Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: строгоформализованные и малоформализованные методики. К строгоформализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……..3
Строгоформализованные методики: …………………………….…….…5
а) форма и содержание психологического тестирования; ….………...5
б) опросники; ………………………………………………...………….12
в) проективная техника;…………………………………….…………..14
г) психофизиологические методы. …………………………………….15
Малоформализованные методики: …………………….………..16
а) метод наблюдения; ……………………………………………………16
б) беседа; …………………………………………………………….……21
в) анализ продуктов деятельности (контент-анализ)………………… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………26

Файлы: 1 файл

психод.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

в) анализ продуктов деятельности (контент – анализ)

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке – это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и тому подобное).

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент – анализ» (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал применяться начиная с 1920-х годов для обработки материалов средств массовой информации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления.

Таким образом, основная процедура контент – анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, то есть выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент – анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например определенных понятий, суждений, образов и тому подобное), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

В психологической диагностике контент – анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент – анализ может применяться при обработке методов (например, ТАТ, методика Роршаха, методика «Завершение предложения»); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого и тому подобное. Так, например, в методах диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и других) проводится контент – анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх и так далее), глаголов, логических блоков и тому подобное. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что приведенная в данной главе классификация психодиагностических методов не является исчерпывающей. Ее можно расширить за счет использования других принципов деления методов на классы. Класс психодиагностических методов, где ответы испытуемых всегда оцениваются как правильные или неправильные, составляют тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и некоторые личностные тесты действия (например, замаскированных фигур Уиткина). К классу методов, в которых понятие правильного или неправильного ответа не существует, относятся большинство личностных опросников, проективные техники и психофизиологические методы.

Еще одним основанием для классификации методов может быть мера включенности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результаты эксперимента. Этот принцип позволяет разделить психодиагностические методы на следующие группы: 1) влияние психодиагноста выражено минимально, 2) влияние психодиагноста выражено максимально и

3) влияние психодиагноста выражено в средней степени (промежуточное положение между двумя полюсами). В первую группу входят тесты интеллекта, способностей, достижений, многие опросники и психофизиологические методы. В них и процедура эксперимента, и фиксация результатов являются рутинной операцией и могут быть доверены лаборанту или компьютеру. Вторую группу составляют различные виды интервью, бесед, наблюдений. Здесь, напротив, психодиагност своими реакциями, репликами, манерой поведения может создать такие условия работы, в которых получение нужной информации будет затруднено или даже искажено. В третью группу входят многомерные опросники, опросники с открытыми ответами, проективные техники, в которых велика степень включенности психодиагноста на этапе интерпретации полученных результатов. Психодиагностическое заключение, которое делается на основании этих методов, не свободно от влияния личности диагноста, его профессиональной компетентности.

Перечень оснований для классификации психодиагностических методов может быть продолжен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Аронсон Э. Социальная психология. – Москва. 2004 г.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.

Гуревич К.М., Акимова М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г.

Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.

Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. – Москва. 1993 г.

Тейлор Ш.Е. Социальная психология. – Москва. 2004 г.

Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. – Москва. 2005 г.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.

1 Гуревич К.М., Акимова  М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.34.

1 Шаповал И.А. Методы изучения  и диагностики отклоняющегося  развития. – Москва. 2005 г.

1 Шаповал И.А. Методы изучения  и диагностики отклоняющегося  развития. – Москва. 2005 г.

1 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – Москва. 1999 г.

1 Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер. 2006 г.

1 Гуревич К.М., Акимова  М.К. Основы психологической диагностики. – Москва. 2003 г., с.42 – 43.

1 Романова Е.С. Психодиагностика. – Питер. 2006 г.

 

 

 


Информация о работе Малоформализованная и строгоформализованная психодиагностика