Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 01:31, курсовая работа
Психосоматические нарушения известны человечеству с момента его возникновения, т.к. жизнь во всех её проявлениях проходит на фоне эмоционального реагирования.
Социализация общества, ведущая не только к прогрессу и становлению коллективного самосознания, но и к перегрузке человека психотравмирующими воздействиями, усилению частоты эмоционального реагирования, приводит к повышению частоты психосоматических расстройств. Способствуют возникновению психосоматических расстройств такие факторы, как социальные катаклизмы, стихийные бедствия,
Введение………………………………………………………………………….3
Глава Ι Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе…………4
Понятие психосоматических расстройств в современной психолого-педагогической литературе………………………………………………….5
Теория возникновения психосоматических расстройств………………….6
1.3
ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж» кк |
Механизм возникновения психосоматических расстройств у детей младшего школьного возраста |
[Введите подзаголовок документа] |
user |
[Выберите дату] |
[Введите
аннотацию документа. |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава Ι Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе…………4
1.3
1. ВВЕДЕНИЕ.
Психосоматические нарушения
известны человечеству с момента
его возникновения, т.к. жизнь во
всех её проявлениях проходит на фоне
эмоционального реагирования.
Социализация общества, ведущая не только
к прогрессу и становлению коллективного
самосознания, но и к перегрузке человека
психотравмирующими воздействиями, усилению
частоты эмоционального реагирования,
приводит к повышению частоты психосоматических
расстройств. Способствуют возникновению
психосоматических расстройств такие
факторы, как социальные катаклизмы, стихийные
бедствия, гражданские беспорядки, экономическая
нестабильность, безработица, перемещение
рабочей силы, материальная необеспеченность,
бродяжничество, злоупотребление алкоголем,
употребление наркотиков. Кроме того,
влияют некоторые демографические сдвиги,
в частности, большое число одиноких или
живущих раздельно лиц, рост числа разводов,
а также – либерализация общества, свобода
нравов. Дополнительными факторами являются
реформы образования, адаптация детей
к школе, неадекватный воспитательный
подход.
Актуальность проблемы психосоматических
расстройств на современном этапе подтверждается
статистическими фактами. По данным разных
исследований, не менее 30% больных, обращающихся
с соматическими жалобами в поликлиники
и стационары, имеют невротические симптомы,
а 22% лиц с жалобами психосоматического
характера отнимают до 50% рабочего времени
врача.
По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов,
в т. ч. детей, посещающих кабинеты соматических
врачей, относятся к группе психосоматических
больных.
Последние годы достаточно много детей
с психосоматическими расстройствами
обращается за помощью к психологам. По
данным различных авторов, число больных
с функциональными (психосоматическими)
нарушениями составляет от 16 до 68% в детском
контингенте больных.
Психогенная природа аффективных нарушений,
лежащих в основе большинства психосоматических
расстройств, обусловливает важность
включения психотерапии и психокоррекции
в комплекс лечебных мероприятий в отношении
пациентов данного профиля, в том числе
коррекционное воздействие различными
формами арттерапии, игровыми методиками.
Однако, в настоящее время имеется ещё
ряд вопросов, касающихся повышения эффективности
психологической коррекции психогенно
обусловленных соматических расстройств
у детей, практически недостаточно освещенных
в специальной литературе.
Таким образом, актуальность данной проблемы,
а также недостаточная разработка её и
отражение в психологической литературе,
определили выбор темы "Механизмы возникновения
психосоматических расстройств у детей
младшего школьного возраста".
Исследование проблемы психосоматических
расстройств началось в конце XIX – начале
XX веков: Вундт В., Грот Н., Ждеймс У., Клаперед
Э., Крюге Ф.. В трудах этих исследователей
анализировалось влияние эмоциональных
изменений на телесные изменения – на
работу различных органов. О конверсии
эмоционального конфликта на соматические
функции организма писали З. Фрейд, И. Брейер,
Ф. Александер. В детской практике подчеркивалось
двойное (психологическое и телесное)
выражение эмоций. Многие исследователи
подчеркивают роль матери в возникновении
отрицательных эмоций у ребенка при нарушении
системы мать – дитя. Это представители
первого направления разработки проблемы
психосоматических расстройств – психологического,
связанного с изучением эмоций у взрослых
и детей.
Второе направление разработки данной
проблемы – физиологическое (нейропсихиатрическое),
возникшее позже и основанное на идеях
нервизма С.П. Боткина, И.М. Сеченова. И.М.
Сеченов писал, что всякая болезнь тела
сопровождается психическим расстройством
в разнообразнейших формах. Основоположниками
второго направления являются И.П. Павлов
и его последователи. Их работами подтверждалась
идея, так называемого психофизиологического
монизма, согласно которой не существует
отдельно ни психических, ни физиологических
процессов. Организм един в своём реагировании
на раздражения, идущие из внешней или
внутренней среды.
В настоящее время проводится дальнейшее
изучение проблемы психосоматических
расстройств у детей с описанием клинических
проявлений, уточнением этиологии, факторов
риска и разработкой лечения и профилактики.
Разработка терапевтических подходов
при психосоматических расстройствах
являлась основной целью многих исследований,
в которых предлагались принципы и схемы
терапии. Большое количество принципов
терапии психосоматических расстройств,
в основном, на основе психологического
подхода приводит Д.Н. Исаев. На основе
исследования, проведенного на большом
клиническом материале детского общесоматического
стационара, с учетом динамики психосоматических
расстройств разработаны клинико-динамические
и клинико-патогенетические принципы
лечения детей.
В отношении собственно психотерапии
психосоматических расстройств существуют
самые различные психотерапевтические
и психокоррекционные подходы. Среди наиболее
часто применяемых методов можно отметить
суггестивную, рациональную психотерапию,
аутогенную тренировку, самогипноз, нервно-мышечную
релаксацию, бихевиоральную терапию, приёмы,
основанные на принципе биологической
обратной связи, арттерапию, семейную
психотерапию, психоанализ.
Предметом исследования данной работы
является процесс мехвнизмы возникновения
психосоматических расстройств у детей
младшего школьного возраста.
Арт-терапия использует возможности творческой
деятельности и восприятия произведений
искусства для вызывания положительных
эмоций, отреагирования негативных эмоций,
релаксации, развития навыков общения
и саморегуляции. С другой стороны, оздоровительное
соматотропное воздействие арт-терапии
базируется на биологических корнях искусства,
исходящих из основных инстинктивных
форм адаптации в филогенезе.
Учитывая, что на выраженность и длительность
психосоматических расстройств влияет
возраст и не последнюю роль в их возникновении
играют возрастные кризисы, во время которых
чаще происходит возникновение или обострение
аффективных нарушений с обязательной
соматизацией, объектом исследования
являются дети младшего школьного возраста.
Цель данной работы – изучить механизмы
возникновения психосоматических расстройств
у детей младшего школьного возраста.
Глава Ι Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
1.1 Понятие психосоматических
расстройств в современной
Наш организм отражает все
то, что мы тщательно скрываем даже
от самих себя. Но рано или поздно
накопившиеся проблемы дают о себе
знать, проявляются в виде тех
или иных заболеваний. "Плачет мозг,
а слезы - в сердце, печень, желудок..."
- писал известный отечественный
учёный, врач и психолог Александр
Лурия. Так развивается гипертоническая
болезнь, язвенная, ишемическая и множество
других. Зигмунд Фрейд писал: "Если мы
гоним проблему в дверь, то она в виде симптома
лезет в окно". В основе психосоматики
лежит механизм психологической защиты,
который называется вытеснением, - это
значит, что мы стараемся не думать о неприятностях,
отметать от себя проблемы, не анализировать
их, не встречать их лицом к лицу. Вытесненные
таким образом проблемы переходят с того
уровня, на котором они возникли, т. е. с
социального (межличностных взаимоотношений)
или психологического (нереализованных
желаний и стремлений, подавленных эмоций,
внутренних конфликтов), на уровень физического
тела. Бронхиальная астма; Эссенциальная гипертония; Желудочно-кишечные болезни; Язвенный колит; Ревматоидный артрит; Нейродермит; Инфаркт; Сахарный диабет; Сексуальные расстройства; Зоб; Онкозаболевания. Ради исторической справедливости
следует указать что ещё в 1950 г. известный
американский психоаналитик Франц Александер
(Franz Alexander – 1891 – 1964) дал перечень семи
классических психосоматических болезней:
эссенциальная гипертония, язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный
артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная
астма, язвенный колит и нейродермит. Этот
список псотояно дополняется, было проведено
огромное количество исследований, но
безусловная принадлежность этой семерки
к психосоматике считается доказанной.
Три национальные школы внесли наибольший
вклад в разработку проблем психосоматической
медицины: американская (F. Alexander, H.F. Dunbar,
I. Weis и G.Engel), разрабатывающая теоретические
основы психосоматики на основе психоаналитических
концепций; немецкая школа (W.von Krehl, von Weizsacker,
von Bergman), отдающая предпочтение разработке
философских основ психосоматики, и отечественная
школа, в которой основой изучения психосоматических
расстройств является учение И.П.Павлова
о высшей нервной деятельности. С начала
XX века И.П.Павлов в целом ряде своих работ
показал значение центральной нервной
системы в регуляции соматических функций.
Дальнейшим развитием этой проблемы занимался
ученик И.П.Павлова П.К. Анохин. Им была
создана теория функциональных систем
организма, которая позволила с новых
позиций оценить роль эмоций и мотиваций
в развитии соматических заболеваний.
Приведём ряд примеров развития психосоматических
реакций и заболеваний. Наличие определённых личностных
особенностей, прежде всего в рамках
акцентуации или Биография «богатая кризисными событиями»; Наличие семейного предрасположения к определённым болезням; Развитие соматических и
психических расстройств в Явная тенденция к появлению или усилению соматической патологии в критические периоды жизни; Существование у индивида сексуальных проблем; Сочетание у одного индивидуума выше перечисленных признаков. |
1.2 Теория возникновения психосоматических расстройств.
Предположение о существовании
тесных связей между эмоциональными
состояниями человека и нарушениями
физического (соматического) здоровья
имеет давнюю историю. Идеи смерти или
развития тяжелых недугов по причине
сильных эмоциональных
"... все - и хорошее
и плохое - порождается в теле
и во всем человеке душою,
и именно из нее все
В античной медицине идея влияния
души на физические процессы, протекающие
в теле, была одной из центральных.
Хрестоматийным примером античных представлений
стала концепция истерии как
следствия непроизвольного
Сам спор основывается на том, что противоположные стороны по-разному понимают психику и, соответственно, по-разному решают один из основных методологических вопросов клинической психологии - о связи психики и мозга.
Учение о связи соматических
заболеваний и психических
Идея психологического конфликта как основы психосоматических расстройств получила дальнейшее развитие в рамках психодинамического направления в психологии. Клинико-психологический анализ явлений гипноза и истерии, проводившийся во второй половине XIX в. с целью изучения механизмов соматических изменений под влиянием психологических воздействий, привел к предположению о возможности непосредственного отражения в клиническом синдроме психологического содержания неосознаваемого внутриличностного (эмоционального) конфликта, спровоцировавшего развитие заболевания. Тогда же возникло и два теоретических подхода, пытавшихся с разных методологических позиций объяснить наблюдаемую связь между формой болезни и содержанием конфликта: психодинамический и кортиковисцеральный.
Базовые теоретические положения психодинамической концепции психосоматических расстройств были сформулированы З. Фрейдом (1856-1939). Однако нужно помнить, что сама психосоматическая проблема никогда не была в центре внимания основателя метода психоанализа и его ближайших последователей. Главной целью психологических изысканий З. Фрейда был поиск эффективного метода, с помощью которого пациент мог лучше понять свое состояние и увидеть связь психического расстройства со своей личностью. И сама трактовка психосоматических отношений, встречаемая в ранних работах австрийского невропатолога, ограничена узкой сферой истерических расстройств.
С точки зрения З. Фрейда, психопатологические симптомы поддерживаются динамикой бессознательных сил - энергии (либидо) и аффекта (катексиса), ограниченных в своем внешнем проявлении социальными нормами. Увидеть эти энергетические процессы в психике естественнонаучными методами, применяемыми в эмпирической клинической психологии, невозможно: они приобретают вещественную форму только в виде символических знаков. Когда под воздействием жестких социальных норм-запретов прямое выражение аффективных побуждений становится невозможным, динамическое напряжение бессознательных сил реализуется в виде символов, спроецированных на проблемную область жизни пациента.
Истерия как психопатологический
синдром вызывается, по мнению З. Фрейда,
неразрешенным эмоциональным
Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь. Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Дальнейшее развитие этой идеи пошло по пути поиска и совершенствования метода актуализации личностных ресурсов. Поэтому психосоматические нарушения в психоанализе долгое время отождествлялись только с конверсионным психическим расстройством.
Под конверсионным психическим
расстройством сегодня
Истинно конверсионным считается расстройство, которое возникает вследствие неспособности человека самостоятельно разрешить возникшие проблемы и конфликты, вызывающие у него очень неприятные чувства.
Типичный пример детей
с истинно конверсионным
В современной клинической психол
Дальнейшее развитие психодинамической концепции психосоматических расстройств происходило в нескольких направлениях: теория личностных профилей, теория психосоматической специфичности, теория психосоматического Эго.
Теория личностных профилей связана с именем Ф. X. Данбар (F. H. Dunbar). В 1935 г. ею были опубликованы результаты исследования о связи соматических расстройств с определенными типами эмоциональных реакций, к которым предпочитают прибегать люди с теми или иными характерологическими чертами. Она обратила внимание на укорененную в личности предрасположенность к реагированию на психологический конфликт конкретным соматическим расстройством. В 1948 г. Ф. Данбар закончила разработку концепции личностных профилей, в которой эта исследовательница утверждала, что эмоциональные реакции на проблемные жизненные ситуации являются производными от структуры личности больного. Из этого тезиса вытекало предположение, что каждое соматическое заболевание, развившееся вследствие непроработанного психологического конфликта, связано с вполне определенным набором характерологических черт и паттернов межличностного взаимодействия. Ею были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности.
Информация о работе Механизмы психосоматических расстройств у детей младше школьного возраста