Механизмы психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть механизмы управления массовым сознанием и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть механизмы психологического воздействия, их понятия и особенности.
Рассмотреть влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современный человек живет  в постоянно развивающемся и  всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Конечно, изменилось общество, изменились и цели и формы и даже масштабы влияния - сегодня психологическое влияние вездесуще. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Психологическое воздействие  получает признание как занимающее особое место в системе психологических  знаний и поиске надежных средств  и методов управления психическими явлениями. От психологического воздействия  требуют не объяснений, а действий, оптимизирующих ситуацию[4, 45].

Каждый человек ежедневно (осознанно или неосознанно) в  той или иной степени влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния. Всю историю  психологической мысли можно  трактовать как историю поисков  ответа на вопрос о сущности, природе, критериях эффективности психологического воздействия, как развитие взглядов и подходов к объяснению закономерностей  и механизмов функционирования данного  явления, а также объективных  и субъективных условий и факторов, определяющих эффективность самого процесса. В качестве ключевых направлений  психологического исследования, которые  в истории психологии пытались брать  на себя лидерство в разработке проблемы психологического воздействия, можно  назвать: психологию познания людьми друг друга, психологию личности, психологию общения, психологию малых групп  и коллективов.

Высокая теоретическая и  практическая значимость проблемы психологического воздействия привела к изучению различных ее аспектов (общих и  частных) значительным числом отечественных  и зарубежных исследователей [3, 98].

Цель данной работы: рассмотреть  механизмы управления массовым сознанием  и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    1. Рассмотреть механизмы психологического воздействия, их понятия и особенности.
    2. Рассмотреть влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение.

 

Глава 1. Механизмы психологического воздействия, их понятие и особенности

 

    1. Изучение убеждения и внушения в психологии

 

Термин «внушение», заимствованный из обыденной жизни и введенный  первоначально в круг врачебной  специальности под видом гипнотического или постгипнотического внушения, в  настоящее время вместе с более  близким изучением предмета получил  более широкое значение. Дело в  том, что действие внушения ничуть не связывается обязательным образом  с особым состоянием душевной деятельности, известным под названием гипноза, как то доказывают случаи осуществления  внушения, производимого в бодрственном состоянии. Более того - внушение, понимаемое в широком смысле слова, является одним из способов взаимодействия одного лица на другое даже при обыденных условиях жизни. В виду этого внушение служит важным фактором нашей общественной жизни и должно быть предметом изучения не одних только врачей, но и всех вообще лиц, изучающих условия общественной жизни и законы ее проявления. Здесь, во всяком случае, открывается одна из важных страниц общественной психологии, которая представляет собою обширное и мало еще разработанное поле научных исследований [12, 130].

Внушение – это воздействие  одного человека на другого, частично или полностью неосознаваемое. Внушение – подача информации, воспринимаемая без критической оценки и оказывающая  влияние на течение нервно – психических  воздействий. Путём внушения могут  вызываться ощущения, представления, эмоциональные  состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие  на вегетативные функции без активного  участия, без логической переработки  воспринимаемого. Внушение является компонентом  обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению [13, 205]. Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания и сообщения. Например, человеку нельзя что – либо внушить на незнакомом ему языке. Часто, если один человек  заявляет, что в помещении холодно, то и другие лица, находящиеся в  этом помещении, начинают чувствовать, что им тоже холодно. Упоминание о  вкусной пище вызывает усиленное  выделение слюны. Слово может  вызвать у человека не только такие  относительно простые, но и сложные  эмоциональные реакции. Радостное  известие заставляет чаще биться наше сердце, учащает дыхание, вызывает улыбку.

Социально-психологический  аспект явлений внушения В.Н. Куликов  усматривает в связи со следующими его особенностями. Во-первых, содержание внушения, в конечном счёте, всегда социально детерминировано, т. к. оно определяется идеологией, моралью, политикой того общества, чьи интересы и цели защищает источник суггестивной (внушаемой) информации. Во-вторых, процесс внушения представляет собой взаимодействие членов суггестивной пары, в роли которых выступают социальные общности и составляющие их личности. В-третьих, ход и исход процесса внушения зависит от того, кто оказывает внушающее воздействие, а также от тех влияний, которые они испытывают со стороны своего социального окружения. В настоящее время внушение является составной частью нормального человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:

- содействует формированию  общественной психологии людей,  внедрению в сознание сходных  взглядов и убеждений, мнений  и оценок, норм деятельности и  поведения;

- направляет и регулирует  активность личности, побуждая к  одним делам и поступкам или  удерживая от них [15].

Так же выделяют следующие  ситуативные факторы, влияющие на повышение  индивидуальной внушаемости:

- психофизиологическое состояние  субъекта (покой, релаксация, а также  сильное эмоциональное возбуждение,  стресс и т. д.);

- низкий уровень осведомлённости  в обсуждаемом вопросе или  выполняемом виде деятельности;

- дефицит времени для  принятия решения [8, 312].

Внушение как средство воздействия на психику реализуется  только в силу того, что у человека есть определённый механизм, предоставляющий  ему возможность воспринимать внушающие  влияния и отражать их.

Внушение по общему признанию  является одним из самых действенных  методов психологического воздействия [15].

Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных  по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и  последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации  мировоззрения, а значит, и мотивационной  основы поведения.

В отличие от внушения убеждение  основано на осмысленном принятии человеком  каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.

Существуют следующие  понятия о природе убеждения:

а) убеждения — элемент  системы представлений и взглядов человека, неотделимые от его опыта;

б) убеждения — процесс  освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение  установок под влиянием жизненного опыта;

в) убеждения — способ сознательного и организованного  идеологического и социально-психологического воздействия на психику человека [2, 168].

Если результатом внушения является автоматическое поведение, то результатом убеждения является осознанное действие.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического  мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения  должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Для того чтобы убеждения как метод  воздействия были наиболее эффективными, они должны отвечать следующим требованиям:

1. Содержание и форма  убеждений должны соответствовать  уровню возрастного развития  личности.

2. Убеждения должны строиться  с учетом индивидуально-психологических  особенностей личности.

3. Убеждения должны быть  последовательны, логичны, максимально  доказательны.

4. Убеждения должны содержать  как обобщенные положения (принципы  и правила), так и конкретные  факты — примеры.

5. Убеждая других, человек  сам должен быть глубоко убежден.

Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить  эффект убеждения.

Существует два способа  убеждения: прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения  – убеждение, имеющее место, когда  заинтересованная аудитория сосредотачивает  все внимание на благоприятных аргументах. Убеждению лучше всего поддаются  люди с аналитическим складом  ума. Они полагаются не просто на привлекательность  убеждающих обращений, но также и  на свою когнитивную реакцию. Убедительны  при этом не только сами аргументы, но и стимулируемые ими размышления. И когда эти размышления достаточно глубоки, любая вновь воспринятая  установка имеет больше шансов выдержать  атаки возражений и повлиять на дальнейшее поведение.

Косвенный способ убеждения  – убеждение, имеющее место в  том случае, когда на людей влияют случайные факторы, и когда не нужно апеллировать к разуму. Этот способ воздействия использует намеки, которые склоняют к одобрению  без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама сигарет просто связывает данный товар с представлениями  о красоте и удовольствии или  просто с красивой картинкой. Даже у  аналитических натур предварительное  мнение иногда формируется на основе косвенного убеждения, что говорит  о том, что оба способа в  большей или меньшей степени  воздействуют на всю аудиторию.

Таким образом, убеждая человека, необходимо добиться того, чтобы он не только делал, как ему рекомендуют, но чтобы он захотел так сделать. Следовательно, цель убеждающего воздействия  – это превратить свое желание  в его желание. Для того чтобы  партнер по общению захотел сделать  так, как его убеждают необходимо сначала достичь с ним взаимопонимания. Надо сначала чтобы он понял, в  чем его хотят убедить, что  от него требуется, только тогда и  создаются необходимые основы для  принятия сказанного. Поэтому первым, начальным этапом убеждения должно стать достижение понимания [20].

 

1.2 Заражение и подражание как  важные механизмы психологического  воздействия

 

Заражение возникает как  следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. Способность массовой аудитории  к заражению используется массовыми  коммуникациями посредством определенным образом переданной информации с  целью одновременного приведения к  определенным действиям большой  массы людей.

Механизмы психического заражения  уходят в глубины человеческой истории: ритуальные танцы членов первобытной  общины. Целые народы могут быть подвержены массовым психозам — от спортивного массового азарта или  религиозного экстаза до политически  окрашенного психоза (национализм  или фашизм).

К психическому заражению  предрасполагают примитивность, неразвитость личности. Люди, не способные разобраться  в происходящем и принять самостоятельное  решение, невольно ориентируются на действия окружающих.

Заражение характеризуется  бессознательной подверженностью  индивида определенному психическому состоянию. Эмоциональное воздействие  заражения сводится к эффекту  многократного взаимного накала страстей. При первых взрывах своего красноречия оратор передает каждому  из слушателей половину своего волнения. Каждый из слушателей выразит это  рукоплесканиями, усиленными в десятки  раз. Таков механизм психического заражения  на концертах популярных рок-групп. Заражение способствует сплочению  масс [19].

Эффект психологического заражения зависит от однородности группы, ее единства, сплоченности, интеллектуального  статуса, степени взаимного доверия, а следовательно, и взаимной внушаемости. В то же время надо признать, что  особая роль в осуществлении психологического заражения принадлежит субъекту воздействия, особенно его эмоциональности, воли, коммуникативным умениям, артистизму и внешним данным.

Оратор, обладая большим  речевым эмоциональным зарядом, передаёт своё психическое настроение аудитории, заставляя её реагировать  на свою речь в нужном ему направлении. В этом - сопереживание оратора  и слушателей, в этом надёжная связь  между ними, лучшее усвоение информации слушателями.

Информация о работе Механизмы психологического воздействия