Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:49, курсовая работа
Медицинская психология изучает психологи¬ческие особенности пациентов в лечебно-диагнос¬тическом процессе.
Вот как видел медицинскую психологию в 1972 г. ведущий советский психиатр А. В. Снежневский: «Медицинская психология представляет собой от¬расль общей психологии, исследующую состояние и роль психической сферы в возникновении болез¬ней человека, особенностях их проявлений, течения, исхода и восстановления. Медицинская психология в своем исследовании пользуется принятыми в пси¬хологии описательными
1.Введение…………………………………………………………………… ...2
2.Задачи и отрасли медицинской психологии……………………………….4
3 Типы реагирования личности на болезнь………………………………......5
4 Психологические особенности личности медицинского работника……. 11
5. Психологические факторы влияющие на возникновение соматических заболеваний. …………………………………………………………………...13
6.Перечислите основные психологические заболевания. Объясните механизм их возникновения……………………………………………………………...14
7.Заключение…………………………………………………………………..16
8.Список литературы………………………………………………………….17
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Задачи и отрасли медицинской
психологии……………………………….4
3 Типы реагирования личности на болезнь………………………………......5
4 Психологические особенности
личности медицинского работника…….
11
5. Психологические факторы влияющие
на возникновение соматических
заболеваний. …………………………………………………………………...13
6.Перечислите основные психологические
заболевания. Объясните механизм их возникновения……………………………………………
7.Заключение………………………………………………
8.Список литературы……………………………………………………
Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов в лечебно-диагностическом процессе.
Вот как видел медицинскую психологию в 1972 г. ведущий советский психиатр А. В. Снежневский: «Медицинская психология представляет собой отрасль общей психологии, исследующую состояние и роль психической сферы в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, исхода и восстановления. Медицинская психология в своем исследовании пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами. Она, в свою очередь, содержит следующие отрасли: а) патопсихологию, изучающую психологическими методами расстройства психической деятельности; б) нейропсихологию, изучающую психологическими методами очаговые поражения головного мозга; в) деонтологию; г) психологические основы психогигиены — общей и специальной; д) психологические основы эрготерапии; е) психологические основы организации обслуживания больных в стационарах, амбулаториях, санаториях. Возможны и другие отрасли».
При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях присутствует терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии.
Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.
Во многих странах распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология понимается достаточно широко; в число ее задач включены диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль за эффективностью психокоррекции и психотерапии.
В России К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение и отвечает потребностям клиники — психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил, помимо клинической психологии, психогигиену .
Актуальность данной работы
является осуществление психологической
подготовки, включающей в себя усвоение
знаний по психологии с рассмотрением
вопросов, касающихся изучения личности,
общения, эмоций, возрастных аспектов
развития психики, а также формирование
психологических умений: устанавливать
психологический контакт с пациентом,
сопереживать, определять роль психического
фактора в этиопатогенетических
Задачи и отрасли медицинской психологии
Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процесса.
Задачи медицинской психологии:
1. психокоррекционная работа (психотерапия)
2. психогигиена
3. психологическая экспертиза, связанная
с социальной и трудовой реабилитацией
больных
С известной долей условности можно считать,
что медицинская психология является
совокупностью двух тесно взаимодействующих
блоков:
лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.
Отраслями медицинской психологии
являются отрасли связанные с психокоррекционной
работой: психогигиена, психофармакология,
Типы реагирования личности на болезнь
Психологами выделяются тринадцать типов психологического реагирования на заболевание. Типология реагирования на заболевание создана а.е.Личко и Н.Я.Ивановым на основе оценки влияния трех 41акторов: природы самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию в референтной для больного группе. Типы объединены по блокам. Первый блок включает типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация существенно не нарушается, гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы. Во второй и третий блок включаются типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием. При этим второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихической направленностью (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). Эмоционально-аффективная сфера отношений у больных с этими типами реагирования клинически проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы — «капитуляции» перед заболеванием и т.п. В третий блок входят типы реагирования с интерпсихической направленностью. Этот блок включает типы с таким сенсибилизированным отношением к болезни, которое в наибольшей степени зависит от преморбидных особенностей личности больных: сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический. Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования (Э.Б.Карпова).
Когнитивный включает знание о болезни, ее осознание, понимание ее роли и влияния на жизненное функционирование больного, предполагаемый прогноз; эмоциональный — ощущение и переживание болезни и всей ситуации, с ней связанной; поведенческий — связанные с болезнью реакции, способствующие адаптации или дезадаптации к ней и выработку определенной стратегии поведения в жизненных ситуациях в связи с болезнью (принятие роли больного, активная борьба с болезнью, игнорирование, пессимистические установки и пр.).
Далее будет приведено описание тринадцати типов психологического реагирования на заболевание по А.Е.Личко.
Гармоничный. Трезвая оценка своего, состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации — переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе — сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбу близких, своего дела.
При гармоничном типе психического
реагирования важным является реализм
в восприятии симптомов и понимании
тяжести заболевания. При этом пациент
должен опираться в своих реакциях
на известные науке (медицине) факты
о возможности излечения от конкретной
болезни, о происхождении симптомов
и пр. Активности человека противостоит
при дисгармоничных типах психического
реагирования пассивность, при которой
пациент как бы «вручает себя медицинскому
работнику», не прилагая собственных
усилий для оздоровления. Пациент
при пассивном отношении
Тревожный. Непрерывное беспокойство
и мнительность в отношении неблагоприятного
течения болезни, возможных осложнений,
неэффективности и даже опасности
лечения. Поиск новых способов лечения,
жажда дополнительной информации о
болезни, вероятных осложнениях, методах
терапии, непрерывный поиск «
Тревожный тип психического реагирования на заболевания является одним из типичных. Он базируется на появляющейся в связи с заболеванием и изменением обыденного течения жизни. Тревога проецируется в будущее и вызвана часто опасениями, что болезнь надолго и существенно изменит привычный стереотип жизни. Проявлением тревоги может быть повышенный интерес пациента к медицинской литературе, придирчивость к медицинскому персоналу, нацеленность на перепроверку получаемых от врачей сведений о его болезни.
Ипохондрический. Сосредоточение
на субъективных болезненных и иных
неприятных ощущениях. Стремление постоянно
рассказывать о них окружающим. На
их основе преувеличение действительных
и выискивание несуществующих болезней
и страданий. Преувеличение побочного
действия лекарств. Сочетание желания
лечиться и неверия в успех, требований
тщательного обследования и боязни
вреда и болезненности
Пациент с ипоходрическим типом реагирования склонен к эгоцентризму. Он не способен сдержаться при беседе с любым человеком и обращает внимание собеседника на необычность и тяжесть имеющихся болезненных признаков. Ипохондрик испытывает облегчение, если собеседник относится к нему участливо и сочувственно. Кроме того, при таком типе реагирования появляется склонность к детализации своего самочувствия при описании его врачам или иным слушателям. Мотивом подробного изложения собственных жалоб является страх упустить что-то важное, существенное для понимания специалистом его состояния и правильной диагностики. Негативную реакцию ипохондрика вызывает недоверие к его жалобам со стороны окружающих, их упреки в симуляции и преувеличении тяжести расстройства с целью извлечь из этого выгоду.
Меланхолический. Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
Меланхолический, или депрессивный тип реагирования на болезнь нередко обусловлен имеющейся у пациента негативной информацией о возможности излечения от недуга. Нередко, он встречается у медицинских работников в силу их разнообразных знаний, полученных в процессе обучения и практики. Нацеленность на худший исход, неспособность видеть и использовать механизмы саногенеза приводят к пессимистической оценке будущего, неверию в возможность излечения и суицидальным намерениям.
Апатический. Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
Апатический тип психического реагирования правильнее обозначить как гипопатический, поскольку истинного и полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии. У пациента пропадает интерес и активность в отношении всех сторон жизни за исключением здоровья. Собственно апатический, т.е. с утратой интереса ко всему встречается крайне редко.
Неврастенический. Поведение
по типу «раздражительной слабости». Вспышки
раздражения, особенно при болях, при
неприятных ощущениях, при неудачах
лечения, при неблагоприятных данных
обследования. Раздражение нередко
изливается на первого попавшегося
и завершается нередко