Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:49, курсовая работа
Медицинская психология изучает психологи¬ческие особенности пациентов в лечебно-диагнос¬тическом процессе.
Вот как видел медицинскую психологию в 1972 г. ведущий советский психиатр А. В. Снежневский: «Медицинская психология представляет собой от¬расль общей психологии, исследующую состояние и роль психической сферы в возникновении болез¬ней человека, особенностях их проявлений, течения, исхода и восстановления. Медицинская психология в своем исследовании пользуется принятыми в пси¬хологии описательными
1.Введение…………………………………………………………………… ...2
2.Задачи и отрасли медицинской психологии……………………………….4
3 Типы реагирования личности на болезнь………………………………......5
4 Психологические особенности личности медицинского работника……. 11
5. Психологические факторы влияющие на возникновение соматических заболеваний. …………………………………………………………………...13
6.Перечислите основные психологические заболевания. Объясните механизм их возникновения……………………………………………………………...14
7.Заключение…………………………………………………………………..16
8.Список литературы………………………………………………………….17
Неврастенический (правильнее
— астенический) тип реагирования
является наиболее распространенным и
неспецифическим ответом
Обсессивно-фобический. Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
При обсессивно-фобическом реагировании на болезнь доминирующими становятся навязчивые мысли, опасения и, особенно, ритуалы. Пациент становится суеверным. Он придает особое значение мелочам, которые превращаются для него в своеобразные символы (к примеру, расценивает шансы своего излечения в зависимости от того, в каком порядке войдут в его палату врач и медицинская сестра; от того, троллейбус какого маршрута подойдет к остановке раньше). Невротические ритуалы связаны с повышенной тревожностью пациента и направлены на защиту от них.
Сенситивный. Чрезмерная озабоченность
возможным неблагоприятным
Основой сенситивного отношения к болезни является рефлексивный стиль мышления, ориентация на мнение и оценку окружающих. В связи с этим существенным становится не собственные болезненные или неприятные ощущения вследствие болезни, а реакция на информацию о болезни со стороны референтной группы. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу или медицинской сестре («Зачем их отвлекать по пустякам») даже в случаях угрожающего для жизни состояния. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.
Эгоцентрический. «Уход в
болезнь», выставление напоказ близким
и окружающим своих страданий
и переживаний с целью
Эгоцентрический тип реагирования иногда обозначают истерическим, поскольку основным мотивом поведения человека становится привлечение к собственной персоне внимания окружающих. «Бегство в болезнь» нередко используется ими для упреков и шантажа окружающих. Жалобы описываются больными очень красочно и сопровождаются манерной жестикуляцией и выраженной мимикой. Эмоции пациента носят гротескный характер.
Эйфорический. Необоснованно
повышенное настроение, нередко наигранное.
Пренебрежение, легкомысленное отношение
к болезни и лечению. Надежда
на то, что «само собой все обойдется»
Эйфорический тип отражает беспечность человека в отношении собственного здоровья. Он становится наигранно весел, болтлив, суетлив. Подобное реагирование может носить защитный характер или отражать характерологические особенности.
Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».
Непризнание себя больным и отрицание наличия у себя симптомов болезни (анозогнозия) встречаются довольно часто. Они могут отражать внутреннее неприятие статуса больного, нежелание считаться с реальным положением вещей. С другой стороны, они могут отражать заблуждение человека по поводу значимости признаков болезни. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.
Эргопатический. «Уход о болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследования так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.
Паранойяльный. Уверенность
в том, что болезнь является результатом
чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность
к лекарствам и процедурам. Стремление
приписывать возможные
Паранойяльный (в данном контексте — бредоподобный) тип реагирования отражает мировоззренческую позицию заболевшего, усматривающего тайный смысл его болезни и причин ее возникновения. Он возникает преимущественно на базе личностных особенностей
Психологические особенности личности медицинского работника
Л. А. Лещинский (1987) выделяет для врачей-терапевтов следующие профессионально важные качества: увлеченность своей специальностью, активный гуманизм независимо от наличия антипатии, желание делать добро, чувство долга, способность к состраданию, доброта и любовь к людям; умение вызывать доверие у пациентов, готовность облегчить страдания, выдержка, терпимость по отношению к пациентам, коммуникативность, готовность к самопожертвованию, деловой педантизм, ответственность за результаты лечения, желание самосовершенствоваться в профессии, самокритика, умение помещать в центр своего сознания пациентов, развитое восприятие («клинический нюх», «клинический глаз»), устойчивая эмоциональная сфера, способность не поддаваться панике, опрятность, высокая психологическая культура, деликатность и тактичность по отношению к больным, оптимизм, способность подавлять в себе чувство брезгливости у постели больного.
По данным А. М. Василькова и С. С. Иванова (1997), устойчивая мотивация к профессии военного врача наблюдается у курсантов, имеющих социальную интровертированность, склонность к личностным социально одобряемым достижениям и ригидности установок, а также отсутствие предрасположенности к демонстративному типу поведения и неискренности.
В. Дуброва и И. В. Малкина (2003) показали, что студенты-медики включают в представление об «идеальном» враче следующие характеристики: уравновешенность, умение контролировать эмоции, жизнерадостность и оптимизм, спокойствие, дисциплинированность, силу воли, уверенность в себе, автономность, интернальный локус контроля, способность к рефлексии, гибкий и острый ум, психологическую компетентность, желание сотрудничать с больным и, конечно, эрудированность и теоретические знания. По мнению некоторых из них, идеальный врач должен быть мужчиной, аккуратным, с привлекательной внешностью и приятными манерами.
Было выявлено, что хирурги и реаниматоры обладают высокой сензитивностью, напряженностью, ригидностью, эмоциональной стабильностью и высоким самоконтролем.
По данным Е. Б. Одерышевой (2000), психологический портрет врача-терапевта и врача-хирурга включает следующие качества: общительность, эмоциональную стабильность, высокую социальную нормативность поведения, высокий внутренний самоконтроль. В обобщенном психологическом портрете врача-хирурга выделены те же характеристики, но в значительно большей степени. Кроме того, для врачей-хирургов характерной была социальная смелость.
Особенности эмоциональной сферы медицинских работников. Медицина — та сфера деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии .Полагают, что высокая эмпатийность врача помогает лучше прочувствовать состояние пациента Наряду с этим, как отмечала М. А. Юровская (1925), врача характеризует способность легко преодолевать неприятные впечатления.
Нельзя не учитывать и того, что медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от больного, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят эмоциональное перегорание и даже невротические срывы .Кстати, показано, что у двух третей врачей и медицинских сестер реанимационного отделения наблюдается эмоциональное истощение как один из симптомов эмоционального выгорания. В другой работе выявлено, что эмоциональное выгорание сильнее выражено у врачей-кардиологов, чем у врачей-онкологов и стоматологов .Это объясняется тем, что кардиологи чаще находятся в экстремальных ситуациях.
Отсюда требования, предъявляемые
к эмоциональной сфере
Психологические факторы, влияющие на возникновение соматических заболеваний.
Психосоматика – направление в психологии, исследующее влияние психических факторов на возникновение различных соматических заболеваний (тоже, что медицина психосоматическая).
В психологии описано семь основных источников эмоционально обусловленных заболеваний:
Первый источник – это внутренний конфликт, конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке. Единоборство между которыми приводит к разрушению одной из них
Вторая причина – мотивация (или условная выгода). Это серьезная причина, потому что симптом несет условную выгоду для пациента.
Третий- возможный источник эмоционально обусловленных заболеваний, это эффект внушения (эффект внушения другим лицом).
Четвертый источник – это «элементы органической речи». Болезнь – может быть физическим воплощением фразы
Пятая причина, это идентификация, т.е. попытка быть похожим на кого-то (например, на какой-то идеал, кумира), и человек пытается быть похожим на него. Но постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела. Живя все время в другой «ауре», он в конце концов начинает от этого страдать.
Шестой источник – самонаказание. Если человек совершает его с точки зрения неблаговидный поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию.
Седьмая причина, самая серьезная – болезненный, травматический опыт прошлого.
Перечислите основные психологические заболевания. Объясните механизм их возникновения.
Психосомати́ческие заболева́ния — группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Причинами возникновения психосоматических заболеваний могут стать стресс, шоковое состояние, вызванное психологической травмой, затянувшиеся конфликты, эмоциональное напряжение, переживания, хроническая усталость и многое другое. В этом состоянии нарушается гормональный баланс, что приводит к сбою механизма нервно-гуморальной регуляции всех процессов организма. Выброс повышенных доз одних гормонов и снижения выделения других меняют цепочку биохимических процессов, разрушая ткани и органы и изменяя нормальное течение физиологических процессов как правило, это психические травмы раннего периода детства.
Механизм возникновения
психосоматических заболеваний
Психосоматические
Механизм возникновения
психосоматических заболевания
рассматривают также как
В данной работе рассмотрели психосоматическую медицину, которая позволяет справиться со многими заболеваниями, воздействуя напрямую на источник возникновения проблемы. Данная наука изучает влияние духа и психики на тело, учитывает последние исследования в области психонейроиммунологии (*наука о взаимодействии нервной, иммунной и эндокринной систем), уделяет значительное внимание человеческим отношениям, в том числе, между врачом и пациентом. Психосоматическая терапия приводит к исчезновению страха перед болезнью, глубокому пониманию функции симптомов и быстрому освобождению от них. Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.