Малые группы. Конфликты и их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 21:14, реферат

Описание работы

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой проблемы, малая группа "схватывается" как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Содержание работы

История и этапы развития малой группы 2
Определение малой группы и ее границы 3
Классификация малых групп 6
Возникновение, причины конфликтов 9
Последствия конфликтов 12
СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТОВ 13
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Малые группы.docx

— 44.59 Кб (Скачать файл)

1. Степень удовлетворенности  – неудовлетворенности потребностей  человека, особенно базисных, например  потребности в безопасности. Конфликты  будут более серьезными, если  вовлекаются центральные потребности. Неудовлетворенные потребности  имеют тенденцию становиться  доминирующими, что объективно увеличивает  вероятность конфликтов.

2. «Количество пространства  свободного движения» человека. Достаточное пространство свободного  движения является условием удовлетворения  индивидуальных потребностей и  адаптации к группе. Напротив, ограниченность  «свободного движения» ведет  к росту напряжения.

3. Внешний барьер: наличие  или отсутствие возможностей  выйти из неприятной ситуации. Напряжение или конфликт часто  ведут к тенденции покинуть  эту ситуацию. Если это возможно, сильное напряжение не будет  развиваться. Напротив, отсутствие  такой возможности провоцирует  развитие сильного напряжения  и конфликта.

4. Степень совпадения  или расхождения целей членов  группы. Левин отмечает, что в  групповом взаимодействии конфликты  зависят от степени, в которой  цели участников противоречат  друг другу, и от их готовности  учитывать точку зрения другого[9].

Т. Полозова, автор ряда работ по проблемам внутригрупповых отношений и конфликтов, считает, что конфликтообразующие факторы делятся на две категории:

«1) несовместимость индивидуально-прагматических намерений, характеризующая поверхностный слой эмоциональных непосредственных отношений в группе, и

2) противоречивость сложной  системы предметно-деятельностных взаимосвязей, характеризующая глубинные слои активности в группе».

Автором было выделено два вида внутригрупповых конфликтов:

- предметно-деловые,

- личностно-прагматические.

Чем выше уровень развития группы, чем реже личностно-прагматические интересы являются причиной конфликтов внутри группы. И напротив, наиболее частыми причинами конфликтов становятся предметно-деловые разногласия[10].

Робер М.-А. и Тильман Ф. в своей книге «Психология индивида и группы» классифицируют различные источники конфликтов, установив возможные зоны разногласий.

1. Личный конфликт. Источник  конфликта А – Б находится либо в А, либо в Б, или даже в А, с одной стороны, и в Б, с другой. Эта зона характеризуется личностным напряжением, вызывающим групповую напряженность и завершающимся перестройкой группы.

Пример: супружеский конфликт из-за чрезмерной зависимости одного из супругов.

2. Межличностный конфликт. В данном случае источник конфликта  кроется в отношениях между  двумя или несколькими членами  группы. В этом случае конфликт  коренится в жизни группы, групповой  динамике.

Пример: супружеский конфликт из-за эмоциональных трудностей на уровне пары.

3. Конфликты принадлежности.

а) А и Б образуют группу внутри какой-то большей группы. Трудности, существующие в этой большой группе, могут сказаться на конфликте А и Б.

Пример: трудности, причиной которых являются родственники (родители супругов, дети) отражаются на супружеской паре

б) А и Б образуют одну группу, в то время как Б составляет группу также с В. двойная принадлежность Б может вызвать конфликты в группе А – Б.

Пример: конфликт супружеской пары, вызванный отношениями или требованиями, связанными с профессией мужа.

4. Межгрупповой конфликт. А и Б составляют группу. Как группа они могут вступить в конфликт с другой группой, в которую не входит ни А, ни Б. Этот внешний конфликт может породить конфликт внутренний.

Пример: конфликт или напряженность между супругами могут быть вызваны затруднениями с предпринимателем, строившим дом по их заказу.

5. Социальный конфликт.  А и Б могут испытывать на себе последствия разного рода давлений (религиозных, моральных, культурных, административных, экономических) общества, в котором они живут. Возможно, А и Б могут подвергаться каждый разным давлениям (например: культурные различия) и вступить в конфликт.

Пример: во время экономического кризиса муж - безработный, а жена нашла работу. В результате экономического положения, причина которого находится вне семьи, но последствия которого влияют на супружескую пару, возникает напряженность.

Последствия конфликтов

Конфликт по существу – дисгармонизация межличностных или внутригрупповых отношений, но это не означает указание на исключительно разрушительные для жизнедеятельности малой группы последствия его протекания. Среди специалистов общепринято мнение, что конфликты могут носить как деструктивный, так и конструктивный характер.

Роль конфликта в развитии группы. Тот факт, что благодаря наличию внутригрупповых противоречий (а ведь именно противоречие и составляет суть конфликта) в значительной мере совершается развитие группы, переход ее на новый, более высокий уровень функционирования, дает основание говорить о вполне убедительном подтверждении конструктивной точки зрения на конфликт. О том же свидетельствуют данные зарубежных и отечественных исследований конфликта[15].

Робер М.-А и Тильман Ф. в книге «Психология индивида и группы» выделяют следующие последствия конфликтов в группе:

1. Образование подгрупп.

Пример: отношение между старым мастером и молодым инженером. Подгруппы молодых и людей более старшего возраста. Каждый создает свою сферу влияния. И в результате достигается почти полное равновесие.

2.  Удаление инакомыслящих  членов. Вынужденное или стихийное  удаление (бегство) одного или нескольких  членов, разобщенных или составляющих  незначительное меньшинство, также  может ослабить напряжение в  группе, возникшее в результате  конфликта между ее членами.

3. Выбор «козла отпущения». Конфликт может сопровождаться  агрессивной разрядкой напряжения  направленной на одного человека  или на меньшинство, которых считают  виновными в возникших трудностях.

4. Организационные изменения  в группе. В результате напряжения  в группе происходят:

4.1  Изменения групповой цели или фиксация общей цели.

Примеры: мобилизация сил одной группы против другой группы. Фиксация цели (особенно с надеждой на ее достижение) ослабляет напряжение, возникшее из-за внутренних распрей.

Разрешение конфликтов посредством новой формулировки целей подгруппы и личных обязанностей ее членов.

4.2  Изменение в плане действия, использование новых средств для достижения уже намеченной цели.

Примеры: если в случае конфликта предусматривается процедура обсуждения и средства, способствующие убеждению противника, то это уменьшает напряжение.

Предусматривается создание подкомиссии.

4.3 Реформы структур группы:

Примеры: централизация или децентрализация предстает как средство разрешения трудностей в группе.

5. Появление или смена  руководителя. Особым случаем изменения  или установления роли личности  в целях уменьшения напряжения  является смена руководителя: его  назначают или меняют.

6. Распад группы. Раскол  членов и ликвидация группы  является самым радикальным следствием  внутреннего напряжения. Это происходит  в том случае, когда силы распада  в период напряженности были  более активны, чем силы сплочения.

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТОВ

1) Формы завершения конфликта 

Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами, без помощи каких-то посторонних лиц, либо путем подключения третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны Х и У могут попытаться выйти из состояния конфликта. первый – насилие, второй – разъединение, третий – примирение.

  • Насилие – более слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны.
  • Разъединение – конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами (например, развод супругов).

 

  • Примирение – мирное улаживание разногласий может произойти «само собой», на основе молчаливого прекращения конфликтантами «военных действий» друг против друга. В этом случае конфликт утихает, но мир хрупок и ненадежен. В любой момент конфликт может вспыхнуть вновь, если кто-то даже ненароком сделает то, что другая сторона воспримет как недружелюбный акт.

Примирение достигается в результате переговоров, это главная и наиболее эффективная форма разрешения конфликта.

Завершение конфликта с помощью третьей стороны

Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.

  • Социальное давление – конфликтующая сторона оказывает его на другую, используя в качестве поддерживающей силы какие-то служебные инстанции и организации, печать, рекламу, общественное мнение и другие средства общественного воздействия.
  • Суд – третьей стороной выступает представитель общественной власти.
  • Арбитраж – роль третьей стороны доверяется лицу (или группе лиц), решению которой обе конфликтующие стороны добровольно обязуются подчиниться (так называемый «третейский суд»).
  • Медиация – позволяет сторонам самим решать конфликт с помощью переговоров. Задача посредника-медиатора заключается не в том, чтобы дать им готовое решение, которое они должны выполнять, а в том, чтобы помочь им договориться и прийти к соглашению.

2) Конструктивное разрешение  конфликта 

Основные стадии разрешения конфликта:

1. Признание наличия конфликта (вслух, открыто).

2. Договориться о процедуре  разрешения конфликта.

3. Описание конфликта.

4. Исследование возможных  вариантов решения (нельзя использовать  меньше 2-х вариантов).

5. Выбор приемлемого решения.

6. Воплощение решения  в жизнь (как можно быстрее).

7. Оценка принятого решения.

8. Закрепление принятого  решения в виде положительных  поощрений.

  • Приемы конструктивного разрешения конфликта:
  • конкретность (в споре обсуждать конкретное поведение по принципу «здесь и сейчас»);
  • вовлеченность;
  •   коммуникация;
  •   «честная игра».
  • Деструктивные приемы воздействия на партнера в конфликте:
  •    запугивание, угроза;
  •    унижение, оскорбление партнера;
  •    знаки превосходства;
  •    ссылка на свой авторитет или отрицание авторитета другого;
  •    общение по принципу «вообще»: навсегда данная точка зрения неверна;
  •    уклонение от обсуждения проблемы;
  •    лесть.

 

Заключение

 

Можно подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о малых группах в истории социальной психологии. Хотя три рассмотренных направления несоизмеримы (трудно сопоставлять значение теоретических посылок Морено и результатов левиновских исследований), каждое из них задало определенную линию в изучении малых групп. Но ни одно из них не предложило решений, которые бы позволили подойти к анализу малых групп с точки зрения специфического содержания групповой деятельности, нигде не была подчеркнута специфика малых групп как элементов общественной структуры (это относится даже к исследованиям Мэйо, в которых в принципе было предложено соотносить результаты процессов, происходящих в группе, с более широким внегрупповым контекстом). В исследованиях малых групп можно обнаружить и совершенно иные теоретические подходы (например, традиция изучения групповых процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точки зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве основополагающего принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений.

 

Поэтому, хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.
  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
  3. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений // Психологическая теория коллектива. М., 1979.
  4. Ярошевский М.Г. Психология XX столетия. М., 1974.
  5. Гришина В.Н.  Психология конфликта.
  6. Конфликтология: учебник. Аллахвердова О.В. и др.
  7. Кричевский Р.Л. и Дубовская Е.М. Психология малой группы.

 

 

 


Информация о работе Малые группы. Конфликты и их решения