Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:45, реферат
На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими – «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. «Мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» – очень плохо. «Маскулинность» – не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.
МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ
МАСКУЛИННОСТЬ И
ФЕМИНИННОСТЬ. А) совокупность телесных,
психических и поведенческих
признаков, отличающих среднестатистического
мужчину от женщины. Б) нормативные
представления и установки, какими
должны быть мужчины и женщины.
На первый взгляд
кажется, что эти слова вполне можно заменить
русскими – «мужественность» и «женственность».
Но русское слово «мужественность» обозначает
не столько совокупность мужских качеств,
сколько морально-психологическое свойство,
одинаково приветствуемое у обоих полов.
«Мужественная женщина» звучит хорошо,
а «женственный мужчина» – очень плохо.
«Маскулинность» – не столько мужественность,
сколько «мужчинность», мужеподобие, чего
ни одна женщина за комплимент не примет.
На этом примере видно, как сложно разграничить
описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного
(Б). Эта проблема существует и в науке,
где за описаниями часто скрываются предписания
и стереотипы массового сознания.
Попытки объективно
определить типичные мужские и женские
свойства и то, как создаются эти
различия, предпринимают разные науки.
Особенно важна в этом плане эволюционная
биология. Согласно теории В.А.Геодакяна,
процесс самовоспроизводства любой биологической
системы включает две противоположные
тенденции: наследственность – консервативный
фактор, стремящийся сохранить неизменными
у потомства все родительские признаки,
и изменчивость, благодаря которой возникают
новые признаки. Самки олицетворяют как
бы постоянную «память», а самцы – оперативную,
временную «память» вида. Поток информации
от среды, связанный с изменением внешних
условий, сначала воспринимают самцы,
которые теснее связаны с условиями внешней
среды. Лишь после отсеивания устойчивых
сдвигов от временных, случайных, генетическая
информация попадает внутрь защищенного
самцами устойчивого «инерционного ядра»
популяции, представленного самками. Поскольку
самцы филогенетически воплощают в себе
принцип изменчивости, все новые признаки
в развитии вида возникают сначала у самцов
и лишь затем передаются самкам, у которых,
напротив, сильнее представлены всякого
рода рудименты.
Таким образом, в
филогенезе мужской пол играет главную
роль в изменении, а женский –
в сохранении популяции. В онтогенезе,
наоборот, самцы более ригидны и
независимы от среды, тогда как самки более
изменчивы, пластичны и лучше поддаются
обучению. Норма реакции женских особей,
их адаптивность (пластичность) в онтогенезе
по всем признакам несколько шире, чем
мужских. Один и тот же вредный фактор
среды модифицирует фенотип самок, не
затрагивая их генотипа, тогда как у самцов
он разрушает не только фенотип, но и генотип.
Например, при наступлении ледникового
периода широкая норма реакции самок у
далеких наших предков позволяла им «делать»
гуще шерсть или толще подкожный жир и
выжить. Узкая норма реакции самцов этого
не позволяла, поэтому из них выживали
и передавали свои гены потомкам только
самые генотипически «лохматые» и «жирные».
С появлением культуры (огня, шубы, жилища)
наряду с ними выживали и добивались успеха
у самок еще и «изобретатели» этой культуры.
То есть культура (шуба) выполняет роль
фенотипа (шерсти).
Вследствие разной
нормы реакции у женщин выше обучаемость,
воспитуемость, конформность, а у мужчин
– находчивость, сообразительность, изобретательность
(поиск). Поэтому новые задачи, которые
решаются впервые, но их можно решить кое-как
(максимальные требования к новизне и
минимальные – к совершенству), лучше
решают мужчины, а знакомые задачи (минимум
новизны, максимум совершенства), наоборот,
– женщины.
Теория Геодакяна
привлекает логической стройностью, подтверждается
солидными биологическими данными и хорошо
объясняет некоторые факты естественного
полового отбора, например, повышенную
смертность самцов. Но выводить из нее
заключения относительно индивидуальных
гендерных свойств методологически рискованно.
Прежде всего половой диморфизм не совсем
одинаково проявляется у разных видов,
причем варьирует не только степень различий
между самцами и самками, но в некоторых
случаях и характер, направление этих
различий. Разные виды животных имеют
разные социальные и семейные структуры,
типы лидерства и т.д. Понимание филогенетических
функций полового диморфизма не отвечает
на вопрос, как именно и насколько резко
он проявляется в различных сферах жизнедеятельности.
Хотя биология констатирует наличие очень
глубоких половых различий на всех уровнях
развития и функционирования организма,
разделение всех его свойств на мужские
(маскулинные) и женские (фемининные) по
принципу «или-или» невозможно. Наряду
с альтернативными, взаимоисключающими
свойствами, существует множество свойств,
одинаково присущих обоим полам. Более
сложный онтогенез и более разнообразная,
индивидуализированная деятельность
увеличивают число индивидуальных вариаций
в психике и поведении, не укладывающихся
в рамки дихотомии «мужское» или «женское».
Кажется весьма заманчивым «вывести»
из биологии не только психофизиологические
различия между мужчинами и женщинами,
но и наличные формы общественного разделения
труда между ними. Однако социальные роли
распределяются в разных обществах не
одинаково, далеко не все психические
свойства мужчин и женщин зависят от их
половой принадлежности и даже там, где
такая детерминация определенно существует,
она опосредуется и существенно видоизменяется
условиями среды, воспитания, характером
жизнедеятельности и т.п. Наряду с такими
элементами полодиморфического поведения,
где сравнительное изучение человека
и животных допустимо и плодотворно, есть
сферы, где прямое сравнение затруднительно
или вовсе невозможно.
Так же осторожно
нужно относиться к интерпретации
мифологических источников. В большинстве
древних мифологий мужчина
Однако эти метафоры
– не отражение «реальных» мужских
и женских качеств, а одна из длинной
серии так называемых бинарных (двоичных)
оппозиций, с помощью которых архаическое
сознание пыталось упорядочить свой жизненный
мир: счастье – несчастье, жизнь – смерть,
чет – нечет, правое – левое, верх – низ,
небо – земля, день – ночь, солнце – луна,
светлое – темное, свое – чужое, старшее
– младшее и т.д. Наряду с поляризацией
мужского и женского начал, многие культуры
высоко ценят их слияние, совмещение в
одном лице (андрогиния, от греч. андрос
– мужчина и гине –женщина, совмещение
мужского и женского начал). Андрогиния
приписывалась многим богам и предкам
человека.
Степень поляризации
аскриптивных (приписываемых) гендерных
черт неодинакова в разных обществах.
Хотя маскулинность обычно ассоциируется
с инструментальностью (деловитость, прагматизм,
ориентация во-вне), независимостью и агрессивностью,
а фемининность – с экспрессивностью
(эмоциональность, чуткость и т.п.) и мягкостью,
разные культуры выглядят в этом отношении
неодинаково жесткими, позволяя антропологам
говорить о «маскулинных» и «фемининных»
культурах.
Голландский антрополог
Герт Хофстеде (1998) эмпирически сравнивал
типичные ценностные ориентации людей
в разных культурах по нескольким признакам,
включая маскулинность и фемининность.
Первичные ценностные ориентации маскулинных
культур отличаются высокой оценкой личных
достижений; высокий социальный статус
считается доказательством личной успешности;
ценится все большое, крупномасштабное;
детей учат восхищаться сильными; неудачников
избегают; демонстрация успеха считается
хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности;
дифференциация ролей в семье сильная;
люди много заботятся о самоуважении.
Первичные ценностные ориентации фемининных
культур, напротив, выдвигают на первый
план необходимость консенсуса; здесь
ценится забота о других; щадят чувства
других людей; четко выражена ориентация
на обслуживание; красивым считается маленькое;
присутствует симпатия к угнетенным; высоко
ценится скромность; мышление является
более интуитивным; ценится принадлежность
к какой-то общности, группе.
Но ценностные ориентации
культуры – не синоним индивидуальных
качеств мужчин и женщин. Многие
люди считают гендерные свойства однозначными,
неразрывно связанными с гендерной идентичностью:
если женщина пассивна и нежна, то она
будет таковой в любых ролях и ситуациях.
Но мужчины и женщины взаимодействуют
друг с другом не в вакууме, а в конкретных
социальных ролях, причем характер гендерной
дифференциации в разных сферах деятельности,
например, на производстве и в семье, сплошь
и рядом не совпадает.
Не менее важны
исторические условия. Считается, к
примеру, что потребность в социальном
успехе у женщин ниже, чем у мужчин,
и что современные «деловые женщины»
– явление совершенно новое, беспрецедентное.
Но может быть, дело не столько в
стремлении к достижению вообще, сколько
в специфических
Культурные стереотипы
маскулинности и фемининности различаются
не только по степени, но и по характеру
фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются
в терминах трудовой и общественной деятельности,
а женщины – в семейно-родственных терминах.
Такая избирательность предопределяет
направленность нашего внимания. Дело
не столько в том, что мальчик объективно
сильнее девочки (это бывает далеко не
всегда), сколько в том, что ось «сила –
слабость», занимающая центральное место
в образах маскулинности (мальчиков постоянно
оценивают по данному параметру), значительно
менее существенна в системе представлений
о женственности (девочек чаще оценивают
по их привлекательности или заботливости).
Разговоры об «истинной мужественности»
и «вечной женственности» только запутывают
вопрос, навязывая людям единообразие,
которого история никогда не знала.
Традиционные стереотипы
маскулинности и фемининности выражают
прежде всего мужскую точку зрения. Образы
«настоящей женщины» и «настоящего мужчины»
бессмысленны, потому что каждый из них
высвечивает какую-то одну ипостась. Кармен
персонифицирует страсть, но ее трудно
представить верной женой и заботливой
матерью. Шварценеггер персонифицирует
физическую силу и смелость, но никто не
ждет от его персонажей интеллектуальной
оригинальности и гражданского мужества
(тоже стереотипные мужские черты!), которые
так ярко демонстрировал академик А.Д.Сахаров.
Эти проблемы воспроизводятся
и в научной психологии. В 19 в.
маскулинные и фемининные черты считались
строго дихотомическими, взаимоисключающими,
а всякое отступление от норматива воспринималось
как патология или шаг в направлении к
ней (ученая женщина – «синий чулок»).
Затем жесткий нормативизм уступил место
идее континуума маскулинно-фемининных
свойств. На этой основе в 1930–1960-х годах
психологи сконструировали несколько
специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности
(М–Ф) умственных способностей, эмоций,
интересов и т.д. (тест Термана-Майлз; шкала
М–Ф Миннесотского личностного теста
– MMPI; шкала маскулинности Гилфорда и
др.). Все эти шкалы предполагали, что в
пределах некоторой нормы индивиды могут
различаться по степени М–Ф, но сами свойства
М–Ф представлялись альтернативными,
взаимоисключающими: высокая маскулинность
должна коррелировать с низкой фемининностью,
и обратно, причем для мужчины нормативна,
желательна высокая М, а для женщины –
Ф. В дальнейшем выяснилось, что далеко
не все психические свойства поляризуются
на «мужские» и «женские». Кроме того,
разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов
и т.д.) в принципе не совпадают друг с другом:
индивид, высоко маскулинный по одним
показателям, может быть весьма фемининным
по другим.
Новые, более совершенные
тесты рассматривают
Однако шкалы М
и Ф неоднозначны. Их измерения
соотносятся, с одной стороны, с
индивидуальными свойствами, а с
другой – с социальными гендерными
предписаниями, а это – совершенно разные
явления. Похоже на то, что существующие
тесты удовлетворительно измеряют и предсказывают
такие аспекты маскулинности/фемининности,
как инструментальность и экспрессивность,
но как эти свойства сочетаются с другими
чертами маскулинного и фемининного поведения
– неясно. Инструментальность (ориентация
на вещи, господство, субъектность) в противоположность
экспрессивности (ориентация на людей,
забота, общение) проявляется, в частности,
в интересах и требованиях, предъявляемых
людьми к своим занятиям. Мета-анализ шести
проведенных за последние 40 лет голландских
исследований, совокупным объектом которых
было свыше 14 000 мужчин и женщин, начиная
со старшего школьного возраста, показал
удивительную стабильность гендерных
различий в этом вопросе. То же продемонстрировал
и мета-анализ 242 американских выборок
(321,672 мужчин и мальчиков и 316,842 женщин
и девочек) с 1970 по 1998 год, исследовавших
гендерные различия в свойствах предпочитаемой
работы. Хотя разница в предпочтениях
мужчин и женщин невелика, она большей
частью совпадает с гендерными стереотипами.
В то же время многие свойства профессий
стали для женщин и девочек в 1980–1990-х годах
более важными, чем в 1970-х, что свидетельствует
о повышении уровня женских притязаний
по мере уменьшения гендерных барьеров.
Есть тут и свои
возрастные предпочтения. Ориентация
на андрогинию, стремление выйти за
пределы жесткой дихотомизации,
чаще встречается у более старших людей,
подростки же ориентируются преимущественно
на полярные образы «мужского» и «женского».
Хотя стереотипы маскулинности и фемининности
историчны и изменчивы, они отличаются
большой устойчивостью, заметно отставая
от сдвигов в реальной гендерной стратификации,
будь то общественное разделение труда
или ценностные ориентации.
Если от социальных
проблем перейти к индивидуально-психологическим,
вариаций окажется еще больше.