всего соответствует этому состоянию. Работающим с глиной и тестом предлагаются виды плоскостной или объемной лепки. Нарисуйте этой краской полосу вдоль края листа (сверху, снизу или сбоку). Затем выберите краску, которая соответствует тому состоянию, которое пришло на смену первому, и нарисуйте рядом с предыдущей полосой еще одну. Вспомните, как менялось ваше состояние дальше, и найдите соответствующие краски. Пусть ширина полос соответствует тому времени, в течение которого длилось это состояние. Можно использовать не только линии, но и другие формы.

Рождение

Сегодня мы нарисуем роды. Представьте  те чувства, которые наполняют этот процесс, образы, которые ассоциируются  у вас с этим процессом. Попробуйте найти краски, которые выразят их. Работающим с глиной и тестом подходит деятельность по разминанию данных материалов. Психолог подчеркивает, что главное во время этого занятия не результат, а умение понять и попытаться  выразить свои ощущения при помощи различных материалов.

Рефлексия направлена на эмпатийное слушание и взаимоподдержку супругов.

 

4 встреча

Тема: Состояние – радость

Цель  встречи: продолжать снижение уровня семейной напряженности и общего уровня семейной тревоги, повышать сплоченность семейной пары.

Материалы: бумага разного размера, в том числе обойная, различные краски, в том числе клеевые, кисти разного размера, карандаши, мелки, фломастеры.

Приветствие: Понимаете ли вы свое текущее эмоциональное состояние, а состояние своего супруга? Его можно использовать, когда вы находитесь в беспокойстве, Это понимание поможет вам изменить неприятное эмоциональное состояние, смешанные или противоречивые чувства на позитивное, которое в важный момент родов будет давать вам больше энергии. Итак, выберите краску, которая, на ваш взгляд, более всего соответствует вашему текущему эмоциональному состоянию, и нарисуйте этой краской небольшой кружок в центре листа. Посмотрите на этот кружок и сравните с ним свое состояние. Если вы чувствуете, что эта краска соответствует вашему настроению, проведите вокруг нарисованного кружка кольцо этой же самой краской, то есть увеличьте этот круг. Возможно, вы почувствуете, что в вашем состоянии есть еще что-то, что можно было бы выразить краской другого цвета. Тогда возьмите эту другую краску и нарисуйте ею вокруг кружка кольцо. Это может быть совсем другая краска или краска, которая совсем немного отличается от предыдущей. Так, добавляя новые кольца, исследуйте свое состояние. Теперь возьмите краску, которая по вашему ощущению представляется как радостная. Заполните ею столько пространства листа, сколько вам хочется в данный момент времени. Пофантазируйте на следующую тему:

Информация о работе Макет программы арт-терапевтических занятий, направленных на подготовку супружеских пар к рождению ребенка