Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат
Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте, обеспечивающих регуляцию личности подростка и его поведения.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: особенности выраженности психологических защит в подростковом возрасте.
Понятие фиксации постоянно присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта, сохраняет привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам желаемого значимого объекта и к прежним, сформированным ранее, отношениям.
В противоположность механизму проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции, или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции - это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) - «хорошего» или «плохого», цельного или частичного - внутрь субъекта.
Изоляция - это механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.
Хорошо известным в повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы.
Замещение - симптомы или образования (ошибочные действия, черты характера и пр.), которые замещают бессознательные содержания. Понятие «замещающее образование» следует связать с понятиями «компромиссное образование» и «реактивное образование». Будучи проявлением защитного конфликта, всякий симптом есть компромисс. При поиске удовлетворения симптом выступает как замещающее образование, а в реактивных образованиях, напротив, одерживает верх процесс защиты.
Смещение - это случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые, представления, связанные с первым цепью ассоциаций.
Это явление наблюдается прежде всего в анализе сновидений, однако оно лежит также в основе психоневротической симптоматики, а в более общем виде - любого бессознательного образования.
Одни из наиболее успешных механизмов защиты является механизм сублимации. В качестве основных форм сублимации обычно описывают художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Иногда сублимацию рассматривают как особый случай механизма замещения.
Рационализация предполагает, не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее ''вероятностные'', нежели истинные, побуждения; дает им рациональные или идеальные обоснования.
1.2 Особенности проявления
психологических защит в
Все способы защиты, открытые и описанные в психоанализе, служат единственной цели - помочь «Я» в его борьбе с инстинктивной жизнью. Они мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено «Я», - невротической тревогой, моральной тревогой и реальной тревогой. Кроме того, простой борьбы конфликтующих импульсов уже достаточно для того, чтобы запустить защитные механизмы.
Однако «Я» защищается не только от неудовольствия, исходящего изнутри. В том же самом раннем периоде, когда «Я» знакомится с опасными внутренними инстинктивными стимулами, оно также переживает неудовольствие, источник которого находится во внешнем мире. «Я» находится в тесном контакте с этим миром, дающим ему объекты любви и те впечатления, которые фиксирует его восприятие и ассимилирует его интеллект. Чем больше значимость внешнего мира как источника удовольствия и интереса, тем выше и возможность пережить исходящее от него неудовольствие. «Я» маленького ребенка все еще живет в соответствии с принципом удовольствия; оно еще не скоро научится выносить неудовольствие вовне. В это время индивид еще слишком слаб для того, чтобы активно противостоять внешнему миру, защищаться от него при помощи физической силы или изменять его в соответствии со своей собственной волей. Как правило, ребенок еще слишком слаб физически для того, чтобы убежать от опасности, а его понимание еще так ограничено, что не может увидеть неизбежное в свете разума и подчиняться ему. В этот период незрелости и зависимости «Я», помимо того, что оно предпринимает усилия по овладению инстинктивными стимулами, стремится всеми способами защитить себя от объективного неудовольствия и грозящих ему опасностей.
Из всех периодов человеческой жизни, в которых инстинктивные процессы обретают постепенную важность, период полового созревания всегда привлекал наибольшее внимание. Психические явления, свидетельствовавшие о наступлении полового созревания, долгое время были предметом психологического исследования.
Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека. Нас интересует юность (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда, - генитальная стадия). Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Усиление сексуальных и агрессивных тенденций. Возможно возникновение психотических расстройств с целью ухода от трудностей, перепады настроения и стресс могут приводить к психотическим эпизодам в поведении. Возможно развитие склонности к дурным привычкам, зависимостям (как химическим, так и психологическим). Критический период для возникновения нарушений характера.
Причины, определяющие выбор со стороны «Я» того или иного защитного механизма, остаются пока неясными. Возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности, против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что не сделало вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.
Клинические колебания в процессе психотерапии и психоаналитические исследования показали, что неразрешенные проблемы детского возраста дают о себе знать во взрослой жизни человека. Так, фиксации на оральной стадии могут стать причиной, например, страха одиночества, неуверенности в окружающих, причиной того, что удовлетворение своих потребностей приносит страдания, причиной попыток самоубийств, нервных расстройств, причиной непонимания себя и своих чувств, частых обид, навязчивых идей.
Фиксации на анальной стадии также могут стать причиной ряда проблем в последующей жизни: негативизма, противоречивости, желания того, чтобы кто-то контролировал, сдерживал. Такие люди часто сердятся, чтобы скрыть другие чувства, и игнорируют чувства других.
Неразрешенные конфликты фаллической стадии могут во взрослой жизни человека привести к чрезвычайной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности самостоятельно принимать решения, а также к проблемам половой идентификации.
Если у ребенка не разрешены проблемы латентной фазы развития, то в его последующей жизни, возможно, будут трудности в обучении, необдуманные поступки. Такие люди не берут в расчет то, что не приносит пользы, не берут в расчет эмоции, делая что-либо. Они обычно живут событиями прошлого или мечтами будущего.
Даже психиатры
и клинические психологи, не являющиеся
убежденными психоаналитиками, приходят
к пониманию роли защитных механизмов
в развитии личности. Предположительно
преобладание, доминирование какого-либо
защитного механизма может прив
Выводы по I главе
1) Система механизмов
психологической защиты
2) Механизмы
психологической защиты
а) бессознательны;
б) искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.
3) В системе
механизмов психологической
Глава 2 Методические основы исследования механизмов психологической защиты подростков
2.1 Характеристика
диагностической программы
№ п/н |
Название методики и автор |
Цель методики |
Исследуемые параметры |
|
1 |
Опросник Плутчика- Келлермана-Конте |
Исследовать уровень напряженности 8 основных психологичеcких защит |
Напряжённость психологических защит |
|
2 |
Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека) |
Выявить типы акцентуаций характера |
Акцентуации характера подростков |
|
3 |
Тест Кеттела |
Выявить индивидуально-психологические особенности человека |
Эмоциональная устойчивость/неустойчивость |
|
4 |
Тест для выявления уровня самооценки |
Выявить уровень самооценки |
Уровень самооценки |
|
1. Опросник Плутчика-Келлермана-
C помощью опросника
Плутчика-Келлермана-Конте
2. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека)
Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека. Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических -- в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам.
3. Тест Кеттела
Опросник Кеттела, тест Кеттела, многофакторный опросник - это разные названия для одного теста, который был разработан английским психологом в начале XX века. Тест Кеттела продолжает оставаться одним из наиболее надёжных и удобных тестов по определению личностных характеристик. В данной методике нас конкретно интересует параметр «Эмоциональная устойчивость/неустойчивость». С помощью данной методики мы сможем определить уровень эмоциональной устойчивости испытуемых подростков и определить тех из них, у кого данная характеристика наиболее ярко выражена.
4. Тест для выявления уровня самооценки
Зачастую завышенная или заниженная самооценка является причиной тех или иных проблем в поведении подростка. Тест предназначен для выявления уровня самооценки испытуемых. С его помощью мы сможем выявит уровень самооценки подростков.
2.2 Программа
развития механизмов
№ занятия |
Цель |
Упражнения |
Необходимые материалы |
|
1 |
Познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, ознакомить их с правилами работы в группе. |
«Представление» «Визитки» «Правила группы» «Ритуал приветствия» «Поменяйтесь местами» (один стул убрать). «Превращения» «Релаксация» |
Кусочки картона, маркеры, карандаши, фломастеры, |
|
2 |
Сплотить испытуемых |
«Ритуал приветствия» «Рукопожатие» «Повороты» «Эмоции» «По кругу» «Релаксация» |
Листы формата А4, маркеры, карандаши, фломастеры |
|
3 |
Снятие и преодоление тревожности |
«Фанты» «Представь, что ты это можешь» «Рисовалка» «Релаксация» «Не подходи ко мне!» |
Карточки для написания заданий, ватман А2, карандаши, фломастеры, маркеры |
|
4 |
Преодоление неуверенности в себе |
«Ритуал приветствия» «Комплименты» «Горячий стул» «От чужого имени» «Релаксация» |
||
5 |
Развитие навыков саморегуляции и терпимости к людям |
«Ритуал приветствия» «Строимся по признакам» «Выключаем робота» «Небеса и ад» «Релаксация» |
||
6 |
Попрощаться с ребятами |
«Ритуал приветствия» «Журавлик» (см. приложение 3) «Релаксация» «Паутинка» |
Клубочек шерстяных ниток, листы тонкой бумаги А4 |
|