Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 20:11, реферат
Современные математические методы в психологии представляют собой большую и сложную систему знаний. Нельзя рассчитывать на то, что каждый психолог овладеет этими знаниями. Между тем математические методы необходимы психологу постоянно в его повседневной работе. Уместное, грамотное применение этих методов позволит практику и исследователю, проведя начальную обработку, получить общую картину того, что дают количественные результаты его исследований, оперативно проконтролировать ход исследований.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть математические основы измерений в психологии.
Введение
1. Шкалы в психологии
2. О параметрических и непараметрических методах
3. Генеральная совокупность и выборка
4. Задачи, с которыми чаще всего имеет дело психолог и применение для их решения матметодов
Заключение
Список использованной литературы
В примере, который был рассмотрен выше,
Выполнив все эти вычисления, психолог может представить информацию об изучении двигательной скорости с помощью примененной методики в 6-х классах. Согласно результатам изучения в 6-х классах получены: среднее арифметическое — 123; среднее квадратическое отклонение — 14,4; коэффициент вариативности — 11,7.
Далеко не все материалы,
получаемые в психологических
Вот пример. После диагностических испытаний уровня умственного развития учеников 6-го класса полученные данные были упорядочены, т.е. расположены в последовательности от меньшей величины к большей. Испытания проходили 18 учащихся (табл. 2).
Таблица 2
Учащиеся |
Баллы |
Ранги (R) |
Учащиеся |
Баллы |
Ранги (R) |
А |
25 |
1 |
К |
68 |
10 |
Б |
28 |
2 |
Л |
69 |
11,5 |
В |
39 |
4 |
М |
69 |
11,5 |
Г |
39 |
4 |
Н |
70 |
14,5 |
Д |
39 |
4 |
О |
70 |
14,5 |
Е |
45 |
6 |
П |
70 |
14,5 |
Ж |
50 |
7 |
Р |
70 |
14,5 |
3 |
52 |
8,5 |
С |
74 |
17,5 |
И |
52 |
8,5 |
Т |
74 |
17,5 |
Примечание. Буквами обозначены учащиеся, числами — полученные ими баллы по тесту.
Процедура ранжирования состоит в следующем. Все числа ряда в их последовательности получают по своим. порядковым местам присваиваемые им ранги. Если какие-нибудь числа повторяются, то всем повторяющимся числам присваивается один и тот же ранг — средний из общей суммы занятых ими ранговых мест. Так, числу 28 в изучаемом ряду присвоен ранг 2. Затем следуют трижды повторяющиеся числа 39. На них приходятся занятые ими ранговые места 3, 4, 5. Поэтому этим числам присваивается один и тот же средний ранг, в данном случае — 4. Поскольку места до 5-го включительно заняты, то следующее число получает ранг 6 и т.д.
При обработке ряда, не имеющего признаков нормального распределения — непараметрического ряда, — для величины, которая выражала бы его центральную тенденцию, более всего пригодна медиана, т.е. величина, расположенная в середине ряда. Ее определяют по срединному рангу по формуле Me = (п + 1)/2, где Me — означает медиану, п — как в ранее приводившихся формулах — число членов ряда. При нечетном числе членов ряда ранговая медиана — целое число, при нечетном число — с 0,5. Заметим, что числовое значение медианы может и не быть в составе самого обрабатываемого ряда.
Возьмем к примеру ряд в семь членов: 3—5—6—7—9—10—11.
Проранжировав его, имеем: 1—2—3—4—5—6—7.
Ранговая медиана в таком ряду равна: Me = (7 + 1)/2 = 4, этот ранг приходится на величину 7.
Возьмем ряд в восемь членов: 3—5—6—7—9—10—11—12.
Проранжировав его, имеем: 1—2—3—4—5—6—7—8.
Ранговая медиана в этом ряду равна: Me = (8 + 1)/2 = 4,5.
Этому рангу соответствует середина между двумя величинами, имеющими ранг 4 и ранг 5, т.е. между 7 и 9. Медиана этого ряда равна: Me = (7 + 9)/2 = 8.
Следует обратить внимание на то, что величины 8 в составе ряда нет, но таково значение медианы этого ряда.
Вернемся к изучаемому ряду. Он состоит из 18 членов. Его ранговая медиана равна: Me = (18 + 1)/2 = 9,5.
Она расположится между 9-й и 10-й величиной ряда. 9-я величина — 52, 10-я — 68. Медиана занимает срединное место между ними, следовательно, Me = (52 + 68)/2 = 60.
По обе стороны от этой величины находится по 50% величин ряда.
Характеристику распределения численностей в непараметрическом ряду можно получить из отношения его квартилей. Квартилью называется величина, отграничивающая 1/4 всех величин ряда. Квартиль первая — ее обозначение Q1 — вычисляется по формуле:
Это полусумма первого и последнего рангов первой — левой от медианы половины ряда;
квартиль третья, обозначаемая Q3 вычисляется по формуле:
т.е. как полусумма первого и последнего рангов второй, правой от медианы, половины ряда. Берутся порядковые значения рангов по их последовательности в ряду. В обрабатываемом ряду Q1 = (1+9)/2 = 5, Q3 = (10 + 18)/2 = 14.
Рангу 5 в этом ряду соответствует величина 39, а рангу 14 — 70. Следовательно, в данном ряду Q1 = 39, а Q3 = 70.
Для характеристики распределения
в непараметрическом ряду вычисляется
среднее квартильное
Рассмотрим подробнее пример, приведенный выше. Там речь шла об участниках некой конференции; в их числе были 3 англичанина, 2 датчанина, 5 немцев, 3 русских и 1 француз. Мода в данном ряду приходится на участников конференции — немцев. Число членов ряда равно — 13, а мода — Mo = 5.
Итак, для примера мы рассмотрели математические методы, применяющиеся для задач первого типа.
Заключение
Психологу в его повседневной практической и исследовательской работе приходится искать ответы на различные вопросы.
Использование математических методов в работе поможет сэкономить силы, средства и время и в конечном счете прийти к поставленной цели, либо доказав и подтвердив гипотезу автора, либо отказаться от нее. В том и другом случае прояснится дальнейший путь развития исследований, уточняющих и углубляющих разработку проблемы.
Дело, однако, не только в этом. Неточно спланированное исследование, сколько бы сил в него ни вложили, вряд ли продвинет вперед науку и поможет практике. Всегда останется сомнение в действенности его выводов. А это приведет к тому, что возникнет необходимость в новых, тождественных по целям исследованиях, станут вероятными противоречивые выводы.
Поэтому умение использовать на практике математические методы составляет важное и необходимое звено в профессиональной подготовке и надлежащей квалификации психолога.
Информация о работе Математические основы измерений в психологии