Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 05:40, курсовая работа
Цель данной работы: рассмотреть механизмы управления массовым сознанием и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть механизмы психологического воздействия, их понятия и особенности.
Рассмотреть влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение.
Введение
Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Конечно, изменилось общество, изменились и цели и формы и даже масштабы влияния - сегодня психологическое влияние вездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.
Психологическое воздействие
получает признание как занимающее
особое место в системе
Каждый человек ежедневно
(осознанно или неосознанно) в
той или иной степени влияет на
окружающих и сам является объектом
многостороннего влияния. Всю историю
психологической мысли можно
трактовать как историю поисков
ответа на вопрос о сущности, природе,
критериях эффективности
Высокая теоретическая и практическая значимость проблемы психологического воздействия привела к изучению различных ее аспектов (общих и частных) значительным числом отечественных и зарубежных исследователей [3, 98].
Цель данной работы: рассмотреть механизмы управления массовым сознанием и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Глава 1. Механизмы психологического воздействия, их понятие и особенности
Термин «внушение», заимствованный
из обыденной жизни и введенный
первоначально в круг врачебной
специальности под видом
Внушение – это воздействие
одного человека на другого, частично
или полностью неосознаваемое. Внушение
– подача информации, воспринимаемая
без критической оценки и оказывающая
влияние на течение нервно – психических
воздействий. Путём внушения могут
вызываться ощущения, представления, эмоциональные
состояния и волевые
Социально-психологический аспект явлений внушения В.Н. Куликов усматривает в связи со следующими его особенностями. Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывает внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения. В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:
- содействует формированию
общественной психологии людей,
- направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них [15].
Так же выделяют следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:
- психофизиологическое
- низкий уровень
- дефицит времени для принятия решения [8, 312].
Внушение как средство воздействия на психику реализуется только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий ему возможность воспринимать внушающие влияния и отражать их.
Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия [15].
Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.
В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.
Существуют следующие понятия о природе убеждения:
а) убеждения — элемент
системы представлений и
б) убеждения — процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение установок под влиянием жизненного опыта;
в) убеждения — способ
сознательного и
Если результатом внушения является автоматическое поведение, то результатом убеждения является осознанное действие.
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Для того чтобы убеждения как метод воздействия были наиболее эффективными, они должны отвечать следующим требованиям:
1. Содержание и форма
убеждений должны
2. Убеждения должны строиться
с учетом индивидуально-
3. Убеждения должны быть
последовательны, логичны,
4. Убеждения должны содержать
как обобщенные положения (
5. Убеждая других, человек
сам должен быть глубоко
Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
Существует два способа убеждения: прямой и косвенный.
Прямой способ убеждения
– убеждение, имеющее место, когда
заинтересованная аудитория сосредотачивает
все внимание на благоприятных аргументах.
Убеждению лучше всего
Косвенный способ убеждения
– убеждение, имеющее место в
том случае, когда на людей влияют
случайные факторы, и когда не
нужно апеллировать к разуму. Этот
способ воздействия использует намеки,
которые склоняют к одобрению
без раздумий. Вместо четкой информации
о товаре реклама сигарет просто
связывает данный товар с представлениями
о красоте и удовольствии или
просто с красивой картинкой. Даже у
аналитических натур
Таким образом, убеждая человека,
необходимо добиться того, чтобы он
не только делал, как ему рекомендуют,
но чтобы он захотел так сделать.
Следовательно, цель убеждающего воздействия
– это превратить свое желание
в его желание. Для того чтобы
партнер по общению захотел сделать
так, как его убеждают необходимо
сначала достичь с ним
1.2 Заражение и подражание как
важные механизмы
Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории к заражению используется массовыми коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с целью одновременного приведения к определенным действиям большой массы людей.
Механизмы психического заражения уходят в глубины человеческой истории: ритуальные танцы членов первобытной общины. Целые народы могут быть подвержены массовым психозам — от спортивного массового азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм).
К психическому заражению предрасполагают примитивность, неразвитость личности. Люди, не способные разобраться в происходящем и принять самостоятельное решение, невольно ориентируются на действия окружающих.
Заражение характеризуется
бессознательной
Эффект психологического
заражения зависит от однородности
группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального
статуса, степени взаимного доверия,
а следовательно, и взаимной внушаемости.
В то же время надо признать, что
особая роль в осуществлении
Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом, передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать на свою речь в нужном ему направлении. В этом - сопереживание оратора и слушателей, в этом надёжная связь между ними, лучшее усвоение информации слушателями.