Механизмы психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте, обеспечивающих регуляцию личности подростка и его поведения.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: особенности выраженности психологических защит в подростковом возрасте.

Файлы: 1 файл

Введение..doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3 Результаты экспериментальной работы

3.1 Результаты  констатирующего эксперимента

Опросник Плутчика-Келлермана-Конте

 

Имя испытуемого

Индекс напряжённости  механизмов психологической защиты

Доминирующие  механизмы психологической защиты

 

1

Ирина Н.

1. вытеснение - 0,1

2. регрессия  - 0,12

3. замещение - 0,1

4. отрицание  - 0,45

5. проекция - 0,5

6. компенсация  - 0,3

7. гиперкомпенсация - 0,1

8. рационализация - 0,42

проекция

отрицание

 

2

Степан Л.

1. вытеснение - 0,2

2. регрессия  - 0,12

3. замещение  - 0,1

4. отрицание  - 0,45

5. проекция - 0, 41

6. компенсация  - 0,2

7. гиперкомпенсация - 0,1

8. рационализация - 0,33

отрицание

проекция

 

3

Анна Л.

1. вытеснение - 0,4

2. регрессия  - 0,35

3. замещение  - 0,3

4. отрицание  - 0,45

5. проекция - 0,58

6. компенсация  - 0,4

7. гиперкомпенсация - 0,2

8. рационализация - 0,17

проекция

отрицание

 

4

Никита Ч.

1. вытеснение - 0,8

2. регрессия  - 0,41

3. замещение  - 0,2

4. отрицание  - 0,18

5. проекция - 0,25

6. компенсация  - 0,4

7. гиперкомпенсация - 0,1

8. рационализация - 0,17

вытеснение

 

5

Артур Б.

1. вытеснение - 0,4

2. регрессия  - 0,29

3. замещение  - 0,1

4. отрицание  - 0,36

5. проекция - 0,83

6. компенсация  - 0,1

7. гиперкомпенсация - 0,2

8. рационализация - 0,66

проекция

рационализация

 

6

Елена В.

1. вытеснение - 0,4

2. регрессия  - 0,47

3. замещение  - 0,3

4. отрицание  - 0,83

5. проекция - 0,82

6. компенсация  - 0,3

7. гиперкомпенсация - 0,6

8. рационализация - 0,67

отрицание

проекция

 

7

Марина Ф.

1. вытеснение - 0,2

2. регрессия  - 0,11

3. замещение  - 0,2

4. отрицание  - 0,36

5. проекция - 0,25

6. компенсация - 0,2

7. гиперкомпенсация - 0,3

8. рационализация - 0,34

отрицание

проекция

 

8

Татьяна К.

1. вытеснение - 0,7

2. регрессия  - 0,47

3. замещение  - 0,8

4. отрицание  - 0,36

5. проекция - 0,25

6. компенсация  - 0,1

7. гиперкомпенсация - 0,4

8. рационализация - 0,17

замещение

вытеснение

 

9

Анастасия М.

1. вытеснение - 0,3

2. регрессия  - 0,12

3. замещение  - 0,1

4. отрицание  - 0,45

5. проекция - 0,17

6. компенсация  - 0,12

7. гиперкомпенсация - 0,8

8. рационализация - 0,33

гиперкомпенсация

 

10

Илья Р.

1. вытеснение - 0,6

2. регрессия  - 0,23

3. замещение  - 0,9

4. отрицание  - 0,27

5. проекция - 0,33

6. компенсация  - 0,2

7. гиперкомпенсация - 0,1

8. рационализация - 0,17

замещение

регрессия

 
         

50% выборки составили  испытуемые, у которых доминируют  механизмы отрицания и проекции, у 10% доминирует гиперкомпенсация, у 10% - вытеснение, у 10% - проекция и рационализация, у 10% - замещение и регрессия, у 10% - замещение и вытеснение

 

Опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека

 

Имя испытуемого

Тип личности

Характеристика типа личности

 

1

Ирина Н.

Эмотивный тип

Важнейшей особенностью эмотивной личности является высокая  чувствительность и глубина переживаний  в области тонких эмоций, порождаемых  в сфере духовной жизни человека. Людям этого типа свойственны  мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях и в различных ситуациях.

 

2

Степан Л.

Гипертимный тип

Основной выраженной особенностью людей этого типа является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже не смотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистически, даже при возникновении трудностей и жизненных препятствий.

 

3

Анна Л.

Демонстративный тип

Центральная особенность  демонстративной личности - потребность  в самовыражении, постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе интерес, быть в центре всеобщего внимания. Элементы поведения личности такого типа - самовосхваление, рассказы о себе или о событиях, в которых эта личность занимала центровое место.

 

4

Никита Ч.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных  неудач, негативно проявляющееся  переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных  поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны.

 

5

Артур Б.

Экзальтированный  тип

Главной особенностью личности этого типа является яркая  экзальтированная реакция. Такие люди легко приходят в бурный восторг  от радостных событий и в глубочайшее  отчаяние от событий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей с ярким внешним выражением.

 

6

Елена В.

Экзальтированный  тип

Главной особенностью личности этого типа является яркая экзальтированная реакция. Такие люди легко приходят в бурный восторг от радостных событий и в глубочайшее отчаяние от событий печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу как положительных, так и печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются у людей с ярким внешним выражением.

 

7

Марина Ф.

Гипертимный тип

Основной выраженной особенностью людей этого типа является постоянное пребывание в приподнятом эмоциональном настроении, даже не смотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается у них с высокой активностью, жаждой деятельности. Для них характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь такие люди смотрят всегда оптимистически, даже при возникновении трудностей и жизненных препятствий.

 

8

Татьяна К.

Застревающий  тип

Этот тип  личности характеризуется высокой  устойчивостью аффекта, длительностью  эмоциональных переживаний. Оскорбление  личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда легко не прощается.

 

9

Анастасия М.

Тревожный тип

Главной особенностью этого типа личности является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных  неудач, негативно проявляющееся переживание за свою судьбу и судьбу своих близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству может и не быть или они незначительны.

 

10

Илья Р.

Возбудимый  тип

У людей с  данным типом личности чрезвычайно  выраженная импульсивность поведения. Манера их обращения и взаимодействия с людьми в значительной мере зависит не от логики, а обусловлена импульсом, влечением или неконтролируемыми побуждениями

 
         

20% выборки - подростки с гипертимным типом  личности, 20% - с экзальтированным  типом личности, 20% - с тревожным типом личности, 10% с демонстративным типом личности, 10% - с застревающим типом личности, 10 % - с эмотивным типом личности и 10 % - с возбудимым типом личности

Тест Кеттела

 

Имя испытуемого

Эмоциональная устойчивость

 

1

Ирина Н.

высокая

 

2

Степан Л.

низкая

 

3

Анна Л.

средняя

 

4

Никита Ч.

низкая

 

5

Артур Б.

средняя

 

6

Елена В.

средняя

 

7

Марина Ф.

средняя

 

8

Татьяна К.

высокая

 

9

Анастасия М.

средняя

 

10

Илья Р.

средняя

 
       

20% выборки составили  подростки с высокой эмоциональной устойчивостью, 20% - с низкой эмоциональной устойчивостью и 60% - со средней эмоциональной устойчивостью.

Тест для  выявления уровня самооценки

 

Имя испытуемого

Количество  баллов

Интерпретация

 

1

Ирина Н.

28

Испытуемая  живёт в согласии с собой, знает себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

2

Степан Л.

30

Испытуемый  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

3

Анна Л.

27

Испытуемая  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного  характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

4

Никита Ч.

16

Очевидно, испытуемый не доволен собой, его мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью...

 

5

Артур Б.

30

Испытуемый  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

6

Елена В.

28

Испытуемая  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного  характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

7

Марина Ф.

37

Испытуемая  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного  характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения  к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

8

Татьяна К.

39

Испытуемая  довольна собой и уверена в  себе. У неё большая потребность доминировать над людьми, она любит подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Ей безразлично то, что о ней говорят, но сама она имеет склонность критиковать других.

 

9

Анастасия М.

26

Испытуемая  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу её отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У неё нормальная здоровая самооценка, она умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 

10

Илья Р.

27

Испытуемый  живёт в согласии с собой, знает  себя и может себе доверять. Обладает ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу его отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У него нормальная здоровая самооценка, он умеет быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

 
         

80% выборки составили  подростки с адекватной самооценкой, 10% - с заниженной самооценкой  и 10% - с завышенной.

3.2 Выводы

 

Имя испытуемого

Доминирующие  механизмы психологической защиты

Тип личности

Эмоциональная устойчивость

Самооценка

 

1

Ирина Н.

проекция

отрицание

эмотивный

высокая

адекватная

 

2

Степан Л.

проекция

отрицание

гипертимный

низкая

адекватная

 

3

Анна Л.

проекция

отрицание

демонстративный

средняя

адекватная

 

4

Никита Ч.

вытеснение

тревожный

низкая

заниженная

 

5

Артур Б.

проекция

рационализация

экзальтированный

средняя

адекватная

 

6

Елена В.

отрицание

проекция

гипертимный

средняя

адекватная

 

7

Марина Ф.

отрицание

проекция

гипертимный

средняя

адекватная

 

8

Татьяна К.

замещение

вытеснение

застревающий

высокая

завышенная

 

9

Анастасия М.

гиперкомпенсация

тревожный

средняя

адекватная

 

10

Илья Р.

замещение

регрессия

возбудимый

средняя

адекватная

 
             

Выводы: несомненно, связь между такой чертами  личностями, акцентуациями характера  и механизмами психологической  защиты существует, но не всегда определяет поведение подростков в ситуациях  фрустрации, так как реакция подростка  прежде всего будет зависеть от самой фрустрирующей ситуации и уже в зависимости от сложившейся ситуации сработает тот или иной механизм защиты.

психологический защита подросток

 

Заключение

Россия переживает очередную  историческую эпоху, характеризующуюся  кризисами политической и экономической системы, пересмотром законодательной базы, реорганизацией системы государственного самоуправления, социально-экономическим переустройством. Все эти перемены особенно сильно влияют на подрастающее поколение. Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития, возникающих на этом этапе жизненного пути. Именно поэтому так выражена актуальность проблемы механизмов психологической защиты подростков, так как их система способствует поддержанию стабильности и эмоционального принятия детьми себя и своего окружения.

Из результатов исследования можно увидеть, что существует взаимосвязь  между механизмами психологической  защиты, акцентуациями характера  и личностными чертами, что, бесспорно, влияет на поведение подростка, попавшего в ситуацию фрустрации. Таким образом выдвинутая нами теория нашла своё подтверждение.

Список литературы

1. Психологическая диагностика  /под ред. Акимовой М. К., К.  М. Гуревич. СПб Питер 2008

2. Блюм Г. Психоаналитические  теории личности. - М., 1996.

3. Д. Зиглер. Теории личности. - СПб.: Питер, 2002.

4. Грановская Р.М., Никольская  И.М. Защита личности: психологические  механизмы. СПб.: Знание,1998.

5. Калитеевская Е. Р.  Пути становления самодетерминации  личности в подростковом возрасте/ Вопросы психологии - 2006 № 3

6. Большая энциклопедия  психологических тестов под ред.  Карелина

7. Киршбаум Э., Еремеева  А. Психологическая защита. 3-е  изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005.

8. Кочубей Б.И., Новикова  Е.В. Эмоциональная устойчивость  школьника. М.: Знание, 1988.

9. Психология. / Под редакцией  Крыловой Н.Р. - М.: Академия, 2003.

10. Никольская И.М., Грановская  Р.М. Психологическая защита у  детей. - СПб.: Речь, 2001

11. Психология личности. Том  1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского  В.К. - Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001.

12. Самосознание и защитные  механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.

13. Сирота Н.А. Копинг-поведение  в подростковом возрасте/ Дисс. докт. мед. наук.- Бишкек - СПб.: ПНИ,1994.

14. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: «Педагогика-пресс», 1993.

15. Фрейд З. Психопатология  обыденной жизни. М., 1923.

16. Фрейд З. Психология  бессознательного. М.: «П», 1990.

17. Чумакова Е.В. Психологическая  защита личности в системе  детско-родительского взаимодействия. С-Пб ГУ, 1999.

18. Шмидбауэр В. Вытеснение  и другие защитные механизмы.  Энциклопедия глубинной психологии, Т.1. М.: Менеджмент. 1998.


Информация о работе Механизмы психологической защиты