Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат
Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте, обеспечивающих регуляцию личности подростка и его поведения.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: особенности выраженности психологических защит в подростковом возрасте.
Глава 3 Результаты экспериментальной работы
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
Опросник Плутчика-Келлермана-
№ |
Имя испытуемого |
Индекс напряжённости механизмов психологической защиты |
Доминирующие
механизмы психологической |
|
1 |
Ирина Н. |
1. вытеснение - 0,1 2. регрессия - 0,12 3. замещение - 0,1 4. отрицание - 0,45 5. проекция - 0,5 6. компенсация - 0,3 7. гиперкомпенсация - 0,1 8. рационализация - 0,42 |
проекция отрицание |
|
2 |
Степан Л. |
1. вытеснение - 0,2 2. регрессия - 0,12 3. замещение - 0,1 4. отрицание - 0,45 5. проекция - 0, 41 6. компенсация - 0,2 7. гиперкомпенсация - 0,1 8. рационализация - 0,33 |
отрицание проекция |
|
3 |
Анна Л. |
1. вытеснение - 0,4 2. регрессия - 0,35 3. замещение - 0,3 4. отрицание - 0,45 5. проекция - 0,58 6. компенсация - 0,4 7. гиперкомпенсация - 0,2 8. рационализация - 0,17 |
проекция отрицание |
|
4 |
Никита Ч. |
1. вытеснение - 0,8 2. регрессия - 0,41 3. замещение - 0,2 4. отрицание - 0,18 5. проекция - 0,25 6. компенсация - 0,4 7. гиперкомпенсация - 0,1 8. рационализация - 0,17 |
вытеснение |
|
5 |
Артур Б. |
1. вытеснение - 0,4 2. регрессия - 0,29 3. замещение - 0,1 4. отрицание - 0,36 5. проекция - 0,83 6. компенсация - 0,1 7. гиперкомпенсация - 0,2 8. рационализация - 0,66 |
проекция рационализация |
|
6 |
Елена В. |
1. вытеснение - 0,4 2. регрессия - 0,47 3. замещение - 0,3 4. отрицание - 0,83 5. проекция - 0,82 6. компенсация - 0,3 7. гиперкомпенсация - 0,6 8. рационализация - 0,67 |
отрицание проекция |
|
7 |
Марина Ф. |
1. вытеснение - 0,2 2. регрессия - 0,11 3. замещение - 0,2 4. отрицание - 0,36 5. проекция - 0,25 6. компенсация - 0,2 7. гиперкомпенсация - 0,3 8. рационализация - 0,34 |
отрицание проекция |
|
8 |
Татьяна К. |
1. вытеснение - 0,7 2. регрессия - 0,47 3. замещение - 0,8 4. отрицание - 0,36 5. проекция - 0,25 6. компенсация - 0,1 7. гиперкомпенсация - 0,4 8. рационализация - 0,17 |
замещение вытеснение |
|
9 |
Анастасия М. |
1. вытеснение - 0,3 2. регрессия - 0,12 3. замещение - 0,1 4. отрицание - 0,45 5. проекция - 0,17 6. компенсация - 0,12 7. гиперкомпенсация - 0,8 8. рационализация - 0,33 |
гиперкомпенсация |
|
10 |
Илья Р. |
1. вытеснение - 0,6 2. регрессия - 0,23 3. замещение - 0,9 4. отрицание - 0,27 5. проекция - 0,33 6. компенсация - 0,2 7. гиперкомпенсация - 0,1 8. рационализация - 0,17 |
замещение регрессия |
|
50% выборки составили испытуемые, у которых доминируют механизмы отрицания и проекции, у 10% доминирует гиперкомпенсация, у 10% - вытеснение, у 10% - проекция и рационализация, у 10% - замещение и регрессия, у 10% - замещение и вытеснение
Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека
№ |
Имя испытуемого |
Тип личности |
Характеристика типа личности |
|
1 |
Ирина Н. |
Эмотивный тип |
Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, порождаемых в сфере духовной жизни человека. Людям этого типа свойственны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях и в различных ситуациях. |
|
2 |
Степан Л. |
Гипертимный тип |
Основной выраженной особенностью людей этого типа является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже не смотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистически, даже при возникновении трудностей и жизненных препятствий. |
|
3 |
Анна Л. |
Демонстративный тип |
Центральная особенность демонстративной личности - потребность в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания. Элементы поведения личности такого типа - самовосхваление, рассказы о себе или о событиях, в которых эта личность занимала центровое место. |
|
4 |
Никита Ч. |
Тревожный тип |
Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны. |
|
5 |
Артур Б. |
Экзальтированный тип |
Главной особенностью
личности этого типа является яркая
экзальтированная реакция. Такие люди
легко приходят в бурный восторг
от радостных событий и в |
|
6 |
Елена В. |
Экзальтированный тип |
Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Такие люди легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей с ярким внешним выражением. |
|
7 |
Марина Ф. |
Гипертимный тип |
Основной выраженной особенностью людей этого типа является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже не смотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистически, даже при возникновении трудностей и жизненных препятствий. |
|
8 |
Татьяна К. |
Застревающий тип |
Этот тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоциональных переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается. |
|
9 |
Анастасия М. |
Тревожный тип |
Главной особенностью
этого типа личности является повышенная
тревожность, беспокойство по поводу возможных
неудач, негативно проявляющееся пережи |
|
10 |
Илья Р. |
Возбудимый тип |
У людей с данным типом личности чрезвычайно выраженная импульсивность поведения. Манера их обращения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, а обусловлена импульсом, влечением или неконтролируемыми побуждениями |
|
20% выборки - подростки с гипертимным типом личности, 20% - с экзальтированным типом личности, 20% - с тревожным типом личности, 10% с демонстративным типом личности, 10% - с застревающим типом личности, 10 % - с эмотивным типом личности и 10 % - с возбудимым типом личности
Тест Кеттела
№ |
Имя испытуемого |
Эмоциональная устойчивость |
|
1 |
Ирина Н. |
высокая |
|
2 |
Степан Л. |
низкая |
|
3 |
Анна Л. |
средняя |
|
4 |
Никита Ч. |
низкая |
|
5 |
Артур Б. |
средняя |
|
6 |
Елена В. |
средняя |
|
7 |
Марина Ф. |
средняя |
|
8 |
Татьяна К. |
высокая |
|
9 |
Анастасия М. |
средняя |
|
10 |
Илья Р. |
средняя |
|
20% выборки составили
подростки с высокой эмоциональ
Тест для выявления уровня самооценки
№ |
Имя испытуемого |
Количество баллов |
Интерпретация |
|
1 |
Ирина Н. |
28 |
Испытуемая живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
2 |
Степан Л. |
30 |
Испытуемый живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
3 |
Анна Л. |
27 |
Испытуемая живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
4 |
Никита Ч. |
16 |
Очевидно, испытуемый не доволен собой, его мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью... |
|
5 |
Артур Б. |
30 |
Испытуемый живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
6 |
Елена В. |
28 |
Испытуемая живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
7 |
Марина Ф. |
37 |
Испытуемая живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
8 |
Татьяна К. |
39 |
Испытуемая довольна собой и уверена в себе. У неё большая потребность доминировать над людьми, она любит подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Ей безразлично то, что о ней говорят, но сама она имеет склонность критиковать других. |
|
9 |
Анастасия М. |
26 |
Испытуемая живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
10 |
Илья Р. |
27 |
Испытуемый живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. |
|
80% выборки составили
подростки с адекватной
3.2 Выводы
№ |
Имя испытуемого |
Доминирующие
механизмы психологической |
Тип личности |
Эмоциональная устойчивость |
Самооценка |
|
1 |
Ирина Н. |
проекция отрицание |
эмотивный |
высокая |
адекватная |
|
2 |
Степан Л. |
проекция отрицание |
гипертимный |
низкая |
адекватная |
|
3 |
Анна Л. |
проекция отрицание |
демонстративный |
средняя |
адекватная |
|
4 |
Никита Ч. |
вытеснение |
тревожный |
низкая |
заниженная |
|
5 |
Артур Б. |
проекция рационализация |
экзальтированный |
средняя |
адекватная |
|
6 |
Елена В. |
отрицание проекция |
гипертимный |
средняя |
адекватная |
|
7 |
Марина Ф. |
отрицание проекция |
гипертимный |
средняя |
адекватная |
|
8 |
Татьяна К. |
замещение вытеснение |
застревающий |
высокая |
завышенная |
|
9 |
Анастасия М. |
гиперкомпенсация |
тревожный |
средняя |
адекватная |
|
10 |
Илья Р. |
замещение регрессия |
возбудимый |
средняя |
адекватная |
|
Выводы: несомненно, связь между такой чертами личностями, акцентуациями характера и механизмами психологической защиты существует, но не всегда определяет поведение подростков в ситуациях фрустрации, так как реакция подростка прежде всего будет зависеть от самой фрустрирующей ситуации и уже в зависимости от сложившейся ситуации сработает тот или иной механизм защиты.
психологический защита подросток
Заключение
Россия переживает очередную историческую эпоху, характеризующуюся кризисами политической и экономической системы, пересмотром законодательной базы, реорганизацией системы государственного самоуправления, социально-экономическим переустройством. Все эти перемены особенно сильно влияют на подрастающее поколение. Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного пути. Именно поэтому так выражена актуальность проблемы механизмов психологической защиты подростков, так как их система способствует поддержанию стабильности и эмоционального принятия детьми себя и своего окружения.
Из результатов исследования
можно увидеть, что существует взаимосвязь
между механизмами
Список литературы
1. Психологическая диагностика /под ред. Акимовой М. К., К. М. Гуревич. СПб Питер 2008
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. - М., 1996.
3. Д. Зиглер. Теории личности. - СПб.: Питер, 2002.
4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание,1998.
5. Калитеевская Е. Р.
Пути становления
6. Большая энциклопедия
психологических тестов под
7. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.
8. Кочубей Б.И., Новикова
Е.В. Эмоциональная
9. Психология. / Под редакцией Крыловой Н.Р. - М.: Академия, 2003.
10. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2001
11. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. - Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001.
12. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
13. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте/ Дисс. докт. мед. наук.- Бишкек - СПб.: ПНИ,1994.
14. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: «Педагогика-пресс», 1993.
15. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1923.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: «П», 1990.
17. Чумакова Е.В. Психологическая
защита личности в системе
детско-родительского
18. Шмидбауэр В. Вытеснение
и другие защитные механизмы.
Энциклопедия глубинной