Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: строгоформализованные и малоформализованные методики. К строгоформализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……..3
Строгоформализованные методики: …………………………….…….…5
а) форма и содержание психологического тестирования; ….………...5
б) опросники; ………………………………………………...………….12
в) проективная техника;…………………………………….…………..14
г) психофизиологические методы. …………………………………….15
Малоформализованные методики: …………………….………..16
а) метод наблюдения; ……………………………………………………16
б) беседа; …………………………………………………………….……21
в) анализ продуктов деятельности (контент-анализ)………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………26

Файлы: 1 файл

психод.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
(ФГБОУ ВО «МГГУ») 

 
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

 
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 ПО УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛИЦ С ОВЗ

ТЕМА: «Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика»

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА


СЕРБИНА В.С.


СПЕЦ. ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ПРОФИЛЬ: ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: САНТАШОВА О.В.


 

 

 

МУРМАНСК

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……..3

Строгоформализованные методики: …………………………….…….…5

а) форма и содержание психологического тестирования; ….………...5

б) опросники; ………………………………………………...………….12

в) проективная техника;…………………………………….…………..14

г) психофизиологические методы. …………………………………….15

Малоформализованные методики: …………………….………..16

а) метод наблюдения; ……………………………………………………16

б) беседа; …………………………………………………………….……21

в) анализ продуктов деятельности (контент-анализ)………………… 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: строгоформализованные и малоформализованные методики. К строгоформализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию. Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять строгофомализованным методикам. Как правило, они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строгоформализованные методики

Строгоформализованные методики включают в себя четыре главных класса методов: тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы.

В литературе нередко все методы определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методы проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их, следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методы. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.

а) форма и содержание психологического тестирования

Тесты (в переводе с английского – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных индивидуально-психологических различий между людьми.[1] Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методах правильных ответов не существует.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценивать отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и другое. Такая диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста или в клинике (тестирование лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и так далее) и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации деятельности испытуемого. Недостатки: требуют много времени на проведение эксперимента.

Групповые тесты позволяют одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. Особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Недостатки: у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством; любые случайные состояния испытуемого(например: болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий) гораздо труднее выявить в групповом тестировании. Но лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.[1]

Устными тестами чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными – групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно (открытые ответы), в других – он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы могут быть открытые или закрытые.

Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержатся инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур. Наиболее известные из них – кубики Кооса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова. Предметные тесты чаще всего проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты требуют применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.

Компьютерные тесты проводятся в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Сразу создается протокол из набора данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа данные (время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращений за помощью и так далее). Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа результатов, полученных в процессе тестирования.[1]

Вербальные и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.

В невербальных  тестах материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и тому подобное). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Они широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. По содержанию тесты делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности, тесты достижений- занимают особое место- непредназначенные для решения собственно психологических проблем.

Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуемый должен найти свое решение определенной логической задачи, используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляют содержание учебных программ.

Тесты способностей предназначены для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях – математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности; отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В специальных способностях рассматриваются отношения к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и так далее). Ответы испытуемых здесь также оцениваются по типу правильно – неправильно.

Тесты личности направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности – мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Эти диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.

Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лачинса и другие).

Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.

Тесты достижений (тесты объективного контроля успешности – школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений.

б) опросники

Это такая группа диагностических методов, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.[1] Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Личностные опросники могут рассматриваться как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со сводными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из двух- или трехальтернативных выборов ответа (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинства - простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Недостатки- такая форма ответа «огрубляет» информацию; у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Достоинства - получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов. Недостатки- сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Информация о работе Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика