Механизмы психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть механизмы управления массовым сознанием и поведением (убеждение, заражение, подражание и внушение).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть механизмы психологического воздействия, их понятия и особенности.
Рассмотреть влияние механизмов психики на массовое сознание и поведение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Заражение играет важную роль в различных социально-психологических  феноменах. Особенно велика роль заражения  для возникновения "психических  эпидемий" среди больших групп  населения. К ним можно отнести  повальное увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоций определяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль в  общественной жизни. Умелое использование  психического заражения - важнейший  компонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя [18].

Заражение - не только асоциальный  механизм. В качестве положительного примера может служить заражение  личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф  и т.д.

Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призыв партийного вожака, направляющего  действия больших масс людей, учителя, увлекающего своих учеников.

Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая  сплоченность уже есть, и компенсация  недостаточной сплоченности [5,316].

Подражание - это воспроизводство  одним человеком определенных образцов поведения другого. Подражание также  относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового  поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных  видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих  черт с уже рассмотренными явлениями  заражения и внушения, однако его  специфика состоит в том, что  здесь осуществляется не простое  принятие внешних черт поведения  другого человека или массовых психических  состояний, но воспроизведение индивидом  черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальные конфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможными направлениями  подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда  человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов  подражания: логическое и нелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому [11, 18].

Существуют различные  теории о природе подражания:

1. Инстинктивная (теория Фрейда, по которой человек подобен биологическому индивиду и подражает бессознательно, подобно стадным животным).

2. Предрасположенность человека  к внешнему воздействию влияет  на бессознательное подражание  (теория Михайловского).

3. Подражание — сложное социально-психологическое явление, которое выражается не только в слепом копировании чужих образцов, но и в творческом воссоздании своего образца (теория Агальцова).

Подражание является средством  приобщения индивида к системе групповых  ценностей, средством взаимного  понимания. Под влиянием подражания формируются идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения, мода. Моду называют двигателем торговли, поскольку ее изменчивость вызывает конкуренцию  предпринимателей, которые вынуждены  ради своего успеха производить товары не лучше и дешевле, а в ином, измененном виде.

Сформулированы следующие  законы массового подражания:

- внутренние образцы вызывают  подражание раньше, чем внешние;

- низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру, дворянство - королевскому двору и т.д.) [19].

Все упомянутые механизмы  воздействия на членов стихийной  группы, конечно, не являются односторонними. Всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее  воздействию, причем его интенсивность  зависит от степени критичности  личностей, составляющих стихийную  группу.

Выделяют три способа  подражания:

— когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;

— когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает  или ослабляет сдерживаемое поведение;

— когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.

Отличие внушения от подражания состоит в том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной  выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь  эффект образа - основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет  слово.

Подражание выступает  как частный случай более общего «мирового закона повторения». Если в животном мире этот закон реализуется  через наследственность, то в человеческом обществе - через подражание. Оно  выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти  открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь  осваиваются путем подражания [18].

психологический воздействие массовый поведение

 

Глава 2. Влияние механизмов психики  на массовое сознание и поведение

 

2.1 Убеждение и внушение как  приемы психологического воздействия  СМИ на массовую аудиторию

 

Проблема социально-психологического влияния особенно актуальна именно теперь, когда доступ к СМИ неограничен  ни со стороны субъекта, стремящегося повлиять (причем зачастую в целях  собственной выгоды) на людей, ни со стороны объектов, на которых это  влияние направлено.

В психологии различают направленное и ненаправленное влияние. В данной курсовой работе рассмотрим первый вид  влияния, а именно - направленное, при котором субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. К механизмам направленного влияния относят внушение и убеждение, которые являются достаточно действенными в условиях современной экономической и политической ситуации. Такие способы существуют с незапамятных лет и используются в СМИ вероятно с первого дня их существования. В наши дни СМИ все более и более становятся не только средством связи, обеспечивающим доступ людей к информации, к различным уровням контактов и общения, но и приобретают черты мощнейшего инструмента формирования сознания, чувств, вкусов, мнений огромных аудиторий людей. В многочисленных социологических исследованиях постулируется идея о том, что СМИ являются «манипуляторами сознания». Внушение и убеждение являются разновидностями такой манипуляции. Рассмотрим особенности этих механизмов и их использование в СМИ более подробно [6, 152].

Внушение (суггестия) как метод социально-психологического влияния представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на отдельного человека или группу. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Внушение достигается  различного рода вербальными и невербальными  средствами - словами, интонацией, мимикой, жестами, действиями суггестора.

Также следует отметить, что  разнообразные телепередачи, новости, документальные и художественные фильмы, ток-шоу несут в себе внушающее  воздействие на нашу психику. Эти  же источники внушения, а именно реклама, новости, интервью, используются и радио и печатью, однако внушающее  воздействие такого рода является менее  эффективным, чем телевизионное  внушение.

Механизм внушения сегодня  широко используется всеми СМИ. Американские психологи сформулировали «технологические»  требования по практическому осуществлению  внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых  большинством специалистов, использующих манипулятивные технологии, сводится к следующим основным положениям:

1. Считается доказанным, что  внушение признается сознанием,  если внушаемое совпадает с  психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми суггерендом. При этом биологические причины, порождающие психические напряжения, главенствуют над социальными.

2. Принятие сознанием внушающего  воздействия оказывается более  вероятным, если его содержание  согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. При этом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие им внушающего воздействия.

3. Вероятность принятия  внушающего воздействия заметно  повышается, если источник информации  ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, а также за счет достаточно высокого социального статуса, личностного обаяния, экспертности.

4. Эффект внушающего воздействия  регулярно возрастает, если императивное  предоставление информации подкрепляется  логическим доводом в его пользу [17].

Следуя вышеуказанным  принципам, СМИ, несомненно, воздействует на нашу психику, используя разнообразные  приемы и формы внушения.

Таким образом, сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей  внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут  контролировать направленное на них  воздействие и, соответственно, оказываются  бессильными перед подобными  внушениями.

Следующим механизмом направленного  влияния является убеждение. Убеждение представляет собой способ целенаправленного воздействия посредством логической аргументации. Процесс убеждения направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение самой личности. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом воздействия убеждающего сообщения, его анализ и оценка. Убеждение, в отличие от внушения, направлено на достижение согласия человека путем логического обоснования, на основании которого человек должен сам прийти к определенному выводу. Убеждение как способ воздействия наиболее эффективно в том случае, когда адресат заинтересован в получении полной и подробной информации и настроен на ее критический анализ. Таким образом, убеждение является преимущественно интеллектуальным влиянием.

Что же касается СМИ как  каналов убеждения, то их влияние  может оказаться эффективным  при обсуждении не очень важных тем, или малоизвестной информации.

Эффективность убеждающего  воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые  использует субъект для достижения своей цели. Вместе с тем факторы, от которых зависит результативность убеждения, не исчерпываются особенностями  аргументации. Американский психолог Д. Майерс предлагает рассматривать  четыре слагаемых убеждения: кто, кого, каким способом и в чем убеждает. Эффективность воздействия, таким  образом, зависит от особенностей убеждающего  субъекта, от содержания и формы  убеждающего сообщения, способа  его передачи, а также от особенностей аудитории, которой оно адресовано [9,238].

Для убеждения СМИ используют следующие техники:

1. Техника привлечения «лидеров мнений», т.е. компетентных людей в различных областях. Техника активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения.

2. Апелляция к конкретным фактам и документации. Данная техника основана на особенности психологии человека, заключающейся в том, что простой обыватель склонен больше верить конкретным цифрам и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.

Следует отметить, что методы убеждения и внушения не исчерпывают  весь арсенал способов и приемов  психологического воздействия, но в  их эффективности не приходится сомневаться.

Таким образом, все СМИ  активно используют механизмы и  внушения и убеждения. И даже, когда, кажется, что наш выбор исключительно  свободен и сделан по собственной  воле, это, к сожалению, не всегда оказывается  правдой. И защититься мы от этого  не можем, так как СМИ стали  неотъемлемой частью нашей жизни [16].

 

2.2 Подражание и заражение в  обществе как веяния моды

 

Модная одежда разоблачает  потайные мысли, – утверждают теоретики  моды, пытающиеся разрешить противоречие между одеждой и модой, заключающееся, по их мнению, в том, что одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая  как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания.

Проблема изучения особенностей воздействия моды посредством подражания имеет глубокие научные корни. Г. Спенсер и Г. Тард – основоположники популярного сведения моды к подражательному процессу.

Г. Спенсер отмечал, что  «мода по своей природе представляется явлением подражательным. Подражание обусловлено различными мотивами. Оно  может явиться под влиянием уважения к тому, который возбуждает подражание, или желанием высказать, что находится  с ним на равной ноге».

Г. Тард считал «верховным законом подражания» его стремление к бесконечному распространению; а его результатом (в контексте анализа поведения народов) автор видел моду: «...когда данный народ ослепляет других своим блеском, последние начинают ему подражать. Это-то распространение подражания за пределы данной национальности, которое я назвал модою, составляет, в сущности, не что иное, как перенесение закона, управляющего сословными отношениями, в область международную» [11, 98].

Однако правильнее рассматривать  подражание не как сторону моды, а как механизм моды.

Механизм подражания заключается  в воспроизведении одним субъектом  поведения другого. На языке моды это выражается в том, что один человек стремится носить такую  же модель одежды, какую носит другой.

Существует концепция  «эффекта просачивания вниз», уходящая своими корнями в работы Г. Спенсера. С помощью этой теории ученые пытались объяснить либо функционирование моды в целом, либо отдельные проявления моды.

Согласно этой концепции, господствующий класс и, прежде всего, социальная элита после «просачивания» модной одежды, обозначающей их социальный статус, вниз, к другим классам и  слоям, сразу же устремляются в погоню за новыми культурными образцами, вводят новые «моды» в целях обозначить и сохранить свою групповую идентичность и в то же время отличие от основной массы. Последняя же постоянно стремится овладеть «модами» высших слоев, подражать им, во-первых, вследствие престижа, которым элита обладает в ее глазах, во-вторых, вследствие своего стремления к более высокому статусу. Как только «масса» овладевает и новыми «модами» – знаками высокого социального статуса, – господствующие слои вынуждены вновь менять знаковые средства своего высокого социального положения, модный цикл возобновляется, и все начинается сначала. При этом общая картина социальной иерархии не меняется.

Информация о работе Механизмы психологического воздействия