Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте, обеспечивающих регуляцию личности подростка и его поведения.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: особенности выраженности психологических защит в подростковом возрасте.

Файлы: 1 файл

Введение..doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Понятие фиксации постоянно  присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта, сохраняет привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам желаемого значимого объекта и к прежним, сформированным ранее, отношениям.

В противоположность механизму  проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции, или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции - это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) - «хорошего» или «плохого», цельного или частичного - внутрь субъекта.

Изоляция - это механизм защиты, распространенный при неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями  или другими сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.

Хорошо известным в  повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы.

Замещение - симптомы или образования (ошибочные действия, черты характера и пр.), которые замещают бессознательные содержания. Понятие «замещающее образование» следует связать с понятиями «компромиссное образование» и «реактивное образование». Будучи проявлением защитного конфликта, всякий симптом есть компромисс. При поиске удовлетворения симптом выступает как замещающее образование, а в реактивных образованиях, напротив, одерживает верх процесс защиты.

Смещение - это случай, когда  ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые, представления, связанные с первым цепью ассоциаций.

Это явление наблюдается  прежде всего в анализе сновидений, однако оно лежит также в основе психоневротической симптоматики, а в более общем виде - любого бессознательного образования.

Одни из наиболее успешных механизмов защиты является механизм сублимации. В качестве основных форм сублимации обычно описывают художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Иногда сублимацию рассматривают как особый случай механизма замещения.

Рационализация предполагает, не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее ''вероятностные'', нежели истинные, побуждения; дает им рациональные или идеальные обоснования.

1.2 Особенности проявления  психологических защит в подростковом  возрасте

Все способы защиты, открытые и описанные в психоанализе, служат единственной цели - помочь «Я» в его борьбе с инстинктивной жизнью. Они мотивированы тремя основными типами тревоги, которой подвержено «Я», - невротической тревогой, моральной тревогой и реальной тревогой. Кроме того, простой борьбы конфликтующих импульсов уже достаточно для того, чтобы запустить защитные механизмы.

Однако «Я» защищается не только от неудовольствия, исходящего изнутри. В том же самом раннем периоде, когда «Я» знакомится с  опасными внутренними инстинктивными стимулами, оно также переживает неудовольствие, источник которого находится во внешнем мире. «Я» находится в тесном контакте с этим миром, дающим ему объекты любви и те впечатления, которые фиксирует его восприятие и ассимилирует его интеллект. Чем больше значимость внешнего мира как источника удовольствия и интереса, тем выше и возможность пережить исходящее от него неудовольствие. «Я» маленького ребенка все еще живет в соответствии с принципом удовольствия; оно еще не скоро научится выносить неудовольствие вовне. В это время индивид еще слишком слаб для того, чтобы активно противостоять внешнему миру, защищаться от него при помощи физической силы или изменять его в соответствии со своей собственной волей. Как правило, ребенок еще слишком слаб физически для того, чтобы убежать от опасности, а его понимание еще так ограничено, что не может увидеть неизбежное в свете разума и подчиняться ему. В этот период незрелости и зависимости «Я», помимо того, что оно предпринимает усилия по овладению инстинктивными стимулами, стремится всеми способами защитить себя от объективного неудовольствия и грозящих ему опасностей.

Из всех периодов человеческой жизни, в которых инстинктивные  процессы обретают постепенную важность, период полового созревания всегда привлекал  наибольшее внимание. Психические явления, свидетельствовавшие о наступлении полового созревания, долгое время были предметом психологического исследования.

Определенные защитные механизмы  могут возникать на определенных стадиях развития человека. Нас интересует юность (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда, - генитальная стадия). Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые гетеросексуальные отношения. Усиление сексуальных и агрессивных тенденций. Возможно возникновение психотических расстройств с целью ухода от трудностей, перепады настроения и стресс могут приводить к психотическим эпизодам в поведении. Возможно развитие склонности к дурным привычкам, зависимостям (как химическим, так и психологическим). Критический период для возникновения нарушений характера.

Причины, определяющие выбор  со стороны «Я» того или иного  защитного механизма, остаются пока неясными. Возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с  сексуальными желаниями, тогда как  другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности, против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что не сделало вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.

Клинические колебания в  процессе психотерапии и психоаналитические исследования показали, что неразрешенные проблемы детского возраста дают о себе знать во взрослой жизни человека. Так, фиксации на оральной стадии могут стать причиной, например, страха одиночества, неуверенности в окружающих, причиной того, что удовлетворение своих потребностей приносит страдания, причиной попыток самоубийств, нервных расстройств, причиной непонимания себя и своих чувств, частых обид, навязчивых идей.

Фиксации на анальной стадии также могут стать причиной ряда проблем в последующей жизни: негативизма, противоречивости, желания того, чтобы кто-то контролировал, сдерживал. Такие люди часто сердятся, чтобы скрыть другие чувства, и игнорируют чувства других.

Неразрешенные конфликты фаллической стадии могут во взрослой жизни человека привести к чрезвычайной зависимости от других людей, от внешних событий, к неспособности самостоятельно принимать решения, а также к проблемам половой идентификации.

Если у ребенка  не разрешены проблемы латентной фазы развития, то в его последующей жизни, возможно, будут трудности в обучении, необдуманные поступки. Такие люди не берут в расчет то, что не приносит пользы, не берут в расчет эмоции, делая что-либо. Они обычно живут событиями прошлого или мечтами будущего.

Даже психиатры  и клинические психологи, не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Предположительно преобладание, доминирование какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким самоконтролем имеет тенденцию использовать интеллектуализацию как основной защитный механизм.

Выводы по I главе

1) Система механизмов  психологической защиты направлена  на минимизацию отрицательных  переживаний, связанных с конфликтами,  которые ставят под угрозу  целостность личности.

2) Механизмы  психологической защиты личности:

а) бессознательны;

б) искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.

3) В системе  механизмов психологической защиты  подростков чаще всего доминируют  такие механизмы защиты как  вытеснение или отрицание.

Глава 2 Методические основы исследования механизмов психологической  защиты подростков

2.1 Характеристика  диагностической программы механизмов  психологической защиты подростков

 

№ п/н

Название методики и автор

Цель методики

Исследуемые параметры

 

1

Опросник Плутчика- Келлермана-Конте 

Исследовать уровень  напряженности 8 основных психологичеcких  защит

Напряжённость психологических защит

 

2

Методика диагностики  акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека)

Выявить типы акцентуаций характера

Акцентуации характера  подростков

 

3

Тест Кеттела 

Выявить индивидуально-психологические  особенности человека

Эмоциональная устойчивость/неустойчивость

 

4

Тест для  выявления уровня самооценки

Выявить уровень  самооценки

Уровень самооценки

 
         

1. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте

C помощью опросника  Плутчика-Келлермана-Конте можно  исследовать уровень напряженности  8 основных психологичеcких защит,  изучить иерархию системы психологической  защиты и оценить общую напряженность  всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов, подсчитать наиболее высокий индекс напряженности каждой из защит у респондентов однородной группы, определить наличие или отсутствие корреляции между напряженностью отдельных защит и ОНЗ, а также сравнить данные показатели с показателями другой независимой группы.

2. Методика диагностики  акцентуаций характера. (Опросник  К. Леонгарда - Г. Шмишека)

Г. Шмишек разработал данный тест характера в 1970 году на основе теоретической концепции Карла Леонгарда акцентуированных характеров. Иногда также употребляется название опросник Леонгарда-Шмишека. Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических -- в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Тест Шмишека исследует типы характера, раскладывая его по акцентуированным характерам.

3. Тест Кеттела

Опросник Кеттела, тест Кеттела, многофакторный опросник - это разные названия для одного теста, который был разработан английским психологом в начале XX века. Тест Кеттела продолжает оставаться одним из наиболее надёжных и удобных тестов по определению личностных характеристик. В данной методике нас конкретно интересует параметр «Эмоциональная устойчивость/неустойчивость». С помощью данной методики мы сможем определить уровень эмоциональной устойчивости испытуемых подростков и определить тех из них, у кого данная характеристика наиболее ярко выражена.

4. Тест для  выявления уровня самооценки

Зачастую завышенная или заниженная самооценка является причиной тех или иных проблем  в поведении подростка. Тест предназначен для выявления уровня самооценки испытуемых. С его помощью мы сможем выявит уровень самооценки подростков.

2.2 Программа  развития механизмов психологической  защиты подростков

 

№ занятия

Цель

Упражнения

Необходимые материалы

 

1

Познакомиться с детьми и познакомить их друг с другом, ознакомить их с правилами работы в группе.

«Представление»

«Визитки»

«Правила группы»

«Ритуал приветствия»

«Поменяйтесь  местами» (один стул убрать).

«Превращения»

«Релаксация» 

Кусочки картона, маркеры, карандаши, фломастеры,

 

2

Сплотить испытуемых

«Ритуал приветствия»

«Рукопожатие»

«Повороты»

«Эмоции»

«По кругу»

«Релаксация» 

Листы формата  А4, маркеры, карандаши, фломастеры

 

3

Снятие и  преодоление тревожности

«Фанты»

«Представь, что  ты это можешь»

«Рисовалка»

«Релаксация»

«Не подходи  ко мне!»

Карточки для  написания заданий, ватман А2, карандаши, фломастеры, маркеры

 

4

Преодоление неуверенности  в себе

«Ритуал приветствия»

«Комплименты»

«Горячий стул»

«От чужого имени»

«Релаксация»

   

5

Развитие навыков  саморегуляции и терпимости к  людям

«Ритуал приветствия»

«Строимся по признакам»

«Выключаем  робота»

«Небеса и ад»

«Релаксация»

   

6

Попрощаться с  ребятами

«Ритуал приветствия»

«Журавлик» (см. приложение 3)

«Релаксация»

«Паутинка»

Клубочек шерстяных  ниток, листы тонкой бумаги А4

 
         

Информация о работе Механизмы психологической защиты