Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 21:14, реферат
Описание работы
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Содержание работы
История и этапы развития малой группы 2 Определение малой группы и ее границы 3 Классификация малых групп 6 Возникновение, причины конфликтов 9 Последствия конфликтов 12 СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТОВ 13 Заключение 15 Список литературы 17
Проблема малой группы является
наиболее традиционной и хорошо разработанной
проблемой социальной психологии. Интерес
к исследованию малых групп возник очень
давно, по существу немедленно вслед за
тем, как начала обсуждаться проблема
взаимоотношения общества и личности
и, в частности, вопрос о взаимоотношении
личности и среды ее формирования. Интуитивно
любым исследователем, приступающим к
анализу этой проблемы, малая группа "схватывается"
как та первичная среда, в которой личность
совершает свои первые шаги и продолжает
далее свой путь развития. Очевидным является
тот простой факт, что с первых дней своей
жизни человек связан с определенными
малыми группами, причем не просто испытывает
на себе их влияние, но только в них и через
них получает первую информацию о внешнем
мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
В самых ранних исследованиях,
а они были проведены в США в 20-е гг. XX века,
выяснялся вопрос о том, действует ли индивид
в одиночку лучше, чем в присутствии других,
или, напротив, факт присутствия других
стимулирует эффективность деятельности
каждого. Акцент делался именно на факте
простого присутствия других, а в самой
группе изучалось не взаимодействие (интеракция)
ее членов, а факт их одновременного действия
рядом (коакция).
Результаты исследования таких
"коактных" групп показали, что в
присутствии других людей возрастает
скорость, но ухудшается качество действий
индивида (даже если условиями эксперимента
снимался момент соперничества). Эти результаты
были интерпретированы как возникновение
эффекта возрастающей сенсорной стимуляции,
когда на продуктивность деятельности
индивида оказывали влияние сам вид и
"звучание" других людей, работающих
рядом над той же самой задачей. Этот эффект
получил название эффекта социальной
фацилитации, сущность которого сводится
к тому, что присутствие других облегчает
действия одного, способствует им. В ряде
экспериментов было, правда, показано
наличие и противоположного эффекта –
известного сдерживания, торможения действий
индивида под влиянием присутствия других,
что получило название эффекта социальной
ингибиции. Однако гораздо большее распространение
приобрело изучение именно социальной
фацилитации, и главным итогом первого
этапа исследований малых групп было открытие
именно этого явления.
Второй этап развития исследований
знаменовал собой переход от изучения
коактных групп к изучению взаимодействия
индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований
было показано, что при условии совместной
деятельности в группе те же самые проблемы
решаются более корректно, чем при их индивидуальном
решении: особенно на ранних стадиях решения
задач группа совершает меньше ошибок,
демонстрирует более высокую скорость
их решения и т.д. Так средняя скорость
решения задач группой была сопоставлена
со средней скоростью решения тех же задач,
выполняемых индивидуально, и результат
получился в пользу группы.
На третьем этапе исследования
малых групп стали значительно более разветвленными.
Начали выявлять не только влияние группы
на индивида, но и характеристики группы:
ее структуру, типы взаимодействия индивидов
в группе; сложились подходы к описанию
общей деятельности группы.
Можно сказать, что роль малых
групп объективно увеличивается в жизни
человека, в частности, потому, что умножается
необходимость принятия групповых решений
на производстве, в общественной жизни
и т.д.
Все названные причины обострения
интереса к малым группам имеют определенный
резон. Однако при некоторых условиях
законный интерес к малым группам перерастает
в абсолютизацию их значения. Именно это
и произошло в 20-е – 30-е годы в социальной
психологии США, где позже стали раздаваться
голоса о переоценке значения малых групп
в ущерб исследованию социально-психологической
стороны массовых социальных процессов.
Определение малой группы и ее границы
Под малой группой понимается
немногочисленная по составу группа, члены
которой объединены общей социальной
деятельностью и находятся в непосредственном
личном общении, что является основой
для возникновения эмоциональных отношений,
групповых норм и групповых процессов.
Например, в системе интеракционистской
ориентации, где исходным понятием является
понятие "взаимодействия", фокус
в этом определении усматривается именно
в том, что малая группа это определенная
система взаимодействия, ибо слова "общая
социальная деятельность" толкуются
здесь в интеракционистском смысле. Для
когнитивистской ориентации в этом же
определении отыскивается другой опорный
пункт: не важно, на основе общей деятельности
или простого взаимодействия, но в группе
возникают определенные элементы групповой
когнитивной структуры – нормы и ценности,
что и есть самое существенное для группы.
Это же определение в отечественной
социальной психологии наполняется новым
содержанием: установление факта "общей
социальной деятельности" сразу же
задает группу как элемент социальной
структуры общества, как ячейку в более
широкой системе разделения труда. Наличие
в малой группе общей социальной деятельности
позволяет интерпретировать группу как
субъекта этой деятельности и тем самым
предлагает теоретическую схему для всего
последующего исследования. Для того чтобы
именно эта интерпретация приобрела достаточную
определенность, можно в приведенном определении
выделить самое существенное и значимое,
а именно: "малая группа – это группа,
в которой общественные отношения выступают
в форме непосредственных личных контактов
При таком понимании малая группа
– это группа, реально существующая не
в вакууме, а в определенной системе общественных
отношений, она выступает как субъект
конкретного вида социальной деятельности,
"как звено определенной общественной
системы, как часть общественной структуры".
Определение фиксирует и специфический
признак малой группы, отличающий ее от
больших групп: общественные отношения
выступают здесь в форме непосредственных
личных контактов. Распространенный в
психологии термин "контактная группа"
приобретает здесь конкретное содержание:
малая группа – это не просто любые контакты
между людьми (ибо какие-нибудь контакты
есть всегда и в произвольном случайном
собрании людей), но контакты, в которых
реализуются определенные общественные
связи и которые опосредованы совместной
деятельностью.
Теперь
необходимо расшифровать количественные
характеристики малой группы, ибо сказать:
"немногочисленная по составу" группа
– значит предложить тавтологию. В литературе
довольно давно идет дискуссия о нижнем
и верхнем пределах малой группы. В большинстве
исследований число членов малой группы
колебалось между 2 и 7 при модальном числе
2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет
совпадает с представлением, имеющим широкое
распространение, о том, что наименьшей
малой группой является группа из двух
человек – так называемая "диада".
Однако диаду весьма трудно рассмотреть
как подлинный субъект деятельности, поскольку
в ней практически невозможно вычленить
тот тип общения, который опосредован
совместной деятельностью: в диаде в принципе
неразрешим конфликт, возникший по поводу
деятельности, так как он неизбежно приобретает
характер чисто межличностного конфликта.
Присутствие в группе третьего лица создает
новую позицию – наблюдателя, что добавляет
существенно новый момент к возникающей
системе взаимоотношений: этот "третий"
может добавить нечто к одной из позиций
в конфликте, сам будучи не включен в него
и потому представляя именно не межличностное,
а деятельное начало. Этим создается основа
для разрешения конфликта и снимается
его личностная природа, будучи заменена
включением в конфликт деятельностных
оснований. Эта точка зрения находит определенную
поддержку, но нельзя сказать, что вопрос
решен окончательно.
Практически
все равно приходится считаться с тем
фактом, что малая группа "начинается"
либо с диады, либо с триады. Поэтому в
литературе иногда высказываются мнения
о том, что диаду вообще нельзя считать
малой группой. Так, в одном из европейских
учебников по социальной психологии введена
глава с названием "Диада или малая
группа?", где авторы настаивают на том,
что диада – это еще не группа. Таким образом,
дискуссия по этому вопросу не окончена.
Не менее остро стоит вопрос
и о "верхнем" пределе малой группы.
Были предложены различные решения этого
вопроса. Достаточно стойкими оказались
представления, сформированные на основе
открытия Дж.Миллером "магического
числа" 7+2 при исследованиях объема
оперативной памяти (оно означает количество
предметов, одновременно удерживаемых
в памяти). Для социальной психологии оказалась
заманчивой определенность, вносимая
введением "магического числа", и
долгое время исследователи принимали
число 7+2 за верхний предел малой группы.
Однако впоследствии появились исследования,
которые показали, что если число 7+2 справедливо
при характеристике объема оперативной
памяти (что тоже, впрочем, спорно), то оно
является абсолютно произвольным при
определении верхнего предела малой группы.
Хотя выдвигались известные аргументы
в пользу такого определения (поскольку
группа контактна, необходимо, чтобы индивид
одновременно удерживал в поле своих контактов
всех членов группы, а это, по аналогии
с памятью, может быть обеспечено в случае
присутствия в группе 7+2 членов), они оказались
не подтвержденными экспериментально.
Если обратиться к практике
исследований, то там находим самые произвольные
числа, определяющие этот верхней предел:
10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях
Морено, автора социометрической методики,
рассчитанной именно на применение в малых
группах, упоминаются группы и по 30-40 человек,
когда речь идет о школьных классах.
Классификация малых групп
Лабораторные – Естественные
группы.
Организованные – Спонтанные
группы.
Обилие малых групп в обществе
предполагает их огромное разнообразие,
и поэтому для целей исследований необходима
их классификация. Неоднозначность понятия
малой группы породила и неоднозначность
предлагаемых классификаций. В принципе
допустимы самые различные основания
для классификации малых групп:
группы различаются по времени
их существования (долговременные и кратковременные),
по степени тесноты контакта
между членами, по способу вхождения индивида
и т.д.
В настоящее время известно
около пятидесяти различных оснований
классификации. Целесообразно выбрать
из них наиболее распространенные, каковыми
являются три классификации:
1) деление малых групп
на "первичные" и "вторичные",
2) деление их на "формальные"
"неформальные",
3) деление на "группы
членства" и "референтные группы".
Как видно, каждая из
этих трех классификаций задает
некоторую дихотомию.
Деление малых групп
на первичные и вторичные впервые было предложено Ч.
Кули, который вначале дал просто описательное
определение первичной группы, назвав
такие группы, как семья, группа друзей,
группа ближайших соседей. Позднее Кули
предложил определенный признак, который
позволил бы определить существенную
характеристику первичных групп – непосредственность
контактов. Но при выделении такого признака
первичные группы стали отождествлять
с малыми группами, и тогда классификация
утратила свой смысл. Если признак малых
групп – их контактность, то нецелесообразно
внутри них выделять еще какие-то особые
группы, где специфическим признаком будет
эта самая контактность. Поэтому по традиции
сохраняется деление на первичные и вторичные
группы (вторичные в этом случае те, где
нет непосредственных контактов, а для
общения между членами используются различные
"посредники" в виде средств связи,
например), но по существу исследуются
в дальнейшем именно первичные группы,
так как только они удовлетворяют критерию
малой группы. Практического значения
эта классификация в настоящее время не
имеет.
Второе из исторически
предложенных делений малых групп – это
деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено
Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских
экспериментов. Согласно Мэйо, формальная
группа отличается тем, что в ней четко
заданы все позиции ее членов, они предписаны
групповыми нормами. Соответственно в
формальной группе также строго распределены
и роли всех членов группы, в системе подчинения
так называемой структуре власти: представление
об отношениях по вертикали как отношениях,
определенных системой ролей и статусов.
Примером формальной группы является
любая группа, созданная в условиях какой-то
конкретной деятельности: рабочая бригада,
школьный класс, спортивная команда и
т.д. Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил
еще и "неформальные" группы, которые
складываются и возникают стихийно, где
ни статусы, ни роли не предписаны, где
заданной системы взаимоотношений по
вертикали нет. Неформальная группа может
создаваться внутри формальной, когда,
например, в школьном классе возникают
группировки, состоящие из близких друзей,
объединенных каким-то общим интересом,
таким образом, внутри формальной группы
переплетаются две структуры отношений.
Но неформальная группа может возникать
и сама по себе, не внутри формальной группы,
а вне ее: люди, случайно объединившиеся
для игр в волейбол где-нибудь на пляже,
или более тесная компания друзей, принадлежащих
к совершенно различным формальным группам,
являются примерами таких неформальных
групп. Иногда в рамках такой группы (скажем,
в группе туристов, отправившихся в поход
на один день), несмотря на ее неформальный
характер, возникает совместная деятельность,
и тогда группа приобретает некоторые
черты формальной группы: в ней выделяются
определенные, хотя и кратковременные,
позиции и роли. Практически было установлено,
что в реальной действительности очень
трудно вычленить строго формальные и
строго неформальные группы, особенно
в тех случаях, когда неформальные группы
возникали в рамках формальных.
Третья классификация
разводит так называемые группы членства
и референтные группы. Она была введена Г.Хайменом,
которому принадлежит открытие самого
феномена "референтной группы". В
экспериментах Хаймена было показано,
что часть членов определенных малых групп
(в данном случае это были студенческие
группы) разделяет нормы поведения, принятые
отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной,
на которую они ориентируются. Такие группы,
в которые индивиды не включены реально,
но нормы которых они принимают, Хаймен
назвал референтными группами. Еще более
четко отличие этих групп от реальных
групп членства было отмечено в работах
М.Шерифа, где понятие референтной группы
было связано с "системой отсчета",
которую индивид употребляет для сравнения
своего статуса со статусом других лиц.
В дальнейшем Г.Келли, разрабатывая понятия
референтных групп, выделил две их функции:
сравнительную и нормативную, показав,
что референтная группа нужна индивиду
или как эталон для сравнения своего поведения
с ней, или для нормативной оценки его.
Деление на группы членства
и референтные группы открывает интересную
перспективу для прикладных исследований,
в частности в области изучения противоправного
поведения подростков: выяснить вопрос,
почему человек, включенный в такие группы
членства, как школьный класс, спортивная
команда, начинает вдруг ориентироваться
не на те нормы, которые приняты в них,
а на нормы совсем других групп, в которые
он первоначально совсем не включен (каких-то
сомнительных элементов "с улицы").
Механизм воздействия референтной группы
позволяет дать первичную интерпретацию
этого факта: группа членства потеряла
свою привлекательность для индивида,
он сопоставляет свое поведение с другой
группой. Конечно, это еще не ответ на вопрос:
почему именно эта группа приобрела для
него столь важное значение, а та группа
его потеряла? По-видимому, вся проблематика
референтных групп ждет еще своего дальнейшем
развития, ибо пока все остается на уровне
констатации того, какая группа является
для индивида референтной, но не объяснения,
почему именно – она.
Возникновение, причины конфликтов
В работе по семейным конфликтам
Курт Левин описывает основные факторы
возникновения конфликтов в малой группе.
Его исходной посылкой является представление
о том, что большую часть своей жизни взрослый
человек действует не просто как индивид,
но и как член социальной группы.
В качестве наиболее важного
фактора, определяющего частоту конфликтов
в группах, Левин называет общий уровень
напряжения, в котором существует человек
или группа. Приведет ли конкретное событие
к конфликту – в решающей степени зависит
от уровня напряжения или социальной атмосферы
в группе. Особое значение, по его мнению,
при этом приобретают: